Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
20-06-2006 19:00
 
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Реанимировать Арсаки. Вряд ли после отмены отсрочек семинаристы будут служить в российской армии "на общих основаниях"

Новость об отмене отсрочек от призыва в армию для семинаристов пришла из российской Госдумы в самом начале студенческих каникул - когда, сдав экзамены по литургике и Ветхому Завету, отпев в хоре на торжественных службах Троицы, большинство "бурсаков" разъехалось по домам. Может быть, этим объясняется отсутствие не то что бурной, а вообще сколько-нибудь заметной реакции студентов духовных школ на кажущееся сенсационным решение законодателей? Отчасти так. Но главная причина спокойствия семинаристов - сложившееся за время пребывания в церковном истеблишменте, пусть и на самой низшей его ступеньке, ощущение принадлежности к господствующему клерикальному классу, который пользуется особым покровительством власти и которому, в силу этого покровительства, "ничто не угрожает".

Опыт с призывом в армию семинаристов уже имеется в новейшей истории России. Когда в середине 90-х, на фоне начавшейся войны в Чечне, уносившей на первом этапе тысячи солдатских жизней, призывать стали всех подряд, семинаристы тоже пошли служить. Но, конечно, они попали не в Чечню и даже не в грязную казарму с пьяными "дедами" и "прапорами". Для них был создан специальный "духовно-военный заповедник" при Смоленско-Зосимовой пустыне в поселке Арсаки Александровского района Владимирской области. Совсем недалеко от Троице-Сергиевой лавры, куда военнослужащие семинаристы могли с комфортом ездить на большие праздники. Да и в месте их постоянной дислокации служба была "непыльной" - немного работали на реставрации монастырских построек, но в основном занимались пением и другими изящными церковными искусствами. Вместимость части была довольно большой, и в московских храмах появились объявления о том, что православные молодые люди, даже не семинаристы, могут отслужить два года в высокодуховных условиях. Впрочем, едва ли все это как-то сказалось на укреплении боеспособности России в период первой Чеченской кампании.

В самом конце 90-х торжественно ввели отсрочку для будущих духовных лиц, и семинарии, по данным официальной статистики, испытали приток абитуриентов. Естественно, что сейчас ожидается обратный процесс - недостаток духовных студентов. О подобных опасениях заявил в интервью Порталу проректор одной из московских семинарий - Перервинской - Владимир Стасюк. Он заметил, что демографический спад, связанный со вступлением во взрослую жизнь "провального" поколения начала 90-х (такие демографически "провальные" поколения случаются каждые 20-25 лет в России - это отзвук еще Второй мировой войны), который, собственно, и спровоцировал отмену отсрочек, представляет собой такую же проблему для Церкви, как и для армии. Но если армия подвергается, образно выражаясь, одинарному демографическому налогообложению, то Церковь - двойному: за счет призыва в армию ее лишают и того небольшого кадрового ресурса, на который она могла бы рассчитывать. И тут важно иметь в виду еще один демографический перекос: несмотря на плоды "духовного возрождения", идущего в стране более 15 лет, большинство прихожан храмов РПЦ МП по-прежнему составляют пожилые люди, религиозно не очень грамотные. А вот окормлять их должны молодые священники, потому что старое поколение священников весьма немногочисленно. И призыв семинаристов может заметно усугубить диспропорцию между пожилыми прихожанами и молодыми священниками, которых будет остро не хватать.

Но, может быть, отмена отсрочек для семинаристов - это хороший шанс для РПЦ МП утвердить институт капелланов в армии, укрепить армейско-церковную спайку? Во всяком случае, со стороны священников, служащих в армии, отмена отсрочек встречена со сдержанным оптимизмом. С одной стороны, все - и Церковь, и армейское командование - понимают, что несколько десятков, пусть даже сотен, студентов духовных школ ситуации с комплектованием армии не изменят. Зато "армейская школа", которую пройдут семинаристы, сможет стать хорошим заделом для будущего служения в качестве капелланов. Кстати, зная о готовящейся отмене отсрочек, военное ведомство РПЦ МП (синодальный Отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями) совместно с Главной военной прокуратурой подготовило в прошлом году проект закона о военных священниках, которым были предусмотрены и младшие должности для их помощников - рядовых и старшин-семинаристов. Закон этот пока не прошел, хотя в современном "правовом поле" он запросто может появиться, несмотря на всю свою неконституционность. Так будет оборудован приличный уголок для семинаристов, попавших в армию, - помогать полковым батюшкам. Если же закон о военном духовенстве все же не пройдет, ничто не мешает "реанимировать Арсаки" - пойти по пути создания специальных воинских частей для "воцерковленных православных", атмосфера которых мало чем будет отличаться от семинаристской, благо и в последней представлена, хоть в облагороженной форме, своеобразная "дедовщина".

Между прочим, проблему "дедовщины" в Церкви (правда, на примере монастырей) затрагивал в своем докладе на последнем Архиерейском Соборе РПЦ МП Патриарх Алексий II. Одним из источников этого позорного явления стал "военный опыт" многих новоиспеченных клириков и монашествующих, пришедших в Церковь непосредственно после увольнения из рядов вооруженных сил. Вообще, в отношениях армии и Церкви в России очень много психологических и правовых коллизий, которые только усугубит призыв семинаристов в армию. Думается, процесс "взаимообогащения" этих двух "стержневых основ" российского общества - Церкви и армии - станет еще более активным и фатальным.

Александр Солдатов,

"Портал-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]