Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
07-06-2006 19:30
 
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Хавский тупик. В современной России не только люди, но и камни - "православные по рождению", а "православие у нас только одно"

Недавно в популярной программе Александра Архангельского на российском телевидении можно было лицезреть архиепископа Рязанского и Касимовского Павла (Пономарева) (РПЦ МП), который внушительным тоном, солидно улыбаясь, объяснял непонятливому корреспонденту, что храмы Рязанского кремля, "конечно же", должны принадлежать РПЦ МП. "Неужели же это непонятно!?" И, вроде бы, так убедительно звучала аргументация интеллигентного владыки, что хотелось воскликнуть – конечно же, отдайте все Церкви! Это самый эффективный из всех возможных в современной России собственников - и не только кремлей, музеев, газет, пароходов, но и угодий, природных ресурсов, недр... Многие наши православные сограждане и сочувствующие им чиновники с этим, может, эмоционально и согласятся, но помимо эмоций должно быть и право. По какому праву передавать Церкви то, что ей никогда не принадлежало? Нет в России даже закона о церковной реституции. То есть, по букве закона, Церкви не обязаны возвращать даже принадлежавшую ей собственность, тем более - кремли с массой гражданских построек.

Однако попытки апеллировать к нормам гражданского права вызывают в современной России усмешки, и не только в православной среде. Здесь все больше живут "по традициям" или, если угодно, "по понятиям". Одно из ключевых "понятий" - "православный по традиции", или, как чаще теперь говорят, "православный по рождению". Оказывается, это странная категория духовного крепостного права распространяется и на имущество. Например, по букве закона, могут возникнуть вопросы, почему, например, все храмы, построенные до XVII века, передаются только РПЦ МП, если преемниками веры тех, кто их построил, являются (не в меньшей, во всяком случае, степени) и старообрядцы. Но чиновники считают, что "по умолчанию" наша страна "православная по рождению", а православие - это РПЦ МП, значит, ей "всю историю", "всю древность" и надо передавать.

Есть еще и прагматический аргумент: передавать надо тому, "кто потянет восстановление". Но тут есть очевидная нестыковка. У РПЦ МП никаких особых средств нет - из отчетов Патриарха на былых Архиерейских Соборах видно, что общецерковный бюджет меньше бюджета иного отдельно взятого магазина. Мы не касаемся здесь размеров личного состояния отдельных архиереев – речь о средствах собственно церковных. Но представители РПЦ МП, не получающие субсидий из личных состояний наиболее богатых архиереев, вынуждены обхаживать чиновников и бизнесменов, чтобы те дали деньги на восстановление. Итак, дело не в "финансовой состоятельности", а в чем-то ином. Это "что-то" – есть особая связь РПЦ МП с госструктурами – то, что обычно называют "сергианством", или "симфонией в новых исторических условиях".

Весь этот разговор – не более чем предисловие к другому, более частному. В Москве, аккурат на полпути между Свято-Даниловым монастырем, где находится официальная резиденция главы РПЦ МП Патриарха Алексия II, и Донским монастырем, где пребывают мощи св. Патриарха Тихона, на углу Серпуховского вала и Хавской улицы стоит старообрядческий храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Построили его старообрядцы на свои собственные деньги, ни у кого не одалживаясь. Но в 1932 г. храм закрыли, устроив в нем дом культуры для рабочих, а старообрядцам предложили ходить "куда-нибудь еще", если у них еще есть религиозные потребности.

Шли годы, пухло царство ГУЛАГа, гремела война, пригревала оттепель, гнил застой, бушевала "перестройка" – а храм все не использовался по назначению. Наконец в бурные гайдаро-чубайсные годы некий бизнесмен решил сделать из культового здания увеселительное заведение, в чем и преуспел при помощи нехитрой системы "подмазывания" кого надо. И при входе в бывший храм и бывший дом культуры засиял красный фонарь, а в алтаре, в клубах табачного дыма, в пьяном угаре танцевали с "ночными бабочками" представители бизнес-элиты и молодого российского криминалитета. Заведение называлось скромно - "ресторан".

Но нет уже ни ресторана, ни бизнесмена. Церковь продали и перепродали несколько раз. Она переходила из рук в руки, и ни у кого из чиновников не возникло даже вопроса – а можно ли торговать храмом Божиим. Видимо, решили они, можно, если РПЦ МП не против. А вот с РПЦ МП все оказалось сложнее. Очередной представитель бизнеса, поклонник царя Николая II, решил подарить храм тем, кого он считал наиболее логичными владельцами. Он, конечно, слегка ошибся, но кто из нас не ошибался. На его ошибку ему указали в Московской епархии, что вызвало у бизнесмена огорчение. И даже тут у него не возникло мысли спросить старообрядцев. Он тогда решил приспособить храм под нечто более духовное – музей субъекта своего почитания. Но, как нетрудно догадаться, в нынешней Москве еще один музей, напоминающий о некрасивых страницах советской истории, да еще в отобранном у старообрядцев храме, оказался не нужен. И тогда втихаря храм стали восстанавливать для передачи под какое-то подворье - не то монастырское, не то епархиальное.

И все бы хорошо – говорят-де, что старообрядцы от храма отказались. Да только это неправда – вот в чем беда. Старообрядческая община храма, благословленная покойным Митрополитом Алимпием, существует уже более пятнадцати лет, члены ее пытались говорить и с чиновниками, и с самим бизнесменом, но безрезультатно. "Неужели непонятно?" - спрашивали старообрядцы. "Ужели", - отвечали им чиновные и нечиновные бизнесмены. Нет у нас такого закона, чтобы церкви возвращать. Мы возвратим только тому, который нам потрафит. С тем и ушли староверы. Русский человек вообще-то привык унижаться – ему говорят: "Давай взятку!" - он и дает. Говорят: "Стань на колени" - он и становится. Говорят даже: "Мы тебя вешать будем" - а он, смиренный, спрашивает: "А веревку с собой приносить?" Старообрядцы почему-то унижаться не захотели. Ну и не получили ничего.

На российской земле осталось лишь сотни две старообрядческих храмов – это в принципе немного. Все ли они востребованы самими древлеправославными? Нет, не все. Где-то инициативы не хватает, где-то нужны вложения, а просить не умеют, где-то вымерли все староверы. Вот и случается в некоторых местах, что посмотрит-посмотрит какой-нибудь архиерей РПЦ МП, да и прикинет: "Чего ради десятка староверов храм держать? А ну-ка мы его восстановим, и доход будет". И находится какой-нибудь директор завода, и восстанавливается на заводские и бизнесменские пожертвования храм. Только принадлежность его в реестр заносится уже не как старообрядческого, а как новообрядческого.

При царе Николае II, музей которого хотели открыть в Тихвинском храме, свободы-то побольше было, да и законы какие-то начали создавать, и они даже немного работали.

Да, нет в современной России закона о праве на церковную собственность. Бери, кто хочет. Если нет денег, связей, "блата" - никто на твои претензии и смотреть не станет. Таков дух времени. Удивительно другое – как это Церковь, которая, вроде бы, должна быть носителем нравственного начала, одной рукой требует возвращения себе своих храмов ("по закону, по логике"), а другой цинично прибирает к рукам чужое достояние под предлогом заботы о людях.

Игнатий Алексеев,
для "Портала-
Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]