Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
24-05-2006 13:00
 
РЕПОРТАЖ: Евангелисты на Колыме. Хроника современной антирелигиозной кампании: Магаданская епархия РПЦ МП и ЛДПР вытесняют протестантские церкви

Российское общество чрезвычайно восприимчиво к разного рода националистическим и ксенофобским высказываниям. Преступления на расовой и идеологической почве, открытое разжигание какой-либо розни вызывает отклик у большинства граждан – одних национализм и неприятие всего чужого возмущает, других заставляет вспомнить о своих насущных проблемах и искать виноватых. Самой легко воспламеняющейся темой в регионах является религиозная, когда кто-либо призывает бороться с "сектантами" по самым разным причинам. На эту тему легко пишут журналисты, выпускаются передачи по центральному и местному телевидению, говорят политики и некоторые религиозные деятели. Причина кроется в том, что в отличие от антисемитизма или расизма, "антисектантская" риторика, даже направленная против конкретной Церкви, не является для правоохранительных органов поводом для возбуждения уголовного дела, а поэтому чиновники и политики используют антисектантские кампании в своих целях.

Последовательное развёртывание антисектантской кампании можно проследить на примере Магаданской области. Первоначальный импульс этой кампании дал тогдашний магаданский епископ Феофан (Ашурков), который занимал кафедру в Магадане с 2000 по 2003 годы, а теперь является епископом Ставропольским и Владикавказским и членом Общественной палаты РФ. Под давлением епископа Феофана в 2002 году из Комиссии по вопросам религиозных организаций при губернаторе Магаданской области были удалены представители католиков и протестантов, и религию фактически стал представлять только глава Магаданской епархии. Антисектантскую позицию епископа Феофана, а затем и сменившего его в 2003 году епископа Гурия (Шалимова), активно поддержала председатель Комиссии Александра Поспелова. При её же энергичной поддержке в 2004 году было инициировано принятие областного Закона о регулировании миссионерской деятельности, однако в результате коллективных протестов евангельских Церквей, заявивших о том, что проект противоречит Конституции РФ и Закону "О свободе совести и религиозных объединениях" его рассмотрение было отложено. Между тем, вопрос о принятии такого рода регионального закона, который бы регламентировал каждый шаг и контролировал бы проповедь служителей разных Церквей, не снят с повестки дня областного Законодательного собрания до сих пор.

Изменение политики областной администрации и заявления представителей православной епархии коснулись, прежде всего, наиболее активной протестантской церкви Магадана – пятидесятнической Церкви христиан веры евангельской (ХВЕ) "Скала Надежды" (ранее называлась "Слово жизни", входит в Российский объединенный союз христиан веры евангельской (РОСХВЕ), Ассоциация "Церкви Веры"). В настоящее время магаданскую общину посещает более 600 человек. Кроме того, у церкви есть около 10 филиалов в области. Ещё в 1998 году прокурором Магаданской области было подано представление о ликвидации церкви, тогда носившей наименование "Слово жизни", где, в частности, утверждалось, что деятельность церкви причиняет вред психическому здоровью граждан. Служители церкви обвинялись в использовании "гипнотического воздействия" для того, чтобы принудить прихожан жертвовать церкви. В мае 1999 года Магаданский городской суд вынес решение об отказе в удовлетворении требования прокурора, найдя его юридически необоснованным. Для того, чтобы защищать церковь "Слово Жизни" в Магадан специально приезжали юристы Славянского правого центра Анатолий Пчелинцев и Владимир Ряховский. Несмотря на положительный для церкви исход дела, милиция и налоговая полиция продолжили постоянно проверять ее деятельность.

Постепенно магаданские власти, по сути, вернули не только церковь "Скала Надежды", но и другие евангельские общины Магадана в советское прошлое. Негласные запреты, в отличие, к примеру, от других регионов России, вылились в целую кампанию, которая напоминала атеистические комсомольские и партийные акции. В интервью автору пастор церкви "Скала Надежды" Николай Воскобойников рассказывал о том, что при попустильстве властей и епархии РПЦ МП богослужения церкви и концерты еврейской музыки, которые она устраивает, пикетируют члены Русского национального единства. С 1994 года церковь кормила около 400 неимущих в благотворительной столовой, но после 2000 года церкви фактически запретили проводить любые публичные благотворительные акции. По словам Воскобойникова, его, как пастора церкви, вызвали чиновники магаданской мэрии и заявили о том, что в город в их услугах больше не нуждается. Из Дома для инвалидов членов церкви "Скала Надежды" выгнали тогда, когда туда пришёл представитель Магаданской епархии. Служителям пятидесятнической общины заявили о том, что отныне они могут помогать только тем старикам, которые скажут, что они являются членами их церкви. Общине было также отказано в организации реабилитационного центра для наркоманов и алкоголиков в церковном здании под тем предлогом, что центр будет мешать окружающим.

Открытым противостояние властей и пятидесятников стало в декабре 2005 года, когда местное отделение ЛДПР начало распространять листовки оскорбительного для церкви содержания, а в прессе появилось интервью члена ЛДПР о "сектантах" и другие антисектантские статьи. ЛДПР обвиняло церковь ХВЕ "Скала Надежды" в том, что эта "антихристианская тоталитарная церковь" обманным путём захватила здание в центре города. Прокуратура города Магадана отказалась возбуждать уголовное дело по факту распространения листовок и публикации целого ряда статей, оскорбляющих евангельскую церковь. Последнее постановление об отказе было вынесено 19 апреля 2006 года. Как отметил адвокат заявителя, то есть церкви "Скала Надежды", Владимир Ряховский, как и в случае преступлений на почве национальной ненависти, к примеру, судебного процесса над Александром Копцевым, напавшим на верующих в синагоге, прокуратура старается признать произошедшее простым хулиганством или непреднамеренно высказанным суждением. По мнению Владимира Ряховского, как и в советские времена, существует стремление создать впечатление о том, что мы живём в мире, где господствует гармония между нациями и религиями: "а всё, что происходит, является лишь исключением из правил, однако в реальной жизни так не бывает – попытка скрыть национальную или религиозную вражду приводит к росту насилия и нетерпимости в обществе". В ходе проверки искового заявления церкви "Скала Надежды" органы прокуратуры выяснили, что община приобрела недостроенное здание АТС в 2003 году в собственность у предпринимателя, который хотел сделать в нём молодёжный центр, но посчитал это слишком затратным делом. Однако фактически церковь и сейчас не может продолжить строительство этого здания, в котором ещё в советские времена планировалось разместить АТС, так как городская администрация Магадана не даёт общине разрешения. Выяснилось также, что распространитель листовок ЛДПР, член этой партии В.В. Каменский, которому, наряду с журналистом газеты "Вечерний Магадан" В.А. Сидоровым, был предъявлен иск церкви, не интересовался тем, кто является издателем листовок. Более того, Каменский заявил следователям, что он встретил знакомых и они попросили его постоять и раздать листовки.

Сам текст антисектантских листовок и статей и по стилю и по содержанию напоминает лучшие образцы антирелигиозной литературы 20-х-30-х годов ХХ века. Особенно если в некоторых местах заменить слово "православный" на советский. По существу, вылившаяся на страницы прессы антисектантская кампания постепенно становится скорее просто антирелигиозной, так как авторы статей подвергают сомнениям все формы религиозной деятельности.

Прежде всего, порицанию со стороны жириновцев подвергается сам факт активной общественной деятельности церкви. В листовке "ЛДПР заявляет: "Нет сектам на Колыме!" (где приведён и адрес отделения ЛДПР), выражается возмущение тем, что "религиозным сектантам уже тесно в их домах" и у них появляются свои здания. Жириновцы задаются вопросом: "Почему же государство допускает создание таких осиных гнёзд сектантами?"

Неправославность церкви объявляется разрушительной и инспирированной "иностранными организациями". В интервью газете "Вечерний Магадан" (от 8 декабря 2005 года, № 48) член ЛДПР В.В. Каменский отмечает, что "теперь со всех концов прут к россиянам, "веру" свою несут, видишь ли, считают, наверное, ничтоже сумняшеся, что нам своей истинной православной веры недостаточно… миссионеры торопятся обозначить здесь свои форпосты. Только зря они собрались Россию хоронить и нас от веры дедов и отцов отвадить". Наряду с этим, журналист газеты "Вечерний Магадан" в своём комментарии говорит о том, почему нужно "бороться против подобного "духовного засилья" - "Пусть знают, что мы здесь не в вакууме, а под кормилом власти и Русской православной церкви".

С социологической точки зрения, в массе антисектантских статей, выходивших в Магадане и направленных против церкви "Скала Надежды", интересно то, что вызывает возмущение у журналистов, когда они сталкиваются с жизнью в евангельской общине. В статье корреспондентки Веры Тихменевой "Вероломные миссионеры" (газета "Колымский тракт", № 1(353), 04.01.2006) проводится расследование. В ходе встреч с "сектантами" автор пишет, что её коробит, когда миссионерка "стараясь заглянуть в глаза, сыпет цитатами из Библии" и приглашает в молельный дом. В детском лагере, куда журналистска проникает обманным путём, её коробит то, что воспитатель говорит грустной девочке: "я освобожусь, приду и помолюсь за тебя". Тихменева вопрошает: "Воспитатель – посредник между Богом и ребенком?" Далее в своём материале Тихменева критикует миссию пятидесятников в Северо-Эвенском районе среди корякского населения. "Коряков Бог любит! – внушает им новоявленный гуру…а всех остальных не любит? Возможно ли что-либо подобное в проповеди православного священника?", говорится в статье.

Неприятие религиозного мира в целом корреспондентом "Колымского тракта" совсем не случайно, оно не является злым умыслом отдельного автора статьи. Антисектантские статьи являются отражением общественных настроений, о чём свидетельствует опрос жителей по поводу строительства Евангельского храма "Скала Надежды", проведённый газетой "Северная надбавка" (№ 49(190), от 07.12.2005. Автослесарь, например, недоволен тем, что на этом месте не будет молодежного центра, так как церковь строят "те самые, которые на богослужениях поют и пляшут". Пенсионерка Валентина Петровна возмущается, что "у нас скоро вообще церквей будет больше, чем жилых домов". Старшеклассница отреагировала по-своему, но в том же русле: "маминой подруге в какой-то из таких церквей совсем голову задурили – ни о чем кроме религии говорить не может".

На фоне аморфных религиозных (или даже по сути антирелигиозных) настроений общественности чиновники часто занимают позицию самых радикальных националистов и ксенофобов, воспринимая православие как высшую форму идеологии наряду со светскостью государства. Руководитель департамента культуры и социального развития мэрии Магадана Юрий Казетов объяснил своё отрицательно отношение к инициативам евангелистов-пятидесятников таким образом: "общество у нас светское, и доминирующая религия – православие" (газета "Колымский тракт", № 50(350), 14.12.2005). Парадоксальным образом, в сознании чиновников соединяются светскость и православность, а в сознании граждан – православность и неприятие активно организованной религиозной жизни.

Роман Лункин,
"Портал-
Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]