Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
10-04-2006 19:30
 
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Права homo bonae voluntatis (человека благонамеренного). Задача мероприятия, сработанного по старым лекалам, – заменить свободное правозащитное сообщество ручной "православной правозащитой"

Благо, с одной стороны, что кормчими Московского патриархата остаются по сей день деятели, вошедшие в Священный Синод много десятилетий назад, в советские времена. Не касаясь их личных характеристик, несомненным достоинством синодальных старцев нельзя не признать полнейшую их безынициативность в отношении светских дел. Привыкшие быть ведомыми Советом по делам религий СССР, они крайне осторожны в делах, выходящих за пределы "внутрицерковных", предпочитают действовать в строгом соответствии с волей государственных начальников, чужды духу политического авантюризма. Ветреность во "внешних связях" и впрямь не к лицу убеленным сединами иерархам. Дай им Бог долгих лет жизни

С другой стороны, такое положение вряд ли по сердцу тем, кто ожидает от Церкви позитивной социальной активности, и кто хотел бы, чтобы, наряду с прочими важными потребностями, и многотрудное правозащитное дело не оставалось без церковного участия. Казалось бы, вот оно поле, где жатвы много, а делателей мало. Но, в силу того, что в делах общественных, тем более делах политических, патриархия действует по принципу "кабы чего не вышло", приходится смиряться с тем, что ничего нового из этого религиозного центра в ближайшее время не произойдет. А то, что будет произнесено РПЦ МП на "внешнюю" тему, будет отдавать затхлым духом советского учреждения, бьющим в нос всякий раз, как церковные верхи берутся за дела, совершенно им безразличные, но санкционированные сверху.

Так произошло и с "правами человека", вдруг заинтересовавшими РПЦ МП. Интересуют они, конечно, в большей степени президентскую администрацию, а не Церковь, и, как не трудно догадаться, отнюдь не со стороны их обеспечения и защиты. Борьба с правозащитной оппозицией (а правозащитное движение не может не быть оппозиционным режиму, широкомасштабно нарушающему гражданские, политические и социально-экономические права своих граждан) – эта борьба привела Кремль к принятию драконовского поправкам к закону об НПО, к многочисленным административным, правоохранительным (точнее – "правозапретительным") и пропагандистским акциям против правозащитного движения. В ряду этих акций – не всегда удачных – так называемый "православный правозащитный проект", ознаменованный принятием 6 апреля 2006 г. Всемирным русским народным Собором Декларации о правах и достоинстве человека.

Задача этого мероприятия, сработанного по старорежимным лекалам, – противопоставить свободному правозащитному сообществу якобы специфически национальную, а на самом деле ручную и беззубую "правозащиту", весьма точно охарактеризованную самими соборянами как "благонамеренную". Специфически жандармская фразеология отражает глубокий традиционализм авторов Декларации.

Как в советские времена подлинные права советского человека противопоставлялись "так называемым" западным правам, так теперь противопоставляются им благонамеренные права – т. е. такие специфические права, которые государство имеет право безбоязненно нарушать.

Как занимались советские архипастыри разрядкой, разоружением, "священным делом защиты мира" и прочими идеологическими фикциями, так выступают они теперь за правильные права человека, основанные на добре, нравственности и защите Отечества, против попыток использовать "так называемые" права "для продвижения политических, идеологических, военных и экономических интересов, для навязывания определенного государственного и общественного строя".

Забавнее же всего то, что как высокопреосвященные держатели речей, так, похоже, и их спичрайтеры, за последние лет двадцать хотя и постарели, но не сменились и не изменились. Все так же – старый конь борозды не испортит – облекают они пропагандистские поручения Старой площади в теологические рясы. И если под руководством ЦК КПСС этот идеологический подотдел работал на заграницу, то теперь он, перепрофилированный для внутреннего употребления, обслуживает Первый канал ТВ. Тогда, борясь за мир, иерархи поминали пророка Исаию, призывая "перековать мечи свои на орала и копья свои на серпы" (что очень кстати напоминало о советской символике). Теперь права человека окутываются рассуждениями о вечном нравственном законе и голосе совести (цитаты из Писания были бы найдены в нужном количестве и здесь, но текст решено было сделать абстрактно-религиозным для присоединения к нему других заслуженных конфессий).

Зачитанные по бумажке слова о правах человека в устах Патриарха Алексия II звучат также вымученно и казенно, как и снящиеся ему, небось, по ночам, призывы к борьбе за мир, с которыми он, член правления Советского фонда мира, с 60-х годов объездил не одну сотню конференций.

От этого циничного, хотя и дежурного политиканства – та ценностная дисгармония, которая пронизывает текст провозглашенной Собором Декларации. "Мы признаем права и свободы человека в той мере, в какой они помогают восхождению личности к добру, охраняют ее от внутреннего и внешнего зла, позволяют ей положительно реализоваться в обществе", – значится в тексте.

Не удивительно, что епископы Церкви, изо дня в день заседающие с министрами и банкирами, стали нечувствительны к диссонансу этого перечисления. Но в евангельском смысле восхождение личности к добру – это Голгофа, отречение от мира, это слова Христа "будете ненавидимы от всех имени Моего ради". Выбор этого пути имеет мало общего с "положительной реализацией в обществе".

Кажется, эти стилистические провалы достаточно говорят о сути состоявшегося в храме Христа Спасителя действа. Копаться в сумбурной концепции прав человека, изложенной в соборной Декларации, вряд ли имеет смысл.

Лев Левинсон,
для "Портала–
Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]