Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
08-04-2006 18:24
 
СПРАВКА: Евангелие от Иуды. "Новая" мировая сенсация - хорошо забытый старый научный факт

"Евангелие от Иуды" (действительно обозначенное на последнем листе как "ΠΕΥΑΓΓΕΛΙΟΝ ΝΙΟΥΔΑС"), найденное в египетской деревне Эль-Минья и приобретенное после долгих перипетий Ф. Нуссбергер-Чакос, представляет собой один из фрагментов коптской гностической литературы. Опубликовано оно в бумажной и электронной (на сайте National Geographic") версиях одним из ведущих коптологов Р. Кассером в соавтростве с М. Мейером, Г. Вурстом и Ф. Годаром. То, что этот гностический памятник относится к жанру апокрифического евангелия – неудивительно. Около половины гностической продукции относится к этому жанру - он обладает очень большим профетическим потенциалом. В том же кодексе, датируемом ок. 300 г., содержится некий фрагмент "Об Иакове", послание Петра Филиппу и опять же фрагменты неизвестной доселе "Книги Аллогена". 

Впервые о "Евангелии от Иуды" нем упоминает ок. 180 г. св. Ириней Лионский (Против ересей I, 31.1) как о тексте каинитской традиции. Также о его существовании упоминал ересиолог IV-V вв. св. Епифаний Кипрский (Панарион, 38.1,5).

Будучи профетической мистико-философской сектой внутри гностического движения с весьма сложным ритуалами нередко сексуального характера, "Евангелие от Иуды" имеет сильный инициатический оттенок (посвящения в тайное знание). Каиниты развивали отдельные элементы священной истории в целые циклы. Так в "Евангелии от Иуды" развивается тема "таинства предательства". Христос (по версии автора) отзывает Искариота в сторону: "отойди от прочих учеников и я поведаю Тебе тайны мира!"

Исследователь апокрифической литературы В. Шнеемельхер (Neutestamentliche Apokryphen, Bd. I, S. 309) считает этот текст довольно типичным гностическим "евангелием", в котором главная задача – мистериальное перетолкование христианской истории предательства Иуды в смысле борьбы извечного зла (которое отрицается христианским учением) с Богом-Демиургом. Злые архонты-правители мира хотели помешать распятию Христа, чтобы не допустить восстановления Плиромы (мистической полноты). Таков смысл сюжета. В откровениях присутствует типичный набор гностических мифов, которые Христос излагает посвящаемому в гносис Искариоту: двенадцать эонов и двенадцать светил составляют Отца, в каждом эоне - шесть небес и пять твердей. Из великих архонтов-ангелов первый носит имя Сиф (Сет), он же Христос. Именно он борется за спасение "нового поколения" с Саклой (злым архонтом), и пророком новой жертвы должен стать тайноводимый Иуда Искариот.

Дж. М. Робинсон, один из ведущих специалистов по апокрифической литературе, справедливо удивляется ажиотажу вокруг этого гностического текста и считает, что никаких новых подробностей из жизни Иуды или из истории Исуса Христа по сравнению с каноническими Евангелиями мы не узнаем. Это закономерное сомнение объясняется из самого характера гностической литературы. Она развивалась как философско-мистическая амальгама на позднеантичном обществе, даже конкретнее – на египетском обществе с его многочисленными линиями влияний античной философии и мистический религий Востока (в т.ч. еврейской мистики). 

Точно не установлено, кто писал и переписывал гностические сочинения. Исследователь гностической литературы А. Хосроев считает, что эти сочинения циркулировали в среде пахомианского монашества.

Так или иначе, текст "Евангелия от Иуды" будет интересен, прежде всего, людям, изучающим позднеантичную религиозность, особенно - гностицизм. До истории христианской Церкви и даже до библейской критики он имеет самое мало касательство.

Интерес и ажиотаж вокруг этого документа нагнетаются искусственно и связаны с недавней публикацией фантастического романа "Код да Винчи" Дэна Брауна. Главный пафос религиозной составляющей этого романа состоит в отрицании за каноническими Евангелиями исторического достоинства. Только документы гностического цикла считаются содержащими подлинную историю Христа. Эта концепция сближает сочинения Брауна, основанные на религиозных постулатах нью-эйджа с гностической литературой. И там, и там постулируется некий иной, мистический смысл истории Христа, "извращенной и затемненной" христианством, которое для Брауна есть манихейство, а для гностиков – "ересь Павла".

Интересно заметить, что развенчать историческое христианство по-своему пытается и Коран, в котором "назореи", то есть христиане, обвиняются в искажении учения Бога, которое передал Иса, то есть Христос.

Алексей Муравьев, к.и.н.,
для "Портала-Credo.Ru" 


© Портал-Credo.Ru, 2002-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]