Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
20-02-2006 15:47
 
МОНИТОРИНГ СМИ: Свобода по шариату. Депутат Александр Чуев борется с кощунством

Скандал с карикатурами на пророка Мухаммеда оказался для депутата Госдумы от фракции "Родина" Александра Чуева манной небесной. Дело в том, что он уже несколько лет лоббирует принятие закона против богохульников и кощунников. Впервые эта идея посетила депутата во время скандала с выставкой "Осторожно, религия" в Музее Сахарова, но по разным причинам не сработала. Теперь повод круче - скандал международный, и, соответственно, возможностей больше. Депутат собрал пресс-конференцию в Думе, где представил проект закона, и на следующий день ринулся в бой на передачу Владимира Соловьева "К барьеру!". Правда, бой писателю Дмитрию Быкову проиграл.

Проект висит на сайте депутата в Интернете, и с ним может ознакомиться каждый желающий. Он предлагает дополнить главу 25 УК РФ статьей 244 прим "Надругательство над религиозными святынями", которая предусматривает до трех месяцев тюрьмы за надругательство индивидуальное и до трех лет - за коллективное. Оговаривается, что эти деяния должны быть совершены публично или с "использованием средств массовой информации". Закон, надо признать, вполне вегетарианский, в странах, где живут по шариату, за богохульство может грозить и смертная казнь. Но ищущая мысль депутата движется именно туда - в сторону исламского Востока, недаром Чуева так вдохновил "карикатурный скандал". Одновременно она движется в сторону отечественного прошлого, статья, осуждающая "хулу на православную веру при народе", имелась и в российском имперском законодательстве.

Никто не будет отрицать, что проблема, с которой сражается депутат-пассеист, существует. Заключается она в том, что в современном обществе обострилось противоречие между теми, кто болезненно реагирует на неуважение к религиозным святыням, и теми, кто превыше всего ставит свое право критически относиться ко всему, включая веру. Это противоречие объясняется прежде всего политизацией религии, ее попыткой вернуться из приватной сферы в публичную. Что встречает резкий отпор поборников светскости - секуляристов. Те, кого обвиняют в кощунстве, как правило, принадлежат к радикальному изводу этого направления.

Есть два способа разрешить конфликт. Первый - ввести закон, карающий богохульников, то есть вернуться в собственное прошлое, или позаимствовать опыт мусульманского Востока. Чем, как уже говорилось, и занимается депутат Чуев. Второй - попытаться найти ответ современными средствами. В международном и национальном законодательствах есть как статьи, защищающие свободу высказывания, так и охраняющие религиозные чувства верующих путем толерантного к ним отношения. Очевидно, что в случае с кощунством толерантность и свобода вошли в конфликт друг с другом. Но путем тонкой настройки двух этих положений можно сохранить и свободу высказывания, и уважение к чужим религиозным ценностям. В постановлениях Европейского суда есть решения, выдержанные в этом духе.

Любопытно другое. Двигаясь по первому, запретительному пути, депутат Чуев, сам того не замечая, пускает в ход аргументы, типичные для второго подхода. Свои многочисленные публичные высказывания о недопустимости надругательства над святынями он, как правило, начинает с того, что свобода только тогда хороша, когда не посягает на чужую. Очевидно, имея в виду, что человек, отстаивающий свободу слова, не должен покушаться на чужие святыни. Следуя этой логике, и человек верующий тоже не должен покушаться на свободу слова - святыню того, с кем он не согласен. Чуев же предлагает путь, в конечном счете ведущий именно к этому. То есть отстаивает свою свободу, ограничивая свободу другого. Лоббирует закон в духе шариата и одновременно рассуждает о свободе во вполне западном духе. Это, по меньшей мере, непоследовательно. Пора бы определиться, кто ближе - Исайя Берлин или аятолла Хомейни. Подозреваю, что все-таки второй.

Вместо этого борец с богохульниками усугубляет запутанность своей позиции тем, что принимает участие в публичных дебатах по телевидению, то есть защищает святыни от надругательства с помощью свободы слова, которой хочет лишить своих оппонентов. А то, что в итоге закон о богохульстве может быть использован именно для этого, не вызывает сомнения. Примерам несть числа в исламском мире. Вот один из последних. Осенью прошлого года в Афганистане был осужден редактор журнала "Права женщин" Али Мохакик Насаб. Пытаясь осуществить право на свободу слова, он выступил с предложением облегчить участь некоторых категорий преступников. И сам загремел в тюрьму по статье о богохульстве.

Продолжение следует

Борис Фаликов

"КУЛЬТУРА", 16-22 февраля 2006 г.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]