Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
24-01-2006 22:18
 
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Митрополит Климент и борьба за свободу. Чем будут заниматься в Общественной палате вошедшие в нее религиозные деятели?

Религиозные деятели надзирают за государственными мужами. Еще недавно такая постановка вопроса показалась бы в России полным абсурдом. Но в нынешние времена, когда вопрос о религиозной вере отодвигается в область частной жизни, именно свобода совести становится главным каналом вербализации веры. Ведь именно нравственность облекает вероучение в "социальную" форму, придавая ему социальное значение.

В минувшее воскресенье члены российской Общественной палаты (ОП), смысл существования которой так и остался непонятен большинству наших соотечественников, собравшись на свое первое пленарное заседание в полном составе, разделились на комиссии. Наиболее интересную для нас комиссию - по толерантности и свободе совести - возглавил этнограф Валерий Тишков, который, будучи "равноудален от всех конфессий" (по мнению епископа С. Ряховского), станет, скорее всего, ориентироваться на мнение митрополита Климента (Капалина) как главного эксперта.

К сожалению, трудно прогнозировать позицию этого известного иерарха перед лицом весьма нередких случаев утеснения различных религиозных общин, ведь нередко клирики РПЦ МП занимают благодушно-нейтральную позицию, глядя на явное нарушение прав последователей религиозных меньшинств. "Подумаешь, сектантов, раскольников побили? Эка невидаль!" Но ведь бывает и так, что священнослужители сами выступают инициаторами гонений на "конкурентов". Конечно, образованность и культурность епископа должны способствовать его открытости и широте. Однако, фигура академика Тишкова, автора концепции "смерти этноса", придерживающегося явно атеистических воззрений, уравновешена, с одной стороны, "правым" президентом Славянского фонда России Галиной Боголюбовой, а с другого фланга - митрополитом Климентом. Будет ли такая комиссия работоспособной, сказать трудно, да и едва ли возможно спрогнозировать. Это прояснится в ходе работы ОП. В то же время можно предполагать, что борьба с "иностранным засильем" скажется на работе новосозданной комиссии.

Странно, что наиболее образованного и политкорректного представителя РПЦ МП в ОП епископа Саратовского и Вольского Лонгина (Корчагина), недавнего насельника Троице-Сергиевской лавры, включили только в состав комиссии по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтёрства. Комиссия эта будет работать под руководством олигарха Владимира Потанина, который в последнее время так сильно финансирует проекты РПЦ МП, что другие проекты уже почти потеряли для него интерес. И эта комиссия в большой степени будет ответственна за надзор за распределением средств.

Знаковую комиссию - по духовному наследию - возглавил лично управляющий делами Московской патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, основной конкурент еще недавно всесильного митрополита Кирилла, главы ОВЦС МП. Какова будет его политика в области духовного наследия многоконфессиональной России, опять же, сразу не скажешь. Единственное, что можно сказать сразу, – духовное наследие народов России столь разнообразно, что эффективный надзор за ним возможен только во взаимодействии с другими членами комиссии.

Загадочным на первый взгляд остается назначение в ОП епископа Феофана (Ашуркова), который активно фигурировал в нескольких не вполне понятных коммерческих историях вокруг ОВЦС МП. Однако здесь многое объясняет кафедра, на которой служит епископ Феофан. Именно он был в Беслане во время захвата школы № 1, а потом ездил по России с "матерями Беслана". Возможно, именно антитеррористический потенциал епископа Феофана "сработал" при решении вопроса о его включении в состав ОП. Власть увидела в нем человека, готового соответствовать определенным требованиям времени.

Протестант-епископ Сергей Ряховский вошёл в комиссию по гражданскому обществу. Это вселяет некоторую надежду на то, что процесс построения этого общества, погрязший в пучине демагогии, прикрывающей повсеместную коррупцию и дикие нравы русского чиновничества, сдвинется с метвой точки. Впрочем, и сам президент Путин высказался в том смысле, что чиновники – главные враги гражданского общества и будут всячески мешать работе ОП.

Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин и глава Федерации еврейских общин России главный раввин Берл Лазар – это тот "путинский набор", который должен успокоить общество: все под контролем. Президент не позволит никакого экстремизма. Линия на поддержку конструктивного ислама (который "политправославные" политиканы, подвизающиеся при ОВЦС, уже причислили к "антицерковному лобби") станет новой константой конфессиональной политики в ОП.

В этом же смысле можно понимать и включение в ОП главы Буддийской традиционной сангхи России Дамбы Аюшева и генерального директора Института прав человека, председателя общероссийской общественной организации организации "Аль-Хак" Камилжана Каландарова. Их роль, скорее всего, будет вполне декоративной и минимальной, ограниченной вопросами защиты собственных конфессиональных интересов.

Президент Института религии и политики социолог-арабист Александр Игнатенко должен, как кажется, парить надо всем этим собором разноверных и разнообразных деятелей и сообщать им некий общий вектор работы.

Религиозные и околорелигиозные деятели в ОП будут в основном выполнять декоративные роли. Их работа станет эффективной, лишь когда они смогут абстрагироваться от своих узкоконфессиональных интересов и станут бороться за общероссийские ценности – свободу вероисповедания и права людей на чистую совесть.

Алексей Муравьев,
для "Портал-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]