Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
15-12-2005 19:00
 
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Кто в доме хозяин? Православные чиновники выбирают мусульманских чиновников, с которыми удобно вести диалог

Отрицательная реакция православных функционеровна многочисленные заявления мусульманских лидеров об ущемлении прав мусульман в России кажется вполне естественной, так как некоторые представители РПЦ МП считают себя уполномоченными защищать права "православного большинства" населения России. В то же время сам характер высказываний таких церковных деятелей заставляет задуматься о том, к чему они, собственно, стремятся, используя ситуацию вокруг Межрелигиозного совета России (МСР) и возмущения мусульман российским гербом как наиболее зримым символом православного клерикализма в стране.

Прежде всего, происходящее в настоящее время размежевание в российском исламе, вопреки утверждениям Романа Силантьева, вполне на руку Московской патриархии, потому что в результате этого процесса будут выявлены как самые лояльные РПЦ МП лидеры, так и их оппоненты, которых можно будет уже твердо называть "экстремистами". Характерна, к примеру, реакция диакона Андрея Кураева на слова муфтия Духовного управления мусульман (ДУМ) Азиатской части России Нафигуллы Аширова. В интервью "Первому каналу" "всероссийский диакон" Андрей Кураев не только прямо говорил о том, что Аширов не понимает, что герб не может быть предметом обсуждения, так же как и наличие воздуха, облаков и солнца, но и намекнул на то, что Аширов психически нездоров.

Служителям Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО), активно выступавшим с критикой "православного" праздника 4 ноября (Дня Казанской иконы Божией Матери), была также дана отповедь, в столь же жесткой форме. На этот раз Нижегородская епархия РПЦ МП распространила 14 декабря заявление о том, что действия представителей ДУМНО, высказывающихся о необходимости выхода мусульманских организаций из Межрелигиозного совета России (МСР), в Церкви считают "провокационными и направленными на разжигание межнациональной и межконфессиональной вражды".

Руководитель аппарата ДУМНО Дамир-хазрат Мухетдинов заявлял о том, что День народного единства 4 ноября соответствует только идеологии Московской патриархии. Муфтии Равиль Гайнутдин и Талгат Таджуддин, по словам Мухетдинова, подписали обращение к органам власти с просьбой о введении Дня народного единства и согласия, не осознавая даже того, что будет твориться во время его празднования. Результатом провокационной политики стала, с точки зрения ДУМНО, и публикация монографии исполнительного секретаря МСР Романа Силантьева о новейшей истории ислама в России.

Однако радикальные высказывания Н. Аширова и лидеров нижегородских мусульман не получили поддержки руководства двух основных исламских организаций России – Совета муфтиев, который опятьготов к обсуждению ситуации в рамках МСР, и Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России. Ведь глава ЦДУМ верховный муфтий Талгат Таджуддин даже отметил, что он любит Романа Силантьева, несмотря на некоторые совершенно позорные факты из жизни Талгата-ходжи, приведенные в "научном исследовании" экс-секретаря МСР.

Таким образом, в исламском сообществе произошла именно та поляризация, которая объективно помогает руководству Московской патриархии и лично главе Отдела внешних церковных связей митрополиту Кириллу (Гундяеву) построить более крепкие отношения с отдельными мусульманскими лидерами. А это означает и то, что ныне действующий Межрелигиозный совет России выйдет из кризиса еще более окрепшим и жизнеспособным. В сложившейся ситуации нельзя исключать даже того, что верховные исламские функционеры в приливе "любви" согласятся покорнейше просить Романа Силантьева отозвать свое заявление с просьбой об отставке с поста исполнительного секретаря МСР.

Идеологическая война, старт которой был дан обсуждением книги Романа Силантьева (повод мог быть каким угодно другим и он должен был появиться), расставила все по своим местам. Если раньше, до начала череды взаимных обвинений, "ваххабитами" и "экстремистами" друг друга называли только сами мусульмане, враждующие между собой, то теперь Московская патриархия знает в лицо "сторонников исламизации", которые, по ее мнению, нарушают межрелигиозный мир в России. У православных иерархов даже есть новая идея, которую они готовы положить в основу обновленного МСР. 12 декабря, во время встречи в Москве со спикером парламента и председателем Собрания исламского совета Ирана Голамали Хаддад-Аделем, Патриарх Алексий II заявил следующее: "Деятельность Межрелигиозного совета России показывает, что достойный ответ на вызовы современности могут дать исключительно последователи традиционных религий, в первую очередь православные и мусульмане, руководствующиеся традиционными духовными ценностями". Как стало очевидно, в последние месяцы в России появились те мусульмане, которые, с точки зрения священноначалия РПЦ МП, не отстаивают "традиционные духовные ценности" - например, Нафигулла Аширов или Гейдар Джемаль. Что касается ДУМ Нижегородской области, то заявление местной епархии РПЦ МП в его отношении можно рассматривать, как предупреждение.

В дальнейшем любые выпады мусульман в сторону господствующей Церкви или же православной символики будут также рассматриваться в качестве угрозы государственной безопасности, так как фундаментом верховной власти должна быть только идеология Московской патриархии. О том, что подобный взгляд на диалог с мусульманами отражает настроение многих политиков и чиновников, говорят, например, заявления "патриотического" журналиста Михаила Леонтьева. В интервью "Правой.Ру" Леонтьев подчеркнул: "Я уже много раз говорил, что надо прекратить эти издевательства и сделать Православие государственной религией, не давая ему никаких преимуществ формально-юридического характера, а просто, установив это, как исторический факт, чтобы Церковь перестала защищать то, что ей принадлежит по праву".

В нынешней ситуации православные иерархи начинают более определенно высказывать свои сокровенные мысли об этом же. В интервью "Аргументам и фактам" епископ Якутский и Ленский Зосима сообщил, что хотел бы вернуть Церкви те возможности, которыми она обладала до революции 1917 года. По словам владыки Зосимы, "нужен принцип, который лежал в основе российской жизни до революции, когда Церкви даны были все возможности для проповеди и ее поддерживало государство. Остальные религии тоже существовали и несли свое служение".

Очевидно, что никакие антиклерикальные выступления, в том числе и мусульманские, не способны изменить политику клерикальных деятелей, которые будут стремиться к монопольному положению РПЦ МП, к тому, чтобы "политическое православие" лежало в основе государственной идеологии. Для осуществления этой клерикальной мечты необходима консолидация религиозных сил (прежде всего, влиятельных исламских центров) вокруг Московской патриархии, которой не было до недавнего времени. Теперь перед закаленным в идейных дискуссиях Межрелигиозным советом России стоит четкая задача – жестко отсеять тех, кто не готов вместе с РПЦ МП отстаивать "традиционные духовные ценности", разделяя с ней не только победы, но и поражения, кто пойдет своей дорогой.

Роман Лункин,
"Портал-
Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]