Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
14-12-2005 20:00
 
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Кризис политической религиозности в России – история наших дней. Реальные перспективы существования Межрелигиозного совета России

Сам по себе, единичный факт или событие - не более, чем факт и событие. Ряд фактов и событий обязательно дают некую сумму, позволяющую рассматривать их как тенденцию, как фактор истории – неважно, к давнему или недавнему времени они относятся.

Все начиналось просто и понятно. Книга Романа Силантьева об исламе не могла не вызвать бурной реакции - не столько своим фактическим содержанием, сколько условно говоря, этико-личностным фактором – статусом автора как секретаря Межрелигиозного совета России (МСР), ключевую роль в котором играют мусульмане. Последовавшая за публикацией этой книги отставка автора с поста секретаря МСР и сложившаяся ситуация, при которой межрелигиозные отношения можно было начать формировать, как говориться, с чистого листа (и в более конструктивном, нежели прежде, духе), привели, в результате, к следующим последствиям.

Воспользовавшись некоторым замешательством в административных кругах и в ОВЦС МП, задетые содержанием книги мусульмане (точнее, отдельные представители ислама) пошли в лобовую атаку. Теперь уже, используя пресловутый принцип "светскости", они пытаются протащить идею замены государственных символов, находя в них неприемлемое религиозное наполнение. Хотя, став частью государственной атрибутики, религиозный по происхождению символ теряет свое буквальное значение. Тому пример – полумесяц на флагах Турции, Узбекистана и Азербайджана. Он, конечно, тоже связан с религией, но как хоть и значительный, но второстепенный элемент. Равно как и изображение креста. А вот, скажем, в государствах почти на 100 % шариатских, таких как Саудовская Аравия или Иран, в государственной символике действительно присутствуют сакральные символы высшего порядка. У первой на флаге слова исповедания веры – шахады, у второго – стилизованное на персидский манер имя Аллаха.

Этот историко-геральдический экскурс подводит нас к выводу: вся нынешняя шумиха имеет только одну цель – воспользовавшись замешательством в стане оппонентов, продавить свои религиозно-политические интересы. И это не хорошо, не плохо, а понятно.

Но еще есть иудеи, объединенные в Федерацию еврейских организаций России (ФЕОР), и они не дремлют. И вот уже появляется заявление с просьбой рассмотреть некоторые высказывания мусульманских деятелей, имеющие антисемитскую направленность. А сама проблема специфического "мусульманского антисемитизма" мало исследована с точки зрения религиозной доктрины, и поднимать ее сейчас – значит серьезно усугублять ситуацию. Это задвигает еще дальше возможность установления более или менее устойчивого межрелигиозного мира в РФ.

Вполне возможно, что результатом нынешней кампании станет то, что межобщинные конфликты наших "традиционных" религий, которые раньше в рамках МСР худо-бедно притормаживались, теперь развернутся с новой силой и размахом. Большинству же российских граждан, а также светским властям, станет ясно, что МСР – однозначно есть структура, напоминающая не общественно-политический институт, а кухню в коммуналке. И их отношение к авторитету Церкви, инициировавшей создание такого "уникального органа", станет соответствующим.

Какие уроки стоит извлечь из этой истории? Религия, по природе своей, явление, в первую очередь, духовное, психологическое и социальное, а политическое – в последнюю. И когда это последнее становится во главу угла, из религии выхолащивается содержание духовное. И тогда наступает кризис. Об этом свидетельствует вся мировая история религий. Сейчас, когда дискуссия внутри МСР по "делу Силантьева" идет на межличностном, а точнее даже на "подковерном" уровне, представляется, что этот метод не очень эффективен для "межрелигиозного дела", разве что позволяет реанимировать его на некоторое время.

В России есть протестанты, католики – конфессии с развитой социальной доктриной и практикой, есть определенная часть православных, мусульман, иудеев, вовлеченных в реальную жизнь, в то, что можно, несколько утрируя, назвать социальной сферой. Но их то в МСР в свое, совсем еще недавнее время, и не пустили. Может, в этом и состоит загвоздка?

Валерий Емельянов,
для "Портала–Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]