Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
08-12-2005 18:11
 
РЕПОРТАЖ: Дело "Слова Жизни" в Нижневартовске. Городские власти и протестантская церковь борются с произволом "православного" бизнеса

Религиозная общественность уже привыкла к тому, что представители местных властей отказывают недавно возникшим протестантским общинам в регистрации, затягивают выдачу разрешений на земельные участки, не оформляют купленные верующими здания в собственность. Все эти мелкие факты дискриминации касаются, прежде всего, небольших и средних по численности евангельских групп. Благосостояние наиболее крупных протестантских Церквей, уже имеющих Дома молитвы и Библейские центры, трудно подорвать обычными способами дискриминации.

К примеру, в Нижневартовске к "антисектантской" кампании против влиятельных евангельских объединений подключились представители бизнеса, считающие себя своего рода православными "борцами за чистоту веры". Их действия демонстрируют этапы борьбы с протестантами, Дома молитвы которых довольно часто горят, а сами они предстают в газетных статьях и телефильмах на центральных каналах "безумными сектантами". Парадоксально, но в этом случае власти оказались на стороне евангельских верующих.

Война одного из нижневартовских предпринимателей против пятидесятнической церкви "Слово Жизни" началась в 2003 году и вначале носила анонимный характер. 25 мая 2003 года ровно в 4 часа утра трое неизвестных, которых видели свидетели, забросали окна церковного здания бутылками с зажигательной смесью. Однако здание не сгорело, так как, во-первых, пастор церкви Василий Витюк оборудовал окна Дома Молитвы герметичным сверхпрочным стеклом, а, во-вторых, сработала сигнализация. Верующие обратились к правоохранительным органам с просьбой расследовать это преступление, но в отделении милиции им сказали, что пожарами занимается пожарная часть, и фактически отказались возбудить уголовное дело по факту поджога.

Летом 2003 года оказалось, что попытка сжечь церковь была лишь подготовкой к осуществлению одной серьезной коммерческой сделки. Дело в том, что община "Слово Жизни" приобрела два здания в собственность в 1997 и в 1999 гг. у предприятия, которое обанкротилось. В 2003 году конкурсный управляющий, продававший все, что осталось от предприятия, расположенного по соседству с церковью, выставил на торги не только само предприятие, но и часть собственности церкви, а также стройматериалы и имущество, находящееся на церковной земле и принадлежащее общине. В результате манипуляций конкурсного управляющего права на значительную часть церковной земли и имущества заявил нижневартовский бизнесмен Андрей Никитин, владелец сети продуктовых магазинов. Он решил отобрать у "Слова Жизни" прилегающую к зданию территорию, оставив 4 метра вокруг Дома Молитвы, а также изъять все стройматериалы, которые хранились на церковной земле. В результате целого ряда судов абсурдное требование о передаче всего имущества коммерсанту Никитину было снято. 24 ноября 2005 года Арбитражный суд в Ханты-Мансийске отказал Никитину в праве на распоряжение имуществом, которое располагается на территории церкви.

С землей пятидесятникам неожиданно помогли городские власти Нижневартовска. По просьбе руководства "Слова Жизни" в январе 2005 года администрация города выделила верующим участок земли вокруг Дома молитвы для благоустройства территории, так как, согласно требованиям бизнесмена Никитина, у церкви отбирались практически все коммуникации, и она лишалась возможности содержать свой Дом молитвы. Вместе с тем, даже при поддержке властей церкви не удалось выиграть это дело. 14 ноября 2005 года кассационный суд в Тюмени отменил решение администрации Нижневартовска о выделении церкви земельного участка, а это означает, что дело опять вернулось в родной город пятидесятников.

Параллельно с судебными процессами продолжались нападения на членов церкви. 9 сентября 2005 года сам коммерсант Андрей Никитин со своими соратниками спровоцировал драку на территории церкви, в результате которой пострадали помощник пастора по финансам Владислав Суханов и юрист церкви Игорь Яншин. Предприниматель Никитин, который приказал вывозить с церковной земли все имущество, разбил видеокамеру, на которую пятидесятники хотели заснять происходящее. Милиция опять же отказалась возбуждать уголовное дело, а также вообще заниматься следствием в отношении ситуации вокруг общины "Слово Жизни". Помимо этого, бизнесмен Никитин организовал около Дома Молитвы ларек, где продаются спиртные напитки, хотя по закону алкогольной продукцией нельзя торговать ближе 100 метров от культовых зданий. Церковь "Слово Жизни" написала в октябре 2005 года письмо в прокуратуру Нижневартовска, где верующие просили разобраться с законностью содержания злачного места возле христианской церкви. 25 ноября 2005 года управление архитектуры города при содействии управления внутренних дел ответили, что это вполне законно.

В действиях местного предпринимателя не было бы никакой идеологической подоплеки, если бы он - Андрей Никитин - не заявлял бы открыто о том, что он является православным человеком и действует с благословения благочинного Нижневартовского округа протоиерея Георгия Безнутрова. Об этом, как отмечает пастор церкви "Слово Жизни" Василий Витюк и юрист общины Игорь Яншин, сам коммерсант и его единомышленники громко заявляли во время своих антицерковных акций, подчеркивая, что "православностью" также, возможно, объясняется благосклонность сотрудников милиции к предпринимателю Никитину, чьи интересы милиционеры, действительно, защищают, начиная вот уже с 2003 года.

Сам отец Георгий Безнутров отказался разговаривать с автором по этому и по другим вопросам, хотя его радикальная "антисектантская" позиция давно известна всему городу. Еще в начале 90-х гг. городским властям, по словам пастора Василия Витюка, приходилось оказывать давление на о. Георгия с тем, чтобы он не делал резких оскорбительных заявлений в отношении пятидесятников. Нынешнее руководство мэрии Нижневартовске также настроено на соблюдение межрелигиозного мира в городе. Сотрудник отдела по связям с общественными и религиозными организациями управления культуры администрации Нижневартовска Ольга Калмыкова заявила в интервью автору о том, что "первое время о. Георгий был очень критично настроен, к примеру, по отношению к участию в межведомственной комиссии по вопросам свободы совести, в которую входили и пятидесятники. Отец Георгий не приходил на собрания, присылал каких-то своих представителей". По словам Калмыковой, постепенно о. Георгий стал привыкать. На замечание автора о том, что о. Георгий не стал даже разговаривать об отношениях с другими церквями, Калмыкова заметила: "раньше было еще хуже".

Фактическая поддержка церкви "Слово Жизни" со стороны властей имеет под собой, прежде всего, глубокую идейную основу. Как отметила Ольга Калмыкова, для главы города Бориса Хохрякова, как и для многих его предшественников, важно, чтобы каждый человек, к какой бы вере он не принадлежал, нашел свое место в этом северном городе. Подобное отношение к любым убеждениям появилось еще в 70-80-е годы, когда считалось, что строители Нижневартовска, приехавшие со всего Советского Союза должны жить в мире и согласии, так как и работали они вместе. По мнению Калмыковой, каждая религиозная община заняла свою нишу в Нижневартовске, будь то православные, пятидесятники или украинские греко-католики, а задача властей в этой ситуации соблюдать "равное отношение" ко всем. Церкви также посещают люди, работающие на нефтегазовых предприятиях.

Среди религиозных объединений община "Слово Жизни" (основана в 1991 году и насчитывает в Нижневартовске более тысячи человек) пользуется большим авторитетом в силу того, что помощь пятидесятников ощущается в социальных учреждениях города. Кроме того, "Слово Жизни" активно работает с наркоманами в рамках реабилитационных центров. В конфликте с предпринимателем Никитиным городская администрация, по словам Калмыковой, не только согласилась выделить землю общине возле Дома Молитвы, но и сразу посоветовала церкви поскорее решить эту проблему через суд, так как иначе ситуация еще больше запутается. Несмотря на то, что суды по делу "Слова Жизни" продолжаются, очевидно, что "православный" бизнес проиграл битву против пятидесятнической церкви.

Особенность нижневартовской ситуации состоит в том, что влияние протестантской церкви в регионе не уступает влиянию православных, даже несмотря на мощную поддержку приходов Тобольско-Тюменской епархии со стороны "православного" бизнеса. Именно в Нижневартовске находится центр Объединения церквей христиан веры евангельской (пятидесятников) Ханты-Мансийского автономного округа-Югра, в которое входит более 25 церквей. Местные власти привыкли к тому, что "антисектантские" акции вызывают не менее бурную реакцию со стороны протестантов. Так, лидер объединения пятидесятников ХМАО-Югра пастор Василий Витюк, полагает, что церковь должны уметь отстаивать свои права, иначе она не достигнет своих целей. По его словам, "апостол Павел не только молился, но и требовал своей защиты как римский гражданин". По мере утверждения в среде местных баптистов, евангелистов и пятидесятников энергичной гражданской позиции, заявленной пастором Василием Витюком, светские власти оказываются в сложной ситуации – ведь как "безумные сектанты" ведут себя совсем не протестанты.

Роман Лункин,
"Портал-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]