Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
18-11-2005 19:00
 
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Малая ярость вместо большой войны. Чем чреваты конфликты вокруг строительства мечетей в маленьких русских городах, подобные тому, что вспыхнул в Малоярославце?

На ближних подступах к Москве вновь вспыхнул конфликт вокруг строительства мечети в "исконно русском" городе. На сей раз эпицентром межконфессионального конфликта стал Малоярославец - небольшой райцентр на границе Калужской и Московской областей, в непосредственной близости от Обнинской АЭС. Похоже, ситуация становится "типической" - скоро аналитики потеряют счет русским городам, в которых власть, вдохновляемая "православной общественностью" и подогреваемая грубой обывательской исламофобией, отказывает мусульманам в праве молиться в мечети. Проблема Сергиева Посада, Коломны, Вологды, Петрозаводска, Малоярославца становится поистине всероссийской. И власть - не только местная, но, что важнее, федеральная - пока не знает ее решения и даже еще не приступила к его поиску.

Итак, "типический" этот конфликт имеет несколько уровней. Первый - экономико-демографический. Активизация мусульманских общин в "исконно русских" городах происходит потому, что именно "этнические мусульмане" становятся там самой экономически активной и демографически перспективной стратой общества. Кроме того, в современной России наблюдается активная миграция населения из мусульманских регионов России и стран "ближнего зарубежья" в пустеющий русский центр. Точкой притяжения таких мигрантов, безусловно, является Москва, однако из-за драконовской иммиграционной политики столичных властей расселяются мигранты, в основном, в Подмосковье - ближнем и не очень. Соответственно, можно прогнозировать на ближайшие годы рост конфликтов, подобных малоярославскому и сергиевопосадскому, именно в этом регионе.

Второй уровень конфликта непосредственно проистекает из первого. Реакцией коренного населения на экономическую активность и демографическую "агрессию" мусульманских мигрантов является защитная ксенофобия. Не имея эффективных экономических рычагов для защиты от мигрантов, коренное население канализирует свой протест в квазиполитическое ("Москва для москвичей") и квазирелигиозное ("Святая Русь") русло. Пафос и накал протеста против "приезжих" только возрастает оттого, что их экономической активности, выносливости, этнической корпоративной спайке коренным жителям российского центра нечего противопоставить. Усугубляет положение дел невиданный разгул коррупции, который привел к тому, что власть, практически на всех уровнях, кроме, может быть, самого высокого, на корню "скуплена" "приезжими". Этнически русский компонент во власти ослабевает, а оставшиеся в подмосковных районах русские чиновники оказываются в двойственном положении - психологически и идейно они близки к ксенофобски настроенному местному населению, а экономически полностью зависимы от "приезжих".

В такой патовой и с экономической, и с политической точек зрения ситуации на первый план выходит третий - "символический" - уровень конфликта. Протест коренного населения против инородной инвазии интуитивно нащупывает религиозную мотивацию, находит религиозные формы для своего выражения. Последним рубежом "русской обороны" против "мусульманского нашествия" становится родная земля, на которой не должно стоять мечети - символа окончательного торжества "приезжих", и родной православный храм, который должен стать духовным штабом борьбы русских за свою культурную и национальную идентичность. Православные священники, оказываясь в центре такого "символического" конфликта, естественно, идут на поводу у массовых настроений, облекая их в достаточно "благолепную" стилистическую оболочку (например, в том же Малоярославце местный батюшка отец Игорь переформулировал традиционный лозунг "Бей черных!" в почти агиографический призыв: "У нас найдется русский мужик, который будет готов пострадать за веру отцов").

Конечно, сколько-нибудь просвещенные в религиозных проблемах люди понимают, что к православной вере и богословию вопросы о месте расположения мечетей в тех или иных населенных пунктах, а также об их архитектурных особенностях, особого отношения не имеют. Но в условиях, когда власть не может или не заинтересована решать проблемы трудовой миграции и культурной адаптации приезжих мусульман политическими или экономическими методами, их начинает решать толпа - своими, иррациональными способами. Коррумпированная власть создает условия для перерастания конфликтов, в принципе не имеющих в основе своей религиозных предпосылок, в межконфессиональные. В том же Малоярославце, как следует из коллективных обращений жителей города в местную мэрию, многие рядовые обыватели, парикмахеры и водители, пенсионеры и домохозяйки, осознали себя "православными" именно после того, как мусульмане решили построить в городе мечеть. Грядущее "третье Крещение Руси", если ему, конечно, суждено начаться, будет носить "протестный" характер - православная вера будет востребована в своих крайне выхолощенных формах, в качестве идеологии для подпитки ненависти к "черным". А превращение конфликта, изначально имеющего экономическую и демографическую природу, в межконфессиональный сделает еще более рыхлым то переходное государственное образование, которое именуется Российской Федерацией.

Так есть ли какой-нибудь выход из положения; как избежать конфликтов вокруг строительства мечетей в "исконно русских" городах? Во-первых, надо признать, что при нынешнем уровне коррупции, когда в России практически не функционируют по назначению и в установленном законом порядке властные институты и правоохранительные органы, выхода нет. Во-вторых, нормализация работы государственных механизмов возможна лишь на почве, простите за трюизм, общественного договора, подразумевающего согласие гражданского общества жить по закону (прежде всего, по нормам современного международного права), а не по "русской конституции", коей является взятка. Такой общественный договор, правда, должен учитывать новые социально-демографические реалии, о которых говорилось выше. Мусульмане должны перестать чувствовать себя людьми "второго сорта", а их сообщества - этнические и религиозные - должны стать полноценными участниками нового общественного договора. А в рамках права, без обывательской ксенофобии и "символической" битвы за родную землю, проблему с мечетями решить легко - например, по закону о свободе совести, государство вообще берет на себя предоставление помещений для религиозных организаций. Это все звучит как благоглупости? В России нет гражданского общества? Так что же, готовиться к гражданской войне? Или она уже подспудно тлеет в современной России?... Если у русского народа еще сохранился некоторый жизненный потенциал, то он удержится от войны, к которой он сейчас практически и не готов, и сумеет договориться со своими новыми соседями, избегая никому не нужной и неумелой "межконфессиональной" полемики.

Алексей Малютин,
для "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]