Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
30-09-2005 12:08
 
РЕПОРТАЖ: Все на борьбу с сектами! Из-за круглого стола, организованного молодежной организацией ЛДПР

Вообще-то на календаре не начало 90-х, когда новые и нетрадиционные религиозные движения, ласково, по-русски именуемые сектами, были у всех на виду и слуху, занимали лучшие концертные и спортивные площадки, а также прайм-тайм эфира государственных вещательных теле- и радиоканалов. На календаре, год 2005, время, когда всем очевидно, что спрос на многоцветный религиозный импорт в стране явно упал. Но, как известно, вся жизнь – борьба. Вот борьба и продолжается, прежде всего хороших традиционных религий с плохими сектами. Теперь в нее решился включиться Молодежный центр ЛДПР и первым шагом на пути этой борьбы, видимо, призван стать круглый стол на тему: "Секты в Москве и России: теория и практика борьбы", состоявшийся в здании Государственной Думы 28 сентября.

Уже сам антураж зала заседаний фракции ЛДПР, где проходил "круглый стол", настраивал на последний и решительный бой с сектантами. Со стен с нескольких колоритных и масштабных полотен на собравшихся смотрел своим нахмуренным взглядом Владимир Вольфович, словно давая понять: "Ребята, отец русской либеральной демократии с вами в вашей борьбе!" Кстати, два полотна несколько удивили своими сюжетами. Первое – римейк известной картины, изображавшей то ли Наполеона, то ли адмирала Нельсона на корабле со свитой. Свита – это, конечно, элдэпээровцы, ну а адмирал - сам г-н Жириновский. В интересном одеянии – в мундире века XIX, белых панталонах, поверх накинута генеральская шинель советских времен. Другой шедевр "внушал" еще более – надгробие из черного мрамора, с выбитыми на нем именами ведущих лиц фракции, в том числе и сына вождя. Здесь же траурный венок, и сгорбленный престарелый Вольфыч опять же в генеральской шинели в окружении двух девиц в офицерских парадных фуражках и крайне смелых одеяниях. На заднем плане толпился отряд советских пионеров. Все это создавало ощущение чего-то политически и, даже, психологически нетрадиционного, и уверенности в том, что это тут как раз самое место для борьбы с "нетрадиционными" сектами.

"Картинная галерея", между тем, заполнялась народом. Большинство составляли женщины медицинско-педагогического облика, а также молодые люди студенческого вида. Никого из известных сектоборцев не было. Присутствовали учителя, врачи-психологи, представители префектур и т. п. Возле суровой дамы, сидевшей как раз напротив корреспондента "Портала-Credo.Ru", стояла табличка с надписью "Бабушкинская инициативная группа по борьбе с баптистами". Подумалось, неужели и их по доброй советской традиции в сектанты записали?…

Из представителей религиозных кругов были от РПЦ МП – о. Павел Буров, о. Владислав Мишин, от иудаизма – раввин Александр Лакшин, президент Лиги МАГЕН, Игорь Алексеевич Аниканов – руководитель отдела общественных связей Московского общества сознания Кришны (МОСК). Еще один присутствующий представился как "монах в миру" ордена иезуитов Шакимов Александр Леонидович.

В качестве "свадебного генерала" был задействован "на-найский папа" Бари Алибасов, промолчавший все мероприятия.

В своем вступительном слове руководитель Молодежного центра ЛДПР Игорь Павлов дал установку для круглого стола – хорошим традиционным религиям необходимо бороться с изначально плохими сектами, что и собирается делать молодежное крыло ЛДПР, намеренное предложить для "Стратегии молодежной политики России", разрабатываемой правительством, главу о борьбе с сектами.

После того как профессор философии Евгений Максименко вспомнил слова Григория Сквороды о том, что от сектантства пахнет собственностью, и заявил, что протестанты и сектанты отвергают Предание, а отвержение Предания – суть источник заблуждений, слово было предоставлено раввину Александру Лакшину, который уступил это право, с учетом исторического первенства Православия, о. Павлу.

Православный священник в начале своего выступления заметил, что он выступает как частное лицо, а не от имени Церкви. Это обстоятельство, видимо, позволило ему быть более откровенным. Так, по мнению священника, конституционный принцип, говорящий о том, что в России нет господствующей идеологии, привел к тому, что у нас отсутствует критерий различения добра и зла и развелось такое множество сект. И еще о. Павел высказал несколько парадоксальное утверждение о том, что у нас в стране все-таки одна, а вовсе не четыре традиционные религии. "Когда перед глазами человека четыре, а не одна традиционные религии, он начинает задумываться. А задумывающиеся, как правило, уходят в секты. Для тех же, кто не задумывается, ничего, кроме дискотек и наркотиков не нужно", – безапелляционно заявил о. Павел. Ведущий круглого стола г-н Павлов с ним мягко, но однозначно не согласился – традиционных религий все-таки предписано быть четыре.

Некоторым диссонансом в атмосфере непримиримой антисектантской борьбы прозвучало выступление представителя кришнаитов Игоря Аниканова. Он предложил ввести в законодательство предельно четкие определения таких понятий как "секта", "тоталитарная секта", "деструктивная секта", "культ". Разные организации могут быть разными, но вовсе не обязательно злыми и плохими. По мнению г-на Аниканова,  проблема сект – это, прежде всего, проблема сектантского мышления. Действительно, одними "сектами" движет корысть, но другими – вполне благие намерения. Для того, чтобы отличить одни от других необходимо всесторонне изучать новые религиозные движения, а последним быть более открытыми. На проблему также следует взглянуть и с точки зрения установления связи и взаимодействия. Первый уровень такого взаимодействия – уровень терпимости, исходящий из понимания того, что в любой религии есть люди сектантски мыслящие и есть мыслящие открыто. Второй уровень – социальное взаимодействия (для МОСК такой пример – программа "Пища для жизни" в Чечне). И наконец, третий уровень – совместная духовная деятельность. И такое возможно: Общество Сознания Кришны участвовало в совместной молитвенной акции фонда Андрея Первозванного "Просите мира Иерусалиму".

Большая часть времени была посвящена выступлениям представителей с мест, рассказывавших о том, как конкретно у них проявляют себя "зловредные" секты. Так, молодые коммунисты из клуба "Красный ёж" сообщили о том, как они посадили на свои иголки пятидесятников в московском районе Бабушкино. Известный в стране мастер боевых искусств Тадеуш Касьянов также прошелся по пятидесятникам, которые отняли у него спортивный зал с помощью человека с хорошей русской фамилией Коган и с помощью другого иудея оформили зал на себя (г-н Касьянов в горячности собственной речи вроде как и не замечал сидящего рядом раввина Лакшина). Вскоре на этом месте появился другой оратор, некто Владимир Грязнов, глава "Русского фронта". Он сразу и довольно ясно озвучил свою главную мысль: "В религиях, сеющих ненависть к другим, изначально заложен элемент самоуничтожения". Таковыми, по мнению оратора, являются все традиционные религии. Он также сообщил собравшимся, что является подписантом "Письма 500", но спит с Ветхим Заветом, и видимо поэтому пришел к выводу, что Ветхий Завет – книга глубоко антисемитская.

А вообще, по мнению этого оратора, традиционные религии не нужны. Советские ученые уже давно разработали теорию единого поля, из которой вытекает, что миром управляет высшая разумная сила, причем знакомили с этой разработкой тогдашний ЦК КПСС. "Если бы люди уже ознакомились с этой теорией, – утверждал оратор, – им не было бы больше нужды ни идти в секты, ни бить поклоны в традиционных церквах.

Ближе к концу выступил наконец-то раввин Лакшин. Он поблагодарил подписантов "Письма 500" за популяризацию книги "Кицур Шульхан-арух". Г-н Лакшин не подверг обсуждению вопрос о традиционных религиях, однако заметил, что он солидарен с представителем Общества сознания Кришны в том, что необходимо ясное и четкое определение понятия секта. Кроме того, раввин сказал, что необходимо, чтобы дети наряду с собственной религиозной традицией знакомились и с традициями других народов.

Оставшаяся часть времени была посвящена выступлениям молодых людей. Словом, два часа, отпущенные на круглый стол, были заполнены с лихвой.

Возникли, конечно, у корреспондента "Портала–Credo.Ru" после всего этого события некие мнения-сомнения, которые захотелось разделить с человеком, возможно, несколько отстраненным от того сообщества, что собралось на круглый стол в галерее "Жириновский". Таковым, возможно, мог оказаться обнаруженный в кулуарах раввин Лакшин. Ему был задан вопрос:

"Александр Михайлович, Вам не кажется, что эта новая волна борьбы с сектами "по-жириновски" на фоне взрыва националистических настроений может оказаться с ксенофобским и антисемитским "душком"?

"Вы знаете, – ответил раввин, – по круглому столу я бы не стал делать никаких далеко идущих выводов. Круглый стол, организованный одной из партий – это не более чем форма дискуссии на тему, которая действительно актуальна и должна обсуждаться. Я не думаю, что теперь последует законодательство, ограничивающее или даже запрещающее то-то и то-то. А проблема существует, и то, что данная партия, точнее ее молодежная организация, подняла эту проблему, заслуживает похвалы".

Валерий Емельянов,
"Портал-Credo.Ru".


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]