Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
15-08-2005 19:30
 
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Греко-католики берут Киев. Что изменилось в политике Ватикана на восточнославянском фронте и как это отзовется в России?

Наконец, Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ) приняла решение о реализации того плана, который был ею официально принят еще в ноябре 2004 года, — о перенесении своей главной епископской кафедры из Львова в Киев.

Решение абсолютно естественное, хотя, по очевидным причинам, неисполнимое ни в условиях дореволюционной России, ни в условиях СССР. УКГЦ возводит свою историю к Крещению Руси при князе Владимире и поэтому считает своей колыбелью Киев. Согласно представлениям украинских греко-католиков, разрыв Киевской митрополии с Римом — это неприятный, хотя и затянувшийся на несколько столетий эпизод, который был завершен благодаря Брестской унии 1596 года.

На постсоветской Украине уже не оставалось препятствий со стороны светских властей к перенесению кафедры главы УКГЦ в Киев. Но тут и выступили на поверхность церковно-политической жизни препятствия совсем иного рода.

Главным препятствием, как это ни странно, выступил сам Папа Римский — тогда им был Иоанн Павел II. Многолетние переговоры главы греко-католиков, кардинала Гузара, с Папским Престолом не приводили ни к чему: никто в Папской курии не решался сформулировать официальный отказ — поскольку требования греко-католиков, с католической точки зрения, выглядели вполне обоснованно, — но никто и не давал согласия. Конфиденциальные переговоры из года в год буксовали на стадии "ни да, ни нет".

Тогда во Львове решились на более радикальные меры. Вспомнив о том, что местоположение кафедры главы УГКЦ, согласно ее уставу, определяется самой же УГКЦ и не требует официального утверждения Папой Римским, в ноябре 2004 года был собран съезд УГКЦ, принявший, наконец, официальное решение о перенесении кафедры митрополита из Львова в Киев.

Папская курия не могла на это ничего возразить официально, и поэтому официально она промолчала. Но неофициально она действовала достаточно эффективно для того, чтобы при жизни Иоанна Павла II никаких реальных действий по перенесению кафедры УГКЦ в Киев предпринято не было.

Только при новом Папе, Бенедикте XVI, воз сдвинулся с места.

Что за этим кроется для церковно-государственных отношений, причем, не только на Украине, но и в России.

А кроется за этим многое. Ни для кого не секрет, что за отношением Ватикана к греко-католикам, которое только на первый взгляд кажется нелогичным, стоит на самом деле страх слишком сильно испортить отношения с РПЦ МП. Эти отношения то и дело становятся для Ватикана ценностью большей, чем отношения со значительной частью своей собственной паствы. Положение греко-католиков на Украине, а еще более — положение русских католиков в России — поразительно напоминает положение российских приходов РПЦЗ (Русской Православной Церкви Заграницей): в том и другом случае их собственное церковное начальство ценит больше, чем их, дружбу с их гонителями.

Хочется надеяться, что при новом Папе такое положение для греко-католиков (а также, возможно, и для русских католиков) уйдет в прошлое.

Но чем так уж привлекательна для Ватикана РПЦ МП — или, выражаясь более честно, почему там так боялись ее разгневать?

История Католической Церкви в России за последние 10 лет дает достаточно ясные ответы. В наиболее четкой форме эти ответы давались через российский МИД, который неожиданно отказывал в визах и даже высылал из страны (из России, разумеется; на Украине таких историй быть не могло) католических епископов и священников.

У католиков в России есть довольно большая паства из поляков и других национальных меньшинств, на окормлении которой сосредоточены в России все силы Ватикана. Ватикан очень боится трудностей в пастырской работе, которые РПЦ МП, действуя под прикрытием российских светских властей, успешно создает ему в ответ на всякие попытки "прозелитизма". "Прозелитизмом" в официальной риторике РПЦ МП называется то, что в официальной терминологии Римско-Католической Церкви называется "апостолатом" — то есть проповедь учения своей Церкви.

При Папе Иоанне Павле II РКЦ если и не де юре, то де факто согласилась с концепцией РПЦ МП об этнической обусловленности принадлежности к той или иной религии ("в какой вере родился - в той и умри"). Согласно этой концепции, все русские должны считаться паствой РПЦ МП, а РКЦ, таким образом, может претендовать только на поляков, часть немцев (да и то не слишком "обрусевших" для того, чтобы "под прикрытием" своей номинальной национальности начать на самом деле создавать некий аутентичный русский католицизм)... Конечно, такая концепция не имеет никаких оснований ни в христианском учении вообще, ни в официальном учении Римско-Католической Церкви.

А зачем такая концепция понадобилась самой РПЦ МП?

Ответ очевиден: в условиях, когда "верующих всерьез" — единицы, единственный способ добиться политического влияния в государстве — это зачислять к себе "в актив" всех подряд, крещеных и некрещеных, главное - родившихся в этой стране и в "этой культуре". Поэтому для РПЦ МП опасен даже сам принцип какого-либо "не автоматического" способа вычисления численности ее паствы. Принципиальное допущение того, что русские и православные по своей культурной традиции могут становиться членами других религиозных организаций, — это для РПЦ МП удар по самым основаниям того, как она позиционирует себя в современном Российском государстве.

На Украине, где действуют еще две крупных религиозных организации православного вероисповедания (Киевский патриархат и Украинская Православная Автокефальная Церковь), позиционировать себя подобным образом ей в последние годы не удавалось, и, в этом отношении, перенесение кафедры греко-католического митрополита в Киев ничего не изменит. Но это на Украине оно ничего особенно не изменит. А вот в России — изменит и очень даже.

Наличие в Киеве католического митрополита станет символическим и торжественным попранием тех этнических границ, вдоль которых РПЦ МП пытается выстроить свое размежевание с другими религиями.

Несомненно, что это окажет, особенно в долгосрочной перспективе и при наличии давления со стороны Ватикана, некоторое влияние и на российских государственных чиновников. Даже чисто психологически, им станет труднее идти на такие инциденты, как, например, не столь давняя высылка из России католического епископа Ежи Мазура.

А российским католикам пора будет поставить вопрос о визите в Россию самого Папы Римского — с пастырским визитом к ним и с официальным визитом к главе Российского государства, но без оглядки на позицию РПЦ МП.

А для всех остальных, кто не принадлежит ни к католикам, ни к лоббистам светского политического влияния РПЦ МП, это даст оздоровление общего климата церковно-государственных отношений в России.

Мы, граждане Российского государства, должны требовать от своих государственных чиновников всех уровней, до президента включительно, чтобы они строили религиозную политику государства в соответствии с интересами государственными и светскими, а не в соответствии с корпоративными интересами РПЦ МП.

Поэтому пожелаем кардиналу Любомиру Гузару скорейшего и благополучного переезда в Киев.

Игумен Григорий,

для "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]