Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
22-04-2005 16:45
 
РЕПОРТАЖ: "Использовать профессиональные возможности". В Государственной Третьяковской галерее прошла дискуссия о вандализме и последствиях обвинительного приговора по делу о выставке "Осторожно, религия!"

Клуб современного искусства, действующий в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) на Крымском валу, провел 21 апреля дискуссию "Как остановить вандализм по отношению к современной культуре?". Это событие стало, как отметили его участники, очень важным в контексте обвинительного приговора по делу о выставке "Осторожно, религия!". Главное сейчас, как отметил художественный руководитель Государственного центра современного искусства Леонид Бажанов, - в "артикуляции и осмыслении" того, что могут сделать в сложившейся ситуации музейщики и искусствоведы.

"Такое впечатление, что мы оказались в определенной враждебности у населения", - заявил организатор дискуссии, заведующий отделом новейших течений ГТГ Андрей Ерофеев, пояснив, что некоторые музейщики стали даже утверждать, что лучше не выставлять работы, хоть как-то затрагивающие тему религии, что все надо прятать до того времени, пока это не станет историей. "Думаю, что попытки некоторых наших руководителей культуры оправдать вандализм связаны со страхом, что иначе "вас раздавят, уничтожат", - сказал он, отметив, что таким образом поддерживается миф о наличии некоего "агрессивно-консервативного" большинства, стремящегося громить выставки современного искусства. "Это ошибка, речь идет о небольших группах людей", - пояснил Андрей Ерофеев. По мнению искусствоведа, "речь идет не только о конфликте между современным искусством и Русской Православной Церковью, но о конфликте между хулиганствующей массой и событиями, когда эта масса может поступать таким образом". Он заметил также, что процесс по делу руководителей Сахаровского центра выглядел так, как если бы современное искусство вызвали на суд и оно "должно оправдываться", в то время как люди "с той стороны" не считали необходимым отвечать на вопросы. "Мне кажется, что, когда художественная среда может оказать сопротивление, - сказал Андрей Ерофеев, - она должна использовать это право". Ведь современное искусство, особенно после проведения с 28 января по 28 февраля 1-й Московской биеннале, крупнейшего художественного события в России, "набрало вес в нашем обществе". Современные художники, отметил далее Андрей Ерофеев, "уже не считают себя запрещенными", у них появились новые выставки и новые зрители - за исключением, пожалуй, той ситуации, в которой оказался Авдей Тер-Оганян.

В положении пострадавших оказались скорее музейщики и искусствоведы: "мы не можем реально показывать современное искусство - так, как оно должно быть показано". Андрей Ерофеев рассказал, как в Новосибирской картинной галерее осуждали инсталляцию Павла Пепперштейна "Ортодоксальные обсосы": "Лучше бы вы рядом с картинной галереей выставились". А там рядом - православный храм. Нечто подобное произошло в Самаре, в Екатеринбурге, а один директор посоветовал убрать с выставки "Храм мухоморов" Константина Звездочетова. Искусствоведам надо "преодолеть комплексы и страхи", считает Андрей Ерофеев. "Нужно преодолеть страх и осознать, что в качестве вандалов выступают не все слои русского общества, не русский народ, а лишь горстка хулиганов, ставших таковыми по недомыслию или же по подстрекательству", отметил он в релизе дискуссии.

Комментируя обвинительный приговор по делу организаторов выставки "Осторожно, религия!", директор Музея и Общественного центра имени Андрея Сахарова Юрий Самодуров заметил, что суд использовал новое понятие "смысловое преступление". Раз появилось новое понятие, то появляются и новые "преступления", описываемые этим понятием. Юрий Самодуров сообщил, что в Замоскворецком суде рассматривается новый иск на 5 млн рублей за оскорбление религиозных чувств. В иске, поданном против Марата Гельмана и директора компании "ЭКСПО-ПАРК. Выставочные проекты" Василия Бычкова, рассказал он, перечисляются 4 работы, вошедшие в выставку "Россия 2" и уже известные искусствоведам. Диптих Гора Чахала "Солнце правды, добра и красоты" представляет два квадрата: три закутанные в огонь фигуры, рядом - перечисление эпитетов Бога. Фотоинсталляция группы "Синие носы" "Гори, гори, моя свеча": в основе композиции - маски, изображающие Пушкина, Иисуса Христа и президента РФ Владимира Путина, "с сарказмом и иронией, явно направленными на оскорбление религиозных чувств". "Исламский проект" группы АЕС+Ф - минареты вмонтированы в фотографии разных мировых столиц, но в иске упоминается только Москва и московский Кремль. "Зарисовка" Марины Колдобской - прическа, с какой обычно изображают Христа на иконах, наклеена на экран телевизора, где демонстрируются разные рекламные ролики, в иске почему-то обозначенные как "ролики противорелигиозного содержания".

Все художники, участвовавшие в выставке "Осторожно, религия!", хотели, чтобы она продолжалась, даже после погрома, отметил Юрий Самодуров, все хотели подать иски о возмещении ущерба, но реально это сделали только двое. Причем "следователь активно отговаривал Татьяну Антошину и Наталью Каменецкую от подачи этого иска". Самодуров пояснил также, что многие указали слишком большую стоимость работ, так что для подачи иска у Сахаровского центра просто не нашлось средств. К тому же, заметил Юрий Самодуров, художникам "не хватало моральной поддержки". Он напомнил, что лишь 18 марта на книжном салоне в Париже был распространен манифест "За культурную свободу от Москвы до Грозного", который подписали около 500 видных западных интеллектуалов. Впрочем, отметил Юрий Самодуров, хоть на суде и говорилось, что участники выставки "Осторожно, религия!" - художники Олег Кулик и Владислав Мамышев-Монро - получили в ходе 1-й Московской биеннале современного искусства медали Российской академии художеств "Достойному", это все равно не повлияло на формулировки приговора.

"Мы должны добиться отмены обвинительного приговора", - заключил директор Музея и Общественного центра имени Андрея Сахарова, отметив его негативное влияние на художественную жизнь России. Недавно в "Известиях" появилась заметка о том, как в Архангельске отменили молодежный фестиваль, когда местный епископ РПЦ МП сослался на постановление суда по делу "Осторожно, религия!". Из-за этого приговора директор филармонии отказал в предоставлении зала для ежегодного концерта 21 мая в память Андрея Сахарова, который должен был открыть писатель Владимир Войнович.

"Ситуация складывается так, что мои прогнозы не сбываются, - сказал художественный руководитель ГЦСИ Леонид Бажанов. - Я полагал, что дело "спустят на тормозах": отпустили погромщиков, отпустят и организаторов выставки". После оглашения обвинительного приговора стала проявляться  негативная тенденция к запретам. Например, в Екатеринбурге не открывается выставка без освящения главой местной епархии РПЦ МП. Но и поддаваться панике из-за этого, по мнению искусствоведа, не стоит, надо выделить в происшедшем его составляющие моменты. "В сердцах я сказал, что придется выходить за рамки профессии, - отметил он. - Но уходить из профессии не надо. Я за то, чтобы использовать профессиональные возможности, чтобы профессионально разрабатывать свои права".

Во-первых, "здесь есть момент манипуляции определенными, тренированными людьми, - отметил он, сказав, что в одной из телепрограмм увидел те же лица, что выступали от имени церковного прихода в Таганском суде, в роли активных участников какой-то манифестации в Рязани. Круг тех, кто стоит за ними, также вполне очевиден. "Вчера они выступали на атеистических митингах и не пускали меня, школьника, на богослужения в Брюсов переулок, - заметил Леонид Бажанов. - Сегодня они требуют отчета в православности". Конечно, стоит учитывать и то, что многие чувствуют свою вину перед церковными - "именно церковными, а не религиозными" - персонажами. Контекст современного искусства в России - "клочкообразный, эпизодический", он еще не сложился. "Мы должны нащупать эти моменты, - считает он. - Но не так невнятно, "в комке", перекатывая этот комок с руки на руку...".

В ходе дискуссии были, конечно же, упомянуты известные по публикациям конфликты: посол Израиля разгромил инсталляцию на выставке в историческом музее Стокгольма, посвященную теме шахидок; актер Даниэль Ольбрыхский разорвал фотографии на выставке "Нацисты", воспроизводившие кадры из фильмов, где актеры играли роли нацистских офицеров с "нордическим" характером. Но Леонид Бажанов от обсуждения зарубежных событий твердо отказался: "они-то со своими проблемами справятся, а у нас есть своя специфика". Не поддержал он и утверждение, что в каждой стране есть свои "запрещенные темы", якобы базирующиеся на "государствообразующей" религии. "Вандализм по отношению к художественным практикам имеет долгую историю, - пояснил Леонид Бажанов, - мы знаем христианский вандализм, атеистический вандализм, исламский вандализм против христианского искусства". Однако была до революции провозглашена графом Уваровым известная триада "Православие, самодержавие, народность", а в работы, висящие теперь в Третьяковке, " чернильницами никто не бросал". Да, Абрам Балашов с криком "Довольно крови!" изрезал ножом знаменитую картину И.Е. Репина "Иван Грозный и сын его Иван", но то было сделано, как указывает "Хронограф" 1913 года, "в припадке душевной болезни". Просто здесь, сказал Леонид Бажанов по поводу разгрома выставки "Осторожно, религия!", "вандализм организованный". Хорошо, отметил художественный директор ГЦСИ, что "начали осмыслять и анализировать" происшедшее внутри профессиональной среды, а сразу "бросаться в бой с непрофессионалами" - по меньшей мере глупо...

"Кто стоит за спинами вандалов и считается их наставником и духовным отцом?  Какой "литературой" они питаются, с помощью каких сайтов общаются, из каких фондов финансируются? Наконец, существуют ли в новейшей российской истории прецеденты успешной борьбы с ними? Пока эти люди не одумались или же не попали за решетку, остается вопрос - как вести себя художникам, а также кураторам современных выставок? Должны ли они вводить самоцензуру, обходить стороной опасные темы? Или оказывать вандалам активное сопротивление? Или же вообще не обращать на них никакого внимания?", - вот вопросы, которые поставил перед участниками дискуссии Андрей Ерофеев, и к обсуждению которых, будем надеяться, искусствоведы, музейщики, критики и журналисты в ближайшее время вернутся.

Валерий Никольский


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]