Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
01-03-2005 13:56
 
ДОКУМЕНТ: Нет антиконституционной религиозной политике! Государственно-конфессиональные отношения - под гражданский контроль! Итоговый документ круглого стола «Роль НПО и правозащитного движения в обеспечении свободы совести в России»

Итоговый документ круглого стола
"Роль НПО и правозащитного движения в обеспечении свободы совести в России", состоявшегося 25 февраля 2005 г. в Музее и общественном центре"Мир, прогресс и права человека" им. А.Д. Сахарова.

Реализация основополагающих конституционных принципов в области свободы совести находится в современной России в глубоком кризисе и подменяется приоритетами религиозной политики, проводимой государством в интересах властных групп.

Политика государства в отношении религии проводится с целью удержания власти путём использования авторитета религии при осуществлении избирательных технологий. Среди задач такой религиозной политики справедливо назвать: контроль мировоззренческой сферы, вовлечение в сферу религиозного санкционирования индивидуального, общественного и массового сознания, формулирование клерикальной идеологии, ограничение политической конкуренции, вплоть до формирования безальтернативной политической системы.

Методы религиозной политики наряду с клерикальной идеологизацией органов власти и государственного управления, "силовых" структур, светской системы образования предполагают манипулирование религиозными организациями по принципу "кнута и пряника".

"Пряник" в виде льгот, квот и даже прямого финансирования адресован РПЦ МП и, отчасти, так называемым "традиционным религиозным организациям". "Кнут" в виде неправовых ограничений деятельности, в том числе и религиозных преследований, достаётся "нетрадиционным" в представлении власти конфессиям.

Кроме того, в качестве методологии проводимой властью религиозной политики, используются наукообразное обоснование, законодательное закрепление сомнительных правовых положений, пиар-сопровождение посредством ряда СМИ.

Российской академией государственной службы (РАГС) при Президенте РФ и рядом вузов "силовых" структур предпринимаются попытки обоснования антиконституционной религиозной политики, и соответствующих терминов ‑ в частности таких, как "традиционная религиозная организация", "религиозный экстремизм", "духовная безопасность" и подобные.

Для законодательного закрепления религиозной политики власти в Государственную Думу РФ вносятся соответствующие законопроекты ("О традиционных религиозных организациях", "О социальном партнерстве государства с религиозными объединениями" и пр.).

В рамках соответствующей информационной политики Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям проводятся идеи конфессионального превосходства в лице "традиционных" религий и, соответственно, культивируется нетерпимость к "нетрадиционным", для дискриминации которых применяется негативные социальные ярлыки "секта", "тоталитарная секта".

Наряду с ограничением политической конкуренции, в виде последствий этой религиозной политики, процветают такие явления, как нарушения прав человека, национализм, ксенофобия, этно-религиозная нетерпимость и насилие на этой почве. Разделение религий на "традиционные" и "нетрадиционные" неизбежно делит граждан страны на "русских-православных" и "инородцев-иноверцев".

Участники круглого стола осуждают прокатившиеся по стране массовые погромы общественных и религиозных организаций (Центр русской духовности Православной Церкви Божией Матери Державная в Москве, офис "Мемориала" в Санкт-Петербурге и др.) и сфабрикованный политический процесс-фарс над организаторами выставки "Осторожно, религия!", состоявшейся в Музее и общественном Центре "Мир, прогресс и права человека" им. А.Д.Сахарова.

Государственно-конфессиональные отношения являются важнейшим элементом религиозной политики, и влияние этого фактора на внутреннюю политику России и результаты выборов обусловлено системной коррупцией в этой сфере, которая охватывает сферы науки, образования, законотворчества и правоприменения.

Именно в рамках упомянутых государственно-конфессиональных отношений властные группы под благовидными предлогами фактически покупают политическую поддержку у религиозных организаций, обладающих интегративным ресурсом. В данном контексте, в частности, имеет место растрата и корыстное использование бюджетных средств и общественных фондов.

Антиконституционные тенденции в области религиозной политики и государственно-религиозных отношений (формирование системы вероисповедных предпочтений для "традиционных" и, соответственно, ограничений для "нетрадиционных" религиозных объединений) оказали влияние на исход выборов. Государственная Дума четвертого созыва, в свою очередь, способна (и, вероятно, сделает это) законодательно закрепить вышеупомянутые тенденции и вывести их, таким образом, на принципиально новый уровень, вплоть до изменения Конституции РФ и юридического оформления клерикальной идеологии.

Вопрос о легитимности российских выборов 2003-2004 г.г. является дискуссионным, в том числе, в силу грубейших нарушений конституционных принципов в области обеспечения свободы совести. Таким образом, ещё одним важнейшим итогом религиозной политики государства является дальнейшее разложение демократических принципов и институтов, чреватое окончательным крушением зачатков гражданского общества в России.

К сожалению, в последнее время влияние фактора религиозной политики и отношений между государством и религиозными объединениями недооценивалось неправительственными организациями и правозащитным движением. Однако нет сомнений, что сегодня для реанимации демократии в России необходимо добиваться прекращения этой порочной религиозной политики властей, и осуществление гражданского контроля над государственно-конфессиональными отношениями.

Круглый стол "Роль НПО и правозащитного движения в обеспечении свободы совести в России" заявляет о целесообразности активного формирования широкой коалиции неправительственных организаций в целях систематизирования правозащитной работы в области обеспечения реальных гарантий свободы совести. В основу такой коалиции может быть положено формирование Антифундаменталистского комитета.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]