Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
09-02-2005 19:07
 
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Ислам и демократия – две вещи несовместные. Анализ двух очень разных событий последних дней

Первое - прошедшие в Ираке выборы в Национальную ассамблею. Как известно из их результатов, абсолютное большинство голосов (80 %) получили шииты, причем не секулярные – сторонники нынешнего премьера Зияда Алауи, - а клерикальные, объединившиеся вокруг духовного лидера иракских шиитов аятоллы Али ас-Систани. На втором месте – малорелигиозные курды, активно не любящие как арабов-мусульман, так и малочисленных ассирийцев-христиан.

Из этого расклада вытекает пока только один однозначный прогноз – насилие и экстремизм в стране будут продолжаться. Его источником будут вооруженные группы суннитов, которые в результате выборов оказались в нехарактерном для них положении политических маргиналов. Есть еще известная шиитская группировка "Армия Махди" под руководством имама ас-Садра. Последний озвучил требование вывода иностранных войск из Ирака и обратился с просьбой к новоизбранной Национальной ассамблее, чтобы она активно действовала в этом направлении. Вполне вероятно, что следующим этапом будет либо радикализация нового политического режима в сторону требования вывода иностранных сил и создания системы наподобие существующей в Иране, либо, что менее вероятно, дружба боевиков ас-Садра с суннитскими боевиками против "умеренно-проамериканского" правящего режима. Но в любом случае – это дальнейшая эскалация вооруженного насилия и, в более отдаленной перспективе, распад иракского государства на курдскую, суннитскую, и шиитскую части.

Так или иначе, но, по имеющимся данным, в вашингтонском Белом Доме серьезно начали сомневаться в возможности применения американских демократических стандартов в мусульманском мире – той политики, которую очень прямолинейно проводил Джордж Буш в первый срок президента. Уже был прецедент в Алжире, когда в результате честного европейского голосования к власти чуть не пришли исламские фундаменталисты, и только военные спасли положение. Ирак же должен окончательно убедить американцев, что их стандарты демократии в мусульманском мире (по крайней мере, в арабской его части) дают обратный эффект.

***

А теперь с берегов Тигра и Евфрата перенесемся на берега Волги и Камы. Здесь тоже проявил себя исламский фактор, может быть, не столь масштабно как в Ираке, но достаточно красноречиво. Речь идет о кампании арестов мусульман, преимущественно татарской национальности, в Татарстане, Башкортостане и Нижнем Новгороде по подозрению к принадлежности пресловутой полумифической партии "Хизб-ут-Тахрир". Первоначально в голове религиозно-политического аналитика сложилась стройная концепция – властители Казани и Уфы производят зачистку "мусульманских" экстремистов в целях распространения поддерживаемого ими "либерального ислама". Однако открылись факты, говорящие о том, что "антихизбистские" действия направлены как раз против национальных элит. И это очень даже понятно, особенно в эпоху великой отмены выборности глав регионов и национальных республик. И вот отсюда стала рождаться еще одна концепция, к которой автор, помимо вышеописанных, подшил еще один факт: по информации из Дагестана, местные мусульмане ("свои", не ваххабиты какие-нибудь) обратились к президенту России, чтобы он помог им в деле борьбы с распущенностью и прочей безнравственностью, а также в деле восстановления исламских ценностей в обществе. Суть ее вот в чем.

В некотором государстве, по-прежнему несмотря не на что остающемся царством, наметился переход от демократии к, скажем так, недемократии. Для внедрения этой "недемократии" нужен некий "недемократический", по сути, инструмент. По принципу "клин клином вышибают", либо лечение "подобного – подобным". И в качестве такового прекрасно подошел "исламский фактор". В качестве тактического средства его используют в национальных республиках Поволжья в борьбе с пережитками национальной самсостоятельности. А в Дагестане, кажется, пытаются наоборот опереться на "своих" мусульман. Другое дело, что случись их политическое усиление, порядки там воцарятся, сравнимые c ваххабитскими. Но ведь свои, традиционно российские...

На все это могут обоснованно возразить – не слишком ли смело, на уровне анализа лишь двух фактов, делать выводы о "недемократической" сущности ислама. А их никто и не делает. Ислам как чисто религиозная система с его отсутствием церковноподобных институтов и обязательных авторитетов – едва ли не самая демократичная среди всех авраамических религий. Другое дело - ислам в сфере социально-политической. Мы обозначаем его не как ислам, а как "исламский фактор". Никогда в реальной истории ислам как социально-политическая система и демократия и рядом, что называется, не стояли. За исключением, может быть, времен пророка Мухаммада и первых халифов.

История – она, ведь наука точная. А факты – вещь упрямая.

Валерий Емельянов,
"Портал-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]