Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
22-12-2004 19:30
 
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Почему раввин о сектах заговорил. Не всем членам Межрелигиозного совета России подходит амплуа адептов инициатив ОВЦС
 Все постперестроечные годы в России периодически начинает будироваться тема страшной "сектантской экспансии" в стране. На публике предупреждения об этой экспансии озвучиваются, прежде всего, устами представителей официальных структур Московской патриархии и связанных с ней учреждений. Что же касается представителей других конфессий, то они, как правило, высказываются по этому вопросу либо очень глухо, либо молчат. Уж больно вопрос смутный и неопределенный...

В самое последнее время отмечаются признаки новой "антисектантской" волны. Снова что-то задумывает профессиональный "антисектант" г-н Дворкин против cаентологов. А в интервью новорожденному информационному проекту "Интерфакс-Религия" по этому больному вопросу высказался главный раввин России и член Межрелигиозного совета страны Берл Лазар. Высказался достаточно ясно и рельефно. Что позволяет..., нет, не дискутировать с ним, а, скажем так, расставить акценты.

Рав Берл, безусловно, мудрый человек, и он правильно заметил, что "нужно дать четкое определение того, что считать сектой, а что "традиционной" религией, отделив зерна от плевел, а потом уж вовсе запретить деятельность сект, чтобы они не могли вести миссионерскую работу среди россиян". Разовьем эту мысль и отметим, что понятие "секта" не только неопределенное, но и, по многим параметрам, относительное. Скажем, в буддизме и, в какой-то мере, в исламе понятие "секта" не имеет однозначно негативного смысла. Более того, то явление, которое считается сектой и отвергается одной религиозной системой, вполне положительно может быть воспринято другой. Подобная разница восприятия вполне может возникнуть и в отношениях между конфессиями-членами Межрелигиозного совета. Известно, что для ортодоксальных иудеев, коих имеет честь представлять раввин Лазар, такой главной враждебной сектой является движение "Евреи за Иисуса", которое имеет поддержку в российских протестантских кругах. Так что неопределенность и расплывчатость таких понятий как "секта", "традиционные - нетрадиционные религии", с точки зрения здравого еврейского рационализма, побуждает скорее держаться подальше от этого смутного дела, нежели разделять алармистские настроения РПЦ МП по поводу пресловутого нашествия сект.

Кроме того, представляется, что иудаизм – это весьма сильная, хорошо структурированная религиозная система, имеющая достаточно сильную как духовную, так и материальную подпитку для того, чтобы только одним своим существованием и деятельностью в России противостоять возможным "сектам". В отличие от православия, чей духовный иммунитет ослаблен десятилетиями коммунистического атеизма, и часто коллаборационистской политикой Московской патриархии.

Думается также, что уважаемый рав Берл не совсем объективен, утверждая, что правозащитники встают на сторону сектантов. Правозащитники, по определению, на стороне права, закона, и лиц или групп, в отношении которых этот закон нарушается. И если представить себе такую оруэлловскую ситуацию, когда вдруг государственной религией в новой России стало бы "АУМ Синрике" (что казалось вполне реальным тогда, в начале 90-х, когда "преподобного" Асахару крутили по всем государственным информационным каналам), то очевидно, что российские правозащитники при таком раскладе оказались бы в рядах защитников Данилова монастыря и синагоги в Марьиной Роще...

И с этим призывом "запретить все" не совсем понятно. Исторически и политически сложилось так, что евреи в галуте (диаспоре) в большинстве своем стояли на позициях свободы, демократии и плюрализма...

Вполне возможно, что на подобные сентенции раввина Лазара подвигнуло политкорректно-дипломатичное желание "подыграть" Московской патриархии, солирующей в Межрелигиозном совете и, видимо, собравшейся в очередной поход против сект.

Только вот какая польза от "подыгрывания", тем более, в этом вопросе? "Традиционная религия" или "cекта"... Возьмем, к примеру, любавичских хасидов. Возникли они на территории нынешней независимой Беларуси в начале XVIII в. Значит, не совсем "наши", не совсем "традиционные"... Кроме того, хасиды первоначально и раввинат не признавали, потом только к компромиссу пришли. Да и любавичского ребе почитают так, что оказываемые ему почести и поклонение в глазах многих близки к божественным, что несколько расходится с магистральной тенденцией иудейской религии. Ну, чем не секта?

Моисей Литвак,
для "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]