Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
01-12-2004 10:00
 
ДОКУМЕНТ: Обращение к президенту РФ В.В. Путину участников круглого стола "Государственно-конфессиональные отношения"

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Мы, участники заседания "круглого стола""Государственно-конфессиональные отношения", проведенного 16 ноября 2004 года в Москве Евразийским отделением Международной ассоциации религиозной свободы (ЕАО МАРС) при участии кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС), выражаем Вам свою признательность за личный вклад в развитие сотрудничества с широким кругом религиозных организаций, в том числе представленных в Совете по взаимодействию с религиозными объединениями, и твердо поддерживаем Вашу решимость и впредь гарантировать исполнение Конституции России, воздерживаясь от внесения изменений и дополнений в текст Основного закона.

Мы считаем также необходимым довести до Вашего сведения следующее.

Последние пятнадцать лет в Российской Федерации сложились правовые основы цивилизованных государственно-конфессиональных отношений, принципы которых закреплены в Конституции России (1993) и Федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" (1997). Принципиальное значение для дальнейшего развития взаимодействиягосударства с религиозными объединениями в соответствии с принципами свободы совести и свободы вероисповедания имееттакже конституционно-правовой смысл отдельных положений Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", установленный Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 23 ноября 1999 года и определениях от 13 апреля 2000 и 7 февраля 2002 года.

Главные препятствия, тормозившие обеспечение гармоничных государственно-конфессиональных отношений, проистекали из того, что основные религиозные организации России были ослаблены в результате периода господства коммунистической идеологии, не сразу приобрели опыт реализации своего социального потенциала в таких сферах, как духовное воспитание личности, нравственное совершенствование общества, осуществление общественно значимых проектов в области образования, культуры, благотворительности, а также не имели традиций деятельности в условиях религиозного плюрализма и оказались в состоянии конфликта с относительно недавно появившимися в России новыми религиозными движениями.

В настоящее время серьезное дестабилизирующее воздействие на государственно-конфессиональные отношения оказывает активизация международного терроризма на территории Российской Федерации, а также фундаменталистских и экстремистских течений, использующих религиозные лозунги в целях разжигания межнациональных и межрелигиозных противоречий. В связи с этим особое значение имеет воспитание веротерпимости, формирование культуры межрелигиозного и межконфессионального диалога и сотрудничества, сохранение и приумножение традиций толерантного отношения друг к другупредставителей разных мировоззрений.

Неоднократные нарушения конституционного принципа равенства религиозных объединений перед законом, допускаемые должностными лицами государственных и муниципальных органов власти, сохраняющиеся острые межконфессиональные и внутриконфессиональные противоречия негативно влияют на процесс формирования социально ответственной практики государственно-конфессиональных отношений, присущей демократическому обществу.

По мнению участников "круглого стола", совершенствование законодательства в области государственно-конфессиональных отношений, а также успешное развитие социального партнерства между государством и религиозными организациями возможно в русле укрепления и более полной реализации конституционных принципов, гарантирующих свободу совести и равенство религиозных организаций перед законом. Эффективные меры в этом направлении, целесообразность которых отмечается в рекомендациях 1556 (2002) Парламентской Ассамблеи Совета Европы "Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе", должны включать обеспечение соответствия российского законодательства статье 9 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в которой говорится, что религиозные свободы подлежат лишь ограничениям, установленным законом и необходимым в демократическом обществе, а также решению Европейского суда по правам человека (1983) о том, чтоограничения прав человека должны мотивироваться "настоятельными общественными потребностями" и быть "соразмерными преследуемой законной цели".

Участники заседания "круглого стола" также убеждены, что жизненно важно:

- гарантировать права религиозных меньшинств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, их защиту от дискриминации или преследования со стороны представителейрелигиозного большинства или групп, практикующих агрессивный национализм и религиозную нетерпимость;

- выработать механизмы посредничества в урегулировании конфликтов и споров между религиозными организациями (или между религиозными ииными общественными организациями);

- включить сведения об истории и основах учения различных религий в общие школьные и другие образовательные программы, которые должны нести светский характер.

- включить в государственную программу формирования толерантности обучение веротерпимости в школе и вузах, ввести соответствующую программу в курс обязательнойпереподготовки представителей силовых и правоохранительных структур;

- содействовать деятельности общественных организаций, ставящих своей целью развитие межрелигиозных и межконфессиональных отношений;

- органам юстиции и прокуратуры Российской Федерации обеспечить надлежащий надзор за исполнением законодательства о свободе совести и религиозных объединениях, уделив серьезное внимание недопущению нарушения конституционных принципов отделения религиозных объединений от государства и их равенства перед законом;

- Верховному Суду Российской Федерации обобщить судебную практику по делам, связанным с реализацией конституционного принципа свободы совести и свободы вероисповедания.

Участники заседания "круглого стола" считают, что реализация упомянутых мер будет способствовать решению проблем установления равновесия между принципами демократии и прав человека в области свободы совести и вероисповедания и необходимостью сохранения народами России национальной, культурной и духовной самобытности, а также обеспечения социально-политической стабильности и укрепления единства российского общества.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]