Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
18-08-2004 19:00
 
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: КПД в НОРМе: что общего у двух столь разных организаций – православной и исламской?

Чуть более двух недель прошло с момента представления Корпорации православного действия (КПД), чуть более двух месяцев - с момента создания Национальной организации русских мусульман (НОРМ). Но за столь небольшие промежутки времени у этих двух столь, в принципе, мало совместимых религиозно-политических образований выявилось очень много общих черт. И дело здесь не только в том, что как КПД, так и НОРМ не дают прессе и общественному мнению забыть о себе, напористо выступая все с новыми и новыми публикациями...

Судя по этим публикациям, у русско-православных и русско-мусульманских политиков есть одна принципиальная общая черта. Очевидно, что как для КПД, так и для НОРМ, главным, ключевым понятием является этничность, "русскость", а вовсе не религиозная составляющая, которая по отношению к составляющей национальной занимает подчиненное положение. Отсюда и "априористский" подход - и для "православного действия", и для национал-мусульман. То, что "не наше", или не встраивается в нашу идеологию, - то все чужое и от лукавого.

Например, в доктринальной заметке Станислава Белковского "Америка сделала все возможное для борьбы с авраамическими религиями" утверждается, что Америка сегодня уже не является частью христианского мира. В этой стране на смену Богу Авраама, Исаака и Иакова пришла некая "технологическая субстанция", тождественная самим Соединенным Штатам. Достается и Китаю, который также представляет собой "антиавраамическую субстанцию".

Ну, с Китаем, это еще можно понять. Там все-таки абсолютное большинство верующих не относится к трем великим монотеистическим религиям. А вот о США такое представление может возникнуть только из очень российского "далека", на основе тех образов, которые преподносят рядовым россиянам местные СМИ. Действительность же несколько иная. Да, христианство в США может быть не так институциолизовано, более личностно и менее формализовано. Но оно, как и другие религии, присутствует в жизни страны.

Еще на один момент, который постоянно проходит красной нитью в этой публикации и других выступлениях Белковского, хотелось бы обратить внимание. Речь идет о полном крахе "либерального, американского проекта для России", который ассоциируется с эпохой Ельцина. Ну, полноте, а был ли мальчик? То есть этот самый либеральный проект "Made in USA"?

Может быть, какие-то отдельные черты, подходящие под это определение, можно обнаружить в эпоху позднего Горбачева. Но вот дальнейшее десятилетие Россия развивалась скорее по некоему доморощенному "неономенклатурному" проекту, по которому, кстати, развивается и ныне. Достаточно вспомнить, что действующий Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" был принят в 1997 году, в самый разгар ельцинской эпохи, и скроен он был отнюдь не по либеральным лекалам.

Но анализ не требуется, когда необходимо доказать, что "нужен новый национальный проект, базирующийся на идеологии, которая архетипически конгениальна нации. И в этом смысле ее, идеологию, нельзя отрывать от православия. Если это не будет православие, то это будет язычество". В переводе с корпоративно-православного новояза, все это означает - в России должно быть только православие, и русский может быть только православным. И точка.

Но есть еще и Национальная организация русских мусульман, представители которой столь же однозначно считают, что единственной духовной перспективой для русских может быть ислам. И еще - что мусульманин, в силу определенных причин, не может признавать государство Израиль, и потому публикация на эту тему, появившаяся некоторое время назад на "Портале-Credo.Ru", cтала предметом специального заявления НОРМ и была обозначена как "просионистская".

Оставим в стороне радикально-полемический тон документа – жанр комментария не приспособлен для этого. Интересна сама логика НОРМа, которая начисто лишена непредвзятого анализа. Так, например, тезис о том, что даже не признание, а просто вступление в контакт с представителями Израиля только для того, чтобы решить хотя бы конкретные проблемы арабского и мусульманского населения, "опровергается" автором заявления братом Харуном (Вадимом Сидоровым - кстати, одно время близким к баркашовскому РНЕ) очень просто: "В том, что касается нас, истинных русских мусульман, то я, как официальное лицо НОРМ, могу лишь ответить ему, что любые соглашения, подписанные саудовскими, сирийскими, египетскими и даже палестинскими лидерами, признающими государство "Израиль", не будут иметь для нас ровно никакой силы".

А чуть ниже, в ответ на слова о том, что Израиль, как и Палестина, были созданы на основе решений ООН, говорится: "Но мы и слышать не хотим о каких-либо резолюциях, ставящих судьбу Святой Земли в зависимость от так называемого международного права, а не закона Аллаха".

А вот если вспомнить историю раннего ислама времен Пророка Мохаммада и первых халифов, то можно увидеть, что основатель ислама активно искал альтернативные насильственным способы разрешения конфликтов. В свою очередь, праведный халиф Умар, завоевав в конце VII столетия Иерусалим, впоследствии способствовал тому, чтобы туда возвратились иудеи, изгнанные ранее христианами-византийцами. Да и вообще нигде в Коране не говорится о том, что иудеям не дозволяется создать свое государство, или реализовать свое право на суверенитет.

Ислам, по определению, использует не категории "национального" государства, а лишь формы религиозно-политической самоорганизации, существующие поверх национальных границ. Кстати, сегодня именно фундаменталистские и консервативные мусульманские богословы считают, что разделение всемирной общины-уммы на национальные государства – это пережиток колониального прошлого, который необходимо преодолевать.

Мы прокомментировали два последних документа КПД и НОРМ вовсе не для того, чтобы полемизировать с их авторами. Нам лишь хочется еще раз отметить, что создание этих двух разных и одновременно в чем-то похожих организаций знаменует собой активный вторжение в общественную жизнь России такого явления как национально-религиозная ксенофобия, и – более того – получение этим явлением "прав гражданства" в общественно-политической системе современной РФ. И судя по той энергичности, с какой эти образования дебютируют на общественной сцене, КПД у них в НОРМЕ. И это вызывает озабоченность.

Валерий Емельянов для "Портала-Сredo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]