Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
26-03-2004 14:52
 
РЕПОРТАЖ: Алексей Белов. ИНДУИЗМ В МОСКВЕ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? Пресс-конференция ЦОСКР по поводу нагнетания антикришнаитских настроений в России

 Пресс-конференция "Индуизм в Москве: быть или не быть?", организованная Центром обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР), состоялась 24 марта в Центральном доме журналистов в Москве на Никитском бульваре. В ней приняли участие лидеры российских вайшнавов-кришнаитов, ученые-религиоведы и руководители индийских общественных организаций России.

По мнению организаторов, необходимость такого обращения к СМИ и общественности вызвана "напряженностью, искусственно нагнетаемой рядом радикально настроенных околоправославных движений вокруг строительства в Москве индуистского храма", что проявилось, в частности, в проведении 21 марта антикришнаитского митинга на Тверском бульваре.
 
Открывая пресс-конференцию, глава российских кришнаитов, президент ЦОСКР Бхактивигьяна Госвами (Вадим Тунеев) рассказал собравшимся журналистам об истории российского кришнаизма: "Наше общество существует в России с 1971 г. Официально мы зарегистрированы в 1988 году. Это была первая религиозная организация, которая была зарегистрирована после советского периода. В течение долгих лет Совет по делам религий при Совете Министров СССР не регистрировал никаких новых религиозных организаций. В 1988 году после регистрации мы получили официальный статус и сохраняем статус официального религиозного объединения наряду со всеми прочими религиозными объединениями в России. Сейчас у нас есть 106 официально зарегистрированных в Минюсте центров, и приблизительно около 100 000 последователей по всей России. Из них около 25 000 тех, кого мы считаем активными членами, и ещё около 100 000 человек так или иначе имеют к нам отношение".

Затем Бхактивигьяна Госвами рассказал о предшественниках современных кришнаитов – общине индийских купцов, которым покровительствовал Пётр I: "Ещё при Петре I, 300 лет тому назад, в России была община индуистов, и Пётр I издал специальный указ, где он просил защищать эту общину, права верующих и не обижать их.

Интерес к индуизму в России имеет давнюю историю. В начале XX века известным академиком Ольденбургом был даже разработан проект переноса индуистского храма из Индии в Санкт-Петербург (осуществиться этой затее помешала вспыхнувшая Первая мировая война). Лев Толстой был одним из тех, кто уважал и почитал индийскую культуру и читал Бхагавад-Гиту.

До того момента, как мы были официально зарегистрированы, был период гонений. С начала и до конца 80-х годов более 100 наших последователей были брошены в тюрьмы, концентрационные лагеря, психушки. При советской власти трое человек умерли.

После перестройки, после нашей официальной регистрации, все люди, которые подвергались гонениям, были реабилитированы. С этого времени мы начали своё, условно говоря, нормальное функционирование.

Конечно, приходится трудно. Религия новая, для многих людей непривычная, несмотря на то, что у нас есть очень глубокие корни и древняя культурная традиция в Индии.
В Индии наши храмы открывает премьер-министр, президент Индии и другие официальные лица. Но в России, благодаря не очень добросовестной пропаганде, которая проводится определёнными людьми, нас воспринимают как некую секту, несмотря на то, что всякий раз, когда приезжает какая-либо правительственная делегация из Индии, они приходят в наш храм. Не так давно в полном составе была делегация парламента Индии, и спикер индийского парламента молился в нашем храме за благосостояние России. Огромная община проживающих в Москве индийцев (около 15 000 человек) приходит в наш храм на все большие религиозные праздники, на которых мы совершаем обряды в соответствии с индийской традицией. Подробнее об этом узнать вы сможете от присутствующих здесь членов индийской общины.

Тем не менее, постоянно муссируется какая-то вражда, и это нас огорчает больше всего. Мне хотелось бы напомнить также, что в 1995 году произошёл погром нашего храма в Ростове-на-Дону. Некий человек, который был расстрижен из попов, начал возбуждать ненависть и вражду, и в результате этого погрома пролилась кровь. Один человек пролежал в коме семь дней. Только чудом он остался в живых, и эта история не закончилась трагически. Фотографии можно увидеть здесь". Выступавший указал на стену, где в числе прочих иллюстративных материалов, были несколько фотографий пострадавших монахов-кришнаитов в залитых кровью оранжевых одеждах.

"Это то, что поднимается сейчас в России вокруг строительства нашего храма, - продолжил Бхактивигьяна Госвами. - К нашим миссионерам уже подходят люди с угрозами, говорят, что будут нас бить. Такого рода угрозы публикуются на различных интернет-форумах. Нас очень смущает и беспокоит этот экстремизм, который поднимается вокруг нашей организации.

На наш взгляд, семена ненависти сеются сознательно, причём не просто ненависти к нам, а ненависти подчас к Индии, к традициям индуизма, который славится своей веротерпимостью, своей традицией ахимсы, или ненасилия. Всё это является объектом нашей тревоги.

Что касается строительства храма, то правительство Москвы выделило нам землю для этого по одной простой причине. Мы занимаем то здание, которое должны сейчас покинуть, в течение 14 лет, и никаких проблем, в общем-то, не было. Просто здание идет под снос.

Рядом с нами находится школа, и никаких жалоб из этой школы не поступало. Другие соседи тоже никогда не жаловались. Мы проводим большие благотворительные программы, но сейчас, буквально в течение нескольких недель, мы будем выселены из этого храма. Храм будет разрушен, и у нас ничего не остаётся. В обмен на это здание нам выделена земля для строительства нового храма.

По этому поводу сейчас поднялся шум. На нас обрушилась волна клеветы. И помимо того, что это сознательное разжигание ненависти, мы воспринимаем это как покушение на наше право исповедовать ту религию, которую мы выбрали сами, сознательно. Если наши противники смогут повлиять на решение московского правительства, то мы и многотысячная индийская община в Москве останутся без места для поклонения.

Буквально через несколько недель у нас ничего не будет, кроме места под будущий храм.

Распространяется множество различных ложных слухов. Например, говорится, что храм, который мы собираемся строить, будет едва ли не больше, чем Храм Христа Спасителя. Это абсолютная ложь и ерунда".

Один из выставленных плакатов наглядно иллюстрирует слова докладчика – Храм Христа Спасителя имеет 93 метра в высоту, а проектируемая, и, напомним, пока не утверждённая, высота Центра ведической культуры – 38,5 метра. Причём это высота главного купола, остальные же части сооружения гораздо ниже.

"Так или иначе, мы воспринимаем это как покушение на наши права, на нашу свободу совести. Мы этот путь выбрали сознательно, и мы хотим идти этим путём. Мы очень обеспокоены тем, что возбуждается ненависть, вражда, самые низменные чувства, причём людьми, которые, так или иначе, причисляют себя к другой религиозной организации. Насколько мы понимаем, это не является официальной позицией РПЦ МП, а всего лишь некоей группы людей, которая выдаёт себя за активистов".
 
Следующим выступил председатель Руководящего совета ЦОСКР Радха Дамодар Дас (Сергей Зуев). Он также напомнил журналистам об истории индуизма в России:
"Священное писание вайшнавов – "Бхагавад-Гита" – была издана в России в 1788 году, т.е. более 200 лет это писание издаётся и распространяется в России. Это издание, кстати, было одобрено цензором Русской Православной Церкви.

В России люди давно знают о нашем учении и нашей практике, а последние 30 с небольшим лет в нашей стране стали развиваться общины вайшнавов. Практически во всех регионах России существуют наши центры и общины. На территории бывшего СССР большие общины существуют в Украине, Белоруссии, Казахстане, в ряде других бывших советских республик".

Радха Дамодар Дас также обратил внимание журналистов на то, что проекту индуистского храма предстоит пройти согласование в соответствующих структурах правительства Москвы. Затем он прояснил вопрос о местоположении будущего храма:

"Один из наиболее популярных аргументов: Ходынское поле – место, связанное с трагическими событиями русской истории. Часто нас пытаются поместить на это поле искусственно. Участок выделен за пределами Ходынского поля, в стороне от него и тех мест, где пролилась кровь, где планируется возведение православных храмов, – в нескольких километрах от этого участка".

Следующим мифом, который развенчал Радха Дамодар Дас (С. Зуев), была попытка представить кришнаитов как "язычников": "Вишнуизм, или вайшнавизм – это монотеистическая традиция в рамках индуизма. Мы поклоняемся Тому же Самому Единому Богу. Поэтому мусульман, христиан, представителей традиционных религий России мы видим как людей, с которыми нам вместе жить и сотрудничать в духовном возрождении России.

Распространяется миф о финансировании строительства из-за рубежа. Мы планируем строить свой храм за счёт средств общины, добровольных пожертвований, помощи частных лиц и благожелателей, местной индийской общины, и это вполне нормально. Здесь никаких претензий быть не может".

Стоит упомянуть о том, что посетивший Москву осенью прошлого года Альфред Форд, один из наследников основателя легендарной корпорации, кришнаит, женатый на индианке, высказал готовность профинансировать строительство храма, что он уже неоднократно делал ранее в других странах.
 
"В Москве более 10 000 индийских бизнесменов. Нам очень нужен и важен вайшнавский храм в России, в Москве. Если посмотреть на другие страны – Европу, США – там очень много индийских храмов. Такая проблема существует только в Москве. В Индии каждый день строят христианские храмы, и этому никто не мешает.
Можно слышать об убийствах или преследованиях христиан в Индии, но общество сознания Кришны не имеет к этому никакого отношения. Это дело рук радикалов-фанатиков, фашистов. Мы живём в Индии и мы знаем, что там происходит. Нам очень важно, чтобы здесь был вайшнавский храм. Это очень помогает нам в нашей работе и нашей вере", - заявил Сурен Нималан, вице-президент Ассоциации индийцев России.
 
Выступая перед журналистами, президент Ассоциации индийских студентов в России Б. Барах сообщил, что "только в Москве учится несколько тысяч индийских студентов, а всего в России их около десяти тысяч. Все они посещают этот храм по религиозным и народным праздникам. Если храма не будет, нам негде будет отмечать наши праздники и молиться".
 
Раджеш Раджан, президент Ассоциации индийских студентов в Москве, сказал: "Когда до двухтысячного индийского студенческого сообщества Москвы дошли слухи о том, что некоторые русские против строительства в Москве индийского храма, мы очень удивились. Почему это происходит только в России? У нас есть храмы в Америке, Канаде, Африке, Англии, Австралии – более чем в 80 странах мира. Это самый лучший способ культурного обмена между Индией и Россией.

Во-первых, я хочу поблагодарить России и правительство Москвы, которое выделило землю для строительства нашего Центра и храма. Мы направили письмо благодарности мэру Ю. Лужкову за выделение земли под храм, под которым подписались свыше 800 человек. Наличие храма показывает, как в России любят нашу культуру, и, кроме того, это хороший знак дружбы между нашими странами. От всех студентов Москвы я прошу весь народ России поддержать этот проект".
 
Доцент кафедры сравнительного религиоведения РГГУ индолог Борис Фаликов указал на полную несостоятельность обвинений, которые были выдвинуты в адрес кришнаитов устроителями митинга на Тверском бульваре. "На этом митинге, - сказал он, - муссировались в основном два обвинения в адрес кришнаитов. Первое заключалось в том, что это "тоталитарная секта", а второе – что они связаны с индийскими фундаменталистами, более того, чуть ли не финансируют их, что совсем уж нелепо.

Не мешало бы господам протестующим определиться – либо кришнаиты "тоталитарная секта", либо они – индуизм, да ещё и фундаменталистский. Они никак не могут выбрать что-либо одно. Поэтому их обвинения совершенно противоречат друг другу.

Должен вам сказать, что кришнаиты не являются ни тем, ни другим. Они другие. Обычно, аргументируя нетрадиционность кришнаитов, утверждают, что индус должен родиться в Индии, в арьяварте, на земле ариев, а также родиться в определённой касте. До определённого времени так оно и было. И когда основатель МОСК начал проповедь на Западе, он подвергся критике со стороны ортодоксальных брахманов.
Но с тех пор ситуация довольно сильно изменилась. Дело в том, что сейчас в Индии растёт понимание того, что индусом может быть человек, принявший индуизм. И по мере того, как индуизм превращается в мировую религию, эта идея всё сильнее проникает в индийское сознание. Этим и объясняется, почему представители индийской диаспоры позитивно, с уважением, относятся к вайшнавам, почему они ходят молиться в их храмы.

Что касается обвинений в том, что кришнаиты якобы связаны с фундаменталистами, в том числе с такой одиозной организацией, как "Вишва Хинду Паришад", это также совершенно не соответствует действительности. У них есть единственная объединяющая идея – идея, что индусам может стать человек, не являющийся индусом по рождению.

Сейчас мы становимся свидетелями православного фундаментализма. Он пытается найти какие-то мобилизационные ресурсы. Это типологически очень похоже на то, как мобилизует людей протестантский фундаментализм в Америке, где я преподавал.
Таким же образом против строительства храма объединяются православные фундаменталисты, чтобы потом заявить о себе как о мощной политической силе. Вот и всё".

Борис Фаликов отметил также, что нападки на кришнаитов "наносят вред российско-индийским отношениям. Недавно министр обороны России ездил в Индию, заключил договор о продаже авианесущего крейсера. Называться он будет "Викрамадитья", по имени царя, построившего кришнаитский храм в стародавние времена.

Плюс ко всему, нельзя забывать, что для индуса религия и культура тождественны, в отличие от Запада. Поэтому и естественно, что с точки зрения индийского премьер-министра вайшнавы – форпост индийской культуры в России.

Более того, – заключает ученый, возвращаясь к событиям на Тверском бульваре, – подобные акции вредят и православию. По существу, поиск "врага" это – контрмиссия православия".
 
Известный религиовед, автор ряда справочников и монографий, доктор философии Сергей Иваненко высказался за решение спорных вопросов в отношениях между религиями только на уровне законности, а не на уровне эмоций. Он также указал на то, что "индуисты никогда не станут массовой религией в России", а потому "любые опасения совершенно беспочвенны". 

Алексей Белов,
специально для Портала-Credo.Ru


© Портал-Credo.Ru, 2002-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]