Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
17-02-2004 19:26
 
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: «Хорошую религию придумали индусы…» Спор вокруг постройки ведического храмового комплекса заставляет задуматься об амбивалентности индуизма

Протесты, раздающиеся со стороны православной общественности против строительства храмового комплекса кришнаитов на Ходынском поле, и ответная аргументация апологетов ведической религии заставляют задуматься над важным вопросом межрелигиозных отношений.

Нужно сказать, что в России, в период, когда идеи "этноконфессиональности" получают признание на политическом уровне, "этнический интернационализм" кришнаитов ставит их в "положение протеста", на обочину "социального мэйнстрима". "По контрасту" можно объяснить благожелательное отношение РПЦ МП к сикхам, удовлетворяющим критериям "этноконфессиональности". Вряд ли сикхизм можно считать "традиционной религией России" в трактовке РПЦ МП, однако уважение церковной иерархии к "религии Нанака" налицо - сикхи приглашены в курируемый митрополитом Кириллом (Гундяевым) Межрелигиозный совет России в то время, когда там жаждут видеть далеко не всех, включая даже некоторые христианские деноминации…

Такая благорасположенность понятна именно в контексте своеобразного этно- или нацио-конфессионального подхода, состоящего в том, что русский человек (а в обобщенном понимании - россиянин вообще) приоритетным образом отождествляется с православным исповеданием. В таком случае бытование в России последователей сикхизма, представляющих собой часть индийской диаспоры в России, реально соответствует межконфессиональной политике РПЦ МП, а вот деятельность вайшнавов - нет. Ведь если бы Общество сознания Кришны принимало в свои ряды лишь индийцев, то, наверное, вопрос о постройке ведического храма в Москве, рассчитанного на несколько тысяч человек, не стоял бы сегодня на повестке дня… В этой связи неудивительно, что представитель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) Роман Силантьев апеллирует в своем споре к сикхам, как к "приверженцам одного из крупнейших направлений индуизма". Применительно к индуизму "этноконфессиональность" имеет особое значение – тезис о том, что "индуистом можно только родиться", не потерял своего значения и сегодня, несмотря на "интернационалистскую революцию", постепенно выводящую религию "санатана дхармы" за рамки этничности.

Если соглашаться со словами Романа Силантьева о том, что "московская община кришнаитов сегодня переживает упадок", то "ведический проект" Общества сознания Кришны (ОСК) может иметь для российских вайшнавов дополнительный смысл. Борьба за него, во-первых, способна привлечь внимание российской общественности к ведической религии, во-вторых, - активизировать самих вайшнавов, поднять их религиозное воодушевление.

Напомним, что Международное Общество сознания Кришны в свое время зарекомендовало себя на Западе как движение контркультуры, со свойственным ей пафосом протеста. К настоящему времени кришнаиты (как западные, так и российские) с контркультурой связаны уже намного меньше – напротив, видно их стремление к социальной адаптации. Однако "протестный опыт" в арсенале этого конфессионального течения остался. Учитывая религиозный пыл вайшнавов, стоит признать, что ОСК – та социальная сила, которая может существовать не "благодаря", а "вопреки" той или иной социальной среде, не подстраиваясь под ее нормы и ценностную иерархию. Об этом свидетельствует и то, что вайшнавы чаще других индуистов фигурируют в медийном поле. Если появляется информация о каких-либо притеснениях индуистов за пределами стран их исторического проживания, то, как правило, это оказываются современные кришнаиты…

Но оторвемся от конкретики вполне понятного спора между российским православием и апологетами индуизма. Рассмотрим более общие вопросы о статусе индуизма в сегодняшней цивилизации, о том, какой идейный посыл несет религия санатана дхармы (одно из самоназваний того, что мы привыкли обозначать понятием индуизма) в контексте сегодняшней глобализационной эпохи.

Здесь обращает на себя внимание либеральная риторика российских вайшнавов, взывающих к демократическим ценностям, к конституционным правам, призванным обеспечить свободу вероисповедания в России. Из либерального лагеря исходят и упреки в адрес РПЦ МП, которую обвиняют в "нетолерантности". Более того, вайшнавы апеллируют, по сути, к реалиям глобализации– мол, индуизм уже давно вышел за рамки этнической религии, и развивается в разных уголках земного пространства независимо от сложившихся там культурно-исторических обстоятельств. Ведические храмы есть в Нью-Йорке, Лондоне, Торонто – значит, должны быть и в Москве…

Нужно сказать, что либерально-демократический дискурс индуизмаимеет свои доктринальные предпосылки. Прежде всего, это знаменитый принцип ахимсы (невреждения, ненасилия) - одна из ключевых нравственно-поведенческих норм индуизма, осуждающая, в частности, убийство каких бы то ни было живых существ, обуславливающая пресловутое вегетарианство кришнаитов. Интересно, что европейское прочтение индуистского принципа ахимсы сделало его достаточно созвучным идеям социальной либерализации, вписало его в международную миротворческую идеологию. Принцип ненасилия был трансформирован и имплицирован, с одной стороны, в пацифизм западной контркультуры, с другой, в западную международную политику. Для примера отметим политические лавры движения Шри Чинмоя, получившего особый статус при ООН (под эгидой движения Чинмоя ежегодно проводятся международные миротворческие эстафеты). Своей близостью к ООН известна и шиваитская индуистская организация "Брахма Кумарис", получившая с 1983 года консультативный статус в Экономическом и Социальном Совете ООН.

Говоря о корнях кришнаитского либерализма, стоит также выделить концепцию лилы – божественной игры, которая, по сути, призывает видеть в жизни "игровой момент", не абсолютизировать понятия добра и зла, как это свойственно консервативным монотеистическим системам (то, что для нас является добрым или злым, – для Бога таковым не является, а лишь выступает как проявления непостижимой "божественной игры"…).Осмелимся предположить, что концепция "лилы" смогла вписаться в современный либеральный ценностный релятивизм, восстающий, с одной стороны, против абсолютизации многих культурно-исторических идеологем, конфессиональных принципов, а с другой, - переходящий в самостоятельный протест против традиционалистских социальных норм.

На фоне "либеральных экспликаций" индуизма на Западе становится особенно контрастной его воинственность в Индии. Не секрет, что в "стране ахимсы" сегодня преобладают как раз антилиберальные проявления. Это и жесткий этнорелигиозный национализм правящей партии Индии "Бхаратия Джаната Парти", и планы по "возвращению к Ведам" славянских народов, и сам факт продолжающейся гонки вооружений, вплоть до ядерных испытаний, что трудно согласовать с "идеологией ахимсы"...

Недавней иллюстрацией индуистского антилиберализма служат протесты против празднования в Индии Дня святого Валентина 14 февраля. Напомним, что бескомпромиссно настроенные индусские группировки выступили 10 февраля с угрозами "измазать сажей лица парочек, которые будут праздновать День святого Валентина", заявив, что празднование дня христианского святого "оскорбляет индийскую культуру". Два года назад лидер радикального религиозно-политического движения "Шив Сена" Бал Тэкерей призвал запретить празднование 14 февраля. Члены "Шив Сена" и других индуистских радикальных организаций, таких как "Вишну Хинду Паришад" (ВХП) и союзническая молодежная группа "Баджранг Дал", считающие, что этот праздник оскорбляет индийские социальные ценности, в прошлом неоднократно врывались в магазины подарков, сжигали открытки и нападали на празднующих во многих областях Индии.

Так или иначе, налицо две поведенческих модели индуизма: одна - за пределами Индии, другая – на земле своей культурно-исторической родины. Наверное, не стоит спешить с выводами относительно адаптируемости индуизма к тем или иным социальным условиям, однако не усмотреть в индуизме определенную амбивалентность сознания невозможно.

Борис Кнорре, для "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]