Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
02-11-2006 15:55
 
"ИЗВЕСТИЯ": Житие железной леди. Первое исполнение оперы "Боярыня Морозова" состоялось под авторским присмотром Родиона Щедрина

Первое исполнение оперы "Боярыня Морозова" состоялось под авторским присмотром Родиона Щедрина. В Большом зале консерватории можно было встретить Майю Плисецкую, никогда не пропускающую премьеры супруга, а также иные семейные дуэты - Беллу Ахмадулину и Бориса Мессерера, Александру Пахмутову и Николая Добронравова...

Премьера стала открытием традиционного, 28-го по счету фестиваля современной музыки "Московская осень", который редко рождает интерес, выходящий за узкопрофессиональные рамки. Однако Родион Щедрин — автор опер "Не только любовь", "Мертвые души", балетов "Кармен-сюита" и "Чайка", некогда украшавших афишу Большого театра, — современный классик. Он может похвастаться любовью публики и популярностью национального масштаба.

Поддавшись на настойчивые уговоры своего старого друга Бориса Тевлина, руководителя Камерного хора Московской консерватории, Щедрин, житель больше Мюнхена, нежели Москвы, герой громких европейских премьер и клиент престижного музыкального издательства Schott, за два месяца титанической работы наконец сделал то, о чем мечтал 20 лет. Образ боярыни Морозовой стал оперным и совсем не похожим на знаменитый портрет работы Сурикова.

Либретто, составленное самим Щедриным, основано на текстах "Жития протопопа Аввакума", "Жития боярыни Морозовой" и писем Аввакума к Морозовой, монахине Феодоре. Морозова — самая богатая женщина при дворе Алексея Михайловича, имевшая чин верховной боярыни и разъезжавшая по столице в серебряной карете в сопровождении трех сотен слуг, ради своей веры и возможности осенять себя крестом двумя пальцами проходит трагический путь до конца. От "Анафемы" сквозь "Угрозы", "Убийство сына", "Плач", "Пытки", "Заточение в темницу" к "Смерти". Последнее слово, растворяющееся в воздухе, — "аминь".

Прима столичного "Геликона" Лариса Костюк очень хороша в роли Морозовой. Есть в ее шикарном голосе и обаяние, и воля, и какое-то фатальное предчувствие трагедии. Сестра заглавной героини, княгиня Урусова, в исполнении певицы из Новосибирска Вероники Джиоевой получается лирической и нежной. Царь Алексей Михайлович вышел у Михаила Давыдова не "тишайшим", а крайне громогласным самодержцем. Аввакум — этакий евангелист-комментатор — воплощен австралийским тенором Эндрю Гудвином умно и красиво.

В "Боярыне Морозовой" нет оркестра. Только труба, литавры и ударные. Музыкальное полотно создается хором, отчего все происходящее напоминает не оперу, а молитвенную ораторию. Кстати, монахиня Феодора почитается старообрядческой церковью как святая...

Мария Бабалова

1 ноября 2006 г.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]