Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
27-09-2006 14:03
 
"СТАРОВЕРЫ": Русское старообрядчество: конец уступкам? По итогам Собора в Белой Кринице

С 14 по 17 сентября 2006 года в Белой Кринице на Украине проходил Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви. Итоги Собора, и официальные, и не официальные, в основном, подведены. Но нам все-таки хотелось бы остановиться на нескольких моментах, представляющихся принципиальными для характеристики современного состояния РПСЦ.

Первым существенным вопросом в контексте подготовки к Собору стал вопрос внешней политики, а именно – взаимоотношения с Браильской митрополией.

Для митрополита Корнилия нынешний собор был первым, поэтому, вольно или невольно, предстоятель попал в ситуацию, когда его сравнивают с предыдущими. В период подготовки к Собору большое внимание уделялось его статусу как Всемирному. Предполагалось, что нормализация отношений с братской Браильской митрополией может стать хорошей отправной точкой для решения других вопросов. В этом смысле интеграционной задачей виделось обсуждение вопроса канонизации иноков Павла и Алимпия Белокриницких.

Постепенное ухудшение отношений с Браилой происходит уже давно и не является большим секретом для обеих сторон. Румынская сторона претендует на первенство, как в административной части, так и в вопросах духовного свойства. Только за последний год возникали конфликты в Прибалтике, где Браильская митрополия вопреки договоренностям прошлых лет о разграничении канонической территории двух церковных областей единой Старообрядческой Церкви учредила свой приход; и в Австралии, где румынская сторона настаивала на передаче единственного прихода РПСЦ под свою юрисдикцию. Наконец, на прошлогоднем Соборе Браильской митрополии в состав одной из своих епархий была включена как раз Белая Криница. Хотя все территории бывшего СССР признавались ранее за Московской митрополией.

В процессе подготовки к ответственному мероприятию выяснилось, что между румынской и московской стороной существуют неустранимые противоречия. Как рассказал нам наш источник в составе российской делегации, румынская митрополия фактически пыталась диктовать условия Москве, не воспринимая российскую сторону как равную.

Внешнеполитический аспект Собора обусловил и организационную специфику мероприятия. Когда стали известны печальные новости о не приезде румынской делегации, многим россиянам разонравилась идея встречаться друг с другом в Белой Кринице. Действительно, для сибиряков, северян дорога представлялась долгой и неудобной.

Нарекания возникли и по поводу графика проведения Собора. Выезд на Украину состоялся в понедельник, в то время как первое заседание состоялось только в четверг. А на субботу пришлось уже последнее заседание Собора. Делегаты жаловались, что такой график не подходит для вдумчивого обсуждения накопившихся вопросов.

В ходе оглашения вопросов на первом заседании часть из них снималась сразу же, ввиду очевидной не проработанности. Та же участь постигла несколько вопросов уже из повестки Собора. С другой стороны, возникали новые темы для обсуждения, из которых наиболее дискуссионной стал вопрос противодействия экстремизму. Неразбериха организационной части и не урегулированный статус Собора отразились и в официальных документах, где мероприятие именовалось Юбилейным Собором. Таким образом, организаторы решили приурочить его проведение к 160-летию принятия в Старую веру в Белой Кринице митрополита Амвросия. Дате, в строгом смысле, юбилеем не являющейся.

Из оставшихся в повестке следует выделить вопрос о канонизации иноков Павла и Алимпия Белокриницких, который все-таки стал одним из основных. Собор отложил решение вопроса, так как до сих пор не ясна до конца биография Алимпия и не собраны материалы о посмертных чудесах Павла. Точно так же были отклонены предложения по канонизации Андрея Рублева, первопечатника Ивана Федорова и так далее. Соборяне проголосовала за дальнейшее изучение этих вопросов.

Следствием обострения межнациональных отношений в России стало принятие специального Обращения Собора к русскому народу. Это, безусловно, важный шаг в деле утверждения Старообрядчества как общественной силы. И хотя в конечном итоге соборяне одобрили наиболее мягкий вариант документа, попытку высказать свою позицию по общественно-политическим вопросам можно считать удачной.

Отголоском перипетий с Браильской митрополией стало довольно жесткое, и что очень примечательно, поддержанное практически всеми Обращение к братской митрополии. Можно ли говорить о конце политики уступок румынской митрополии после Юбилейного Собора, покажет время. Пока же укажем на настроения наиболее деятельной и образованной части прихожан Церкви в России, которые ни культурно, ни интеллектуально не чувствуют какой-либо зависимости от Браильской митрополии.

Основным итогом встречи в Белой Кринице следует признать востребованность Собора как религиозно-общественного института. Несмотря на все объективные трудности на встречу прибыло около 130 делегатов. Собор гораздо живее реагировал на возникшие жизненные ситуации, нежели церковный аппарат. Обсуждения на Соборе носили полемический характер, еще раз доказав, что мероприятия для "галочки" русским старообрядцам не нужны.

Евгений Бутырев,
"СТАРОВЕРЫ"

27 сентября 2006 г.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]