Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
01-09-2006 13:01
 
"СТАРОВЕРЫ": Эстонские староверы – это "наши русские". Интервью с Председателем Союза старообрядческих общин Эстонии и Общества культуры и развития староверов Эстонии Павлом Григорьевичем Варуниным

 – Павел Григорьевич, что представляют собой русские староверы Эстонии сегодня?

– На сегодняшний день староверов Эстонии можно рассматривать как этноконфессиональную общность объединяемую не только общим вероисповеданием, но и диалектом, культурными традициями, родственными связями и компактным проживанием на определенной территории в течение длительного времени. Сегодня многие люди идентифицируют себя "староверами" только в связи с происхождением из старообрядческой среды.

Исторически сложившийся ареал проживания староверов на побережье Чудского озера, сохраняется до сих пор. Но наряду с ним есть две городские общины в Таллинне и Тарту, где прихожане в основном также выходцы из Причудья.

– Какова численность староверов?

– Общая численность староверской диаспоры Эстонии составляет около 15 000 человек. Еще раз напомню, что данная цифра подразумевает, как людей верующих, так и их потомков, которые также называют себя "староверами". Согласно последней республиканской переписи населения, где был вопрос о конфессиональной принадлежности, староверами себя определило 2 500 человек.

– Как можно охарактеризовать современное положение русских староверов в республике?

– Так как староверы являются коренным населением, то проблемы гражданства и всех вытекающих отсюда обстоятельств у нас нет. Кроме того, у нас есть как представители, так и руководители в органах местного самоуправления.

Определенные напряженность существует в вопросе образования на русском языке, в связи с готовящимся переходом преподавания ряда предметов на эстонский язык.

Более уместно обозначить проблемы экономические. Здесь и сокращение рыболовства в связи с установлением границы по Чудскому озеру, и утрата российского рынка для местной сельскохозяйственной продукции, и, наконец, общее сокращение производства в регионе.

– Насколько хорошо староверы интегрированы в эстонское общество?

– О степени интегрированности в эстонское общество сказать что-либо сложно. По своей сути процессы интеграции произошли, наверное, лет 250 тому назад. На сегодняшний день, эстонское общество – это соседи, коллеги по работе, знакомые и прочее. Какой либо конфронтации нет, как и не было раньше. На мой взгляд, такое же отношение и у эстонского населения к староверам. Наверное, в качестве примера можно привести такое определение, как "наши русские", которое часто используется в эстонских СМИ.

– Изменилось ли положение русского религиозного меньшинства с вхождением Эстонии в Евросоюз?

– При референдуме о вхождении Эстонии в ЕС, большинство жителей Причудья проголосовало "против". Основной причиной этого было введение различных европейских норм и требований в области производства, торговли и остальных сфер трудовой деятельности населения, накануне проводимого референдума.

После вхождения в ЕС изменения произошли в области финансирования. Был запущен и воплощается ряд проектов по реставрации книг, икон, ремонта храмов. Наряду с этим, от русских организаций Эстонии только организация староверов была приглашена и является членом Европейского "Бюро языков национальных меньшинств в Эстонии (EBLUL)". На сегодняшний день, каких-либо негативных явлений для староверов от вхождения в ЕС, я не вижу.

– Как складываются отношения русских староверов и протестантов – доминирующей эстонской конфессией?

– Это простые соседские и уважительные отношения. Никакого вмешательства с их стороны, как и с нашей. Нас неоднократно приглашали войти в состав Совета Церквей Эстонии. На что мы всегда вежливо отказывались, в связи с экуменистической идеологией данной организации. К слову сказать, Православная Церковь Эстонии, как Московского, так и Константинопольского патриархатов входят в этот Совет.

– Что можно сказать об эстонском законодательстве в сфере религии?

– Законодательство крайне лояльное по отношению ко всем традиционным для Эстонии конфессиям.

– Благодарю за беседу!

Александр Трифонов,
"СТАРОВЕРЫ"

1 сентября 2006 г.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]