Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
15-11-2016 11:16
 
"КОММЕРСАНТЪ": Инакоборцы. Что за люди "православные активисты" и чего они добиваются

Они собирают подписи против фильма «Матильда», выносят свои вердикты о выставках и театральных премьерах, пикетируют магазин сборной мебели, посмевший разместить на своем каталоге гей-пару, борются с ЛГБТ и абортами, стоят на страже традиционных ценностей и чувств верующих. Этих людей называют «православные активисты», хотя объединяют их, как правило, не только религия, но и политические взгляды. Внутри самой этой страты родилось достаточно точное определение явления: социальный лифт для невостребованных. Что это за публика, какое место отводит себе в современном обществе? «Огонек» поговорил об этом с экспертами в Москве и присмотрелся к лидерам и рядовым «православным бойцам» в Санкт-Петербурге

Стратег

— Не царское это дело — на пикете стоять! — отчеканил Анатолий Артюх на вопрос, будет ли он пикетировать известный мебельный магазин.— Пехота должна быть в поле, генералитет — заниматься идеологией, стратегией, а не с сачком за каждым п... бегать. Были бы деньги — заплатил бы, чтобы вывести людей на улицы. Себя считаю помощником президента. Хотя если бы президент меня назвал просто солдатом, было бы здорово...

Свои взгляды, а главное, суть «стратегии» Анатолий Артюх излагает в офисе «Народного собора». Для тех, кто не в теме: «Народный собор» («НС») — общероссийская организация, по своей структуре — коалиция почти 100 разных движений, выступающих за близкие идеи (традиционные ценности, защита чувств верующих, борьба с ЛГБТ, абортами и т.д.). Офис «НС» находится на Невском, напротив Гостиного Двора, но таблички на входе нет. Кому надо, найдет. Анатолий Артюх утверждает, что помещение активистам выделили власти Санкт-Петербурга.

Пятидесятитрехлетний «генерал идеологического фронта» — помощник депутата ГД Виталия Милонова. Долгое время он состоял в «НС», но теперь пустился в самостоятельное плавание — возглавил движение «Стратегия», которое, похоже, нашло приют тут же. Пока движение находится в процессе становления и официально не зарегистрировано. Но уже известно, что «Стратегия» будет заниматься идеологической работой, а не прямыми действиями и акциями, как «НС».

Работа строится по четкой схеме, которую Артюх описывает лаконично:

— В зависимости от того, на какую тему у нас планируется мероприятие, те или иные группы собираются на пикет. Мы информируем их об опасности, а они решают, готовы ли участвовать. Цель — заявить нашу волю. Не подействует — будем принимать жесткие меры. Мы имеем право судить!..

Кого судить? Тех, кто против «традиционных ценностей». Каких именно? Обычно, говоря о традициях, ораторы уходят вглубь веков и вспоминают... нет, не коммунистов и атеистов, а тех, прекрасных безымянных людей, слившихся в размытый коллективный образ, которые жили давно, ничем перед современниками себя не запятнали и покрыли память о себе патиной ревностного почитания. Не зря Артюх кроме всего прочего — президент благотворительного фонда «Русское духовное наследие».

— Есть традиции, хотя они не прописаны в конкретных документах. Что такое «нравственность», например, в Конституции не уточняется,— с сожалением говорит Артюх.— Под традицией понимаю устои общества, доказанные веками. Духовность не утрачена ментально. Мы остались святой Русью даже без православного царя.

Анатолий Артурович — монархист и считает: любой православный человек обязан быть монархистом. Это так же очевидно, как и то, что любой обязан быть православным. Одна беда: «Общество пока не готово к появлению царя». А тут еще и враги вносят раскол.

Образ врага Анатолий Артюх описывает, употребляя слова «мы» и «наш» и маркируя «своих» и «чужих».

— Враги — это люди, которые декларируют идеи, идущие вразрез с традициями нашей страны,— объясняет Артюх.— Врага нужно знать, этим мы и будем заниматься. Например, враг тот, кто считает, что гомосексуализм — норма. Это социальная стигматизация. При необходимости мы можем сделать так, чтобы уволить такого человека. Мы, например, добивались увольнения учителей-гомосексуалистов. И еще. Тот, кто поет на сцене матом,— тоже враг нашей страны. Ему нужно запретить петь...

Сам Артюх не окончил даже музучилища, но тут, безусловно, в теме: он и сам сочиняет музыку, выпустил сольный инструментальный альбом с далеким от почвенничества названием «Intolerant». А еще написал книгу под названием «Их kampf», делает мозаики и пишет картины. Одна из них под названием «Стабильность и фрик» (догадайтесь, кто олицетворяет стабильность и каким цветом выкрашен фрик) украшает стены офиса «Народного собора».

Но сейчас Артюх не артист, а активист. Формулирует задачи большие: ни много ни мало — содействовать реализации стратегии национальной безопасности, подписанной президентом. И с таким убеждением в своей незаменимости, что поневоле закрадывается тревожная мысль: неужели дела с нацбезопасностью в Отечестве настолько плачевны, что Родине понадобилась интеллектуальная и стратегическая помощь Анатолия Артуровича?

Сам Анатолий Артюх, кстати, от звания «православный активист» морщится — не по рангу. Он метит выше. Но есть люди, которые «погонами активиста» гордятся.

Апостол

— Конечно, я могу назвать себя православным активистом! — говорит 34-летний петербуржец Сергей Шорох.— Для меня православный активист тот, кто подражает Иисусу Христу. У Иисуса была активная гражданская позиция — ходил проповедовал. То же делали апостолы. То же делаем и мы: после службы подходим к людям и несем Слово Божие. Иисус посылал апостолов по двое, вот и мы поодиночке не ходим.

Группа активных православных, среди которых и Сергей, с благословения священника занимается миссионерской деятельностью: наставляет мусульман на путь истинный, проповедует в абортариях, выступает на Марсовом поле против ЛГБТ. Еще бомжам открывают Писание. Сергей в подвижничестве не одинок и за всероссийской «поляной» следит. Вот, скажем, «к брату Димитрию Энтео» относится положительно. Напомним: последний известен своими дебошами в Театре.doc, МХТ им. Чехова, Музее истории ГУЛАГа, Манеже, где были повреждены четыре скульптуры Вадима Сидура. Демарши Энтео, правда, Сергей не одобряет и православие воинствующей религией не считает. Он убежден: нужна мирная проповедь и увещевания. Потому на пикете против ЛГБТ на фоне прочих буйно недовольных смиренно читает Библию.

Путь к православию у Сергея выдался непростым. Был католиком, увлекался оккультизмом. Учился в колледже культуры и искусств, но не окончил, как и Институт культуры. Служил в армии во внутренних войсках, потом стал контрактником. Но тут заболел лейкозом, победить который, он в этом глубоко убежден, помогло соборование. Сергей Шорох уверен: Бог наказал его за грехи и исцелил. В прошлом Сергей занимался музыкой, ходил по клубам, включая гей-клуб. Сейчас женат, а все неразборчивые метания — в прошлом.

— Половая система создана Богом для размножения,— разъясняет он.— Все, что не для размножения,— то грех. Геи — заблудшие души. Свои сексуальные привычки можно поменять.

В свободное время Сергей тренируется в стрелковом центре, фотографирует. Работает в гостинице. Считает себя призванным, так как «Бог дал мне себя познать».

Боец

Тридцатидевятилетний Руслан Ферима назвать себя православным активистом застеснялся: не достоин пока. Руслан возглавляет движение «Ежи», защищает традиционные ценности и самокритично признает, что пока недостаточно мудр. Говорит, ориентируется на старших соратников. Восхищается президентом, но политические взгляды сформулировать не смог, так как «политикой не интересуется». Свое участие в пикетах объясняет заботой о духовных ценностях. Вера, считает он, политики не касается.

Мы как раз после пикета и встретились. Ферима вместе с товарищем по борьбе Василием Кухарем стоял на Малой Садовой с транспарантом против Константина Райкина. Объясняет: возмущен словами Райкина (какими, не уточнил). И негодует, что «театр Райкина существует, но при этом он не платит налоги, а спектакли не отменяются». Режиссер, говорит Ферима, пытается проповедовать то, что «неприемлемо ему как гражданину». Методы борьбы, считает, могут быть разными. Как и поводы для этой самой борьбы — Руслан участвовал во многих акциях, в том числе «за ценности и против ЛГБТ».

— Позвонят ребята — мы и соберемся! Выходим бесплатно. Я готов выйти на пикет за традиционные ценности, за семью, за Отчизну, за защиту оскорбленных чувств верующих. Мы должны быть нормальными людьми с женой и детьми, а не «петухами».

Блатной жаргон не случаен: Ферима был судим, о чем сообщается на сайте движения «Ежи»: «За небрежное хранение оружия». Там же он пишет о себе: «Школьные предметы давались нелегко. Учился без особой охоты». В прошлом воспитанник детского дома на Украине, Руслан Ферима в интервью заявил, что жены и детей у него нет. После показания изменил: написал, что и жена есть, и образование получил. И признался: он постоянно врет журналистам, потому что ненавидит их. Пикантность ситуации в том, что на сайте движения он сам себя называет... журналистом. Так же, как и своего старшего товарища Анатолия Артюха. Тот обозначен как «журналист в области моральных ценностей».

Опричник

Василий Кухарь начинал биться за ценности вместе с Анатолием Артюхом в «Народном соборе». Теперь его возглавил. При этом он уже много лет еще и директор центра социальных программ «Народного собора». Ему 54 года, окончил Академию лесного хозяйства, работал в лесхозе. В советское время был секретарем горкома комсомола, избирался депутатом, работал в администрации Гатчины.

Кухарь настоящий радикал. Ощущает себя Василий Владимирович потомком Ермака. Сталина считает выдающимся деятелем, как и Ивана Грозного. О последнем говорит так:

— Это один из основателей России. Тогда были продажные бояре, сейчас олигархи, которые тащат сюда либеральные ценности. Иван Грозный это выжигал каленым железом. А потом каялся, потому что он человек православный. Если бы я сегодня стал князем, сажал бы на кол. Думаю, как только посадили бы на кол первых десятерых гомосексуалистов, они перестали бы выходить на улицу и требовать равноправия. И тех, кто лоббирует интересы геев,— на кол! Достойны кольев растлители: те, кто сегодня нормализует эти отношения. Деятели культуры в первую очередь: через их творчество проникает отношение к этим порокам как к чему-то нормальному. Это уже не люди.

Пламенный борец, Василий Кухарь четко обозначил расстановку вражьих сил в нашей стране:

— Вот, например, тот же Райкин. Он еще без оружия, но призывал сплачиваться. Значит, призывал к войне. Враг — это человек, который отрицает наши традиции, называет их стереотипами, стремится их разрушить, навязывая чужую волю недружественных стран. Врага надо уничтожать. Это бешеные собаки...

По Кухарю, «любой настоящий православный — борец добра со злом, при необходимости обязанный пролить кровь врага». Он убежден: православие обязывает положить жизнь за веру. И вспоминает Тараса Бульбу, убившего сына-вероотступника. Говорит, если надо, смог бы и сам поступить так же.

Василий Кухарь — примерный семьянин. За нравственность стоит горой. Участвовал в пикетах против абортов. И был шокирован, когда дочери в школе рассказали про брачный договор:

— Это либерализм, райковщина! Развод еще хуже. Виновный в разводе приравнивается к убийце. Единственная причина развода — измена. Вот сейчас появилось понятие «нетрадиционная семья» — за одно это надо наказывать. А тем, кто только начинает вводить такие понятия,— уголовное наказание. Опаснее всего те, кто требует равноправия между традиционными и нетрадиционными семьями. Это уголовное преступление против общества и против личности! А тех, кто живет в таких союзах, тоже сажать.

Впрочем, пока на его счету вполне бескровные, хотя и одиозные акции: например, закрытие центра в Гатчине, который занимался реабилитацией наркозависимых и сексуальным просвещением.

Это занятный сюжет. Вообще-то администрация Гатчины поручила Кухарю как директору центра социальных программ провести социологическое исследование «религиозной ситуации» в районе. Но активисты, изучив ситуацию, пришли к выводу, что гораздо большую опасность, чем сектанты, которые тревожили чиновников Гатчины, представляет упомянутый выше центр. А особенно выпущенная им брошюра о сексуальном просвещении подростков. В ней было написано, что «ранний секс — это плохо, но хорошо, если он защищен», это сочли пропагандой ранней половой жизни. Быстро организовали родительское движение, подняли волну, в результате центр был закрыт.

Достижение вдохновило на новые свершения: в этом году, по словам Кухаря, ему удалось добиться запрета проведения публичных акций ЛГБТ и... признания «иностранными агентами» нескольких организаций.

Восторг Василия Кухаря вызывают люди, способные на по-настоящему яркий протест. Например «седые православные мужики», выступившие в Москве против фотовыставки Дж. Стерджеса. Он познакомился с ними на презентации доклада отца Всеволода Чаплина в Общественной палате. Уточняет:

— Они не сами разбрызгивали жидкость (уточняет: «Там смесь была с мочой, чтобы воняла сильнее, мне рассказывали»). Они были в толпе и одного из тех, кто разбрызгивал, назвали братом. Они не ходят по музеям-театрам, живут как полумонахи. И до чего их довели, что они вышли с протестом!

Матильдоборцы

Вечер. Каменноостровский. Гламурное кафе. Входят 10 скромно одетых человек 50-70 лет: женщины в юбках, мужчины с окладистыми бородами. На груди у одной из женщин — значок с портретом Николая II. Это участники Содружества ревнителей памяти царевича Алексея. А объединяет их «любовь к царям». У них был длинный день «по святым местам». Теперь вот интервью. Собравшиеся покрестили чай и принесенные с собой запасы.

— Для меня выход фильма «Матильда» — это удар,— признается риэлтор Лариса Петровна, миловидная блондинка, по образованию врач.— Церковь Николая II канонизировала. Понятие «царь-батюшка» существовало по 1917 год. Для меня очевидно: такого исторического факта, как роман с Матильдой, быть не может! Царь Николай — святой, он жил в православной России, был венчан на царство. Потому лукавых поступков быть не могло. Это доказано исторически, причем здесь не нужно рыться в библиотеке. У каждого есть родители, а этот фильм сравним с хулой на них! Нас ждет духовный крах, и мы за него все ответим.

— Мы должны вооружиться духовным мечом, чтобы пресечь хулу на святого царя! — гневается главбух Наталья Леонидовна.— Оказывается, огромные деньги, собранные с налогоплательщиков, выделены на этот фильм. Это целенаправленная акция на подрыв дома Романовых! Я участвовала в пикете против «Матильды»! Но этого мало, нужен митинг! Не допустим выхода этого фильма!

Недавно Наталья Леонидовна на православной выставке занималась сбором подписей против «Матильды». Собрала всего 200 и очень удивилась, что многие отвечали: «Посмотрим фильм — составим мнение» и не подписывали.

С искусством в стране, убеждены члены Содружества ревнителей памяти царевича Алексея, вообще все запущено: есть с чем бороться. Вот в Эрмитаже открылась выставка художника Яна Фабра, европейской звезды,— чучела птиц и собачьи скелеты, использованные для создания инсталляций, вызвали шок у православной общественности. В Эрмитаж монархистам писать не впервой. Например, чтобы в Романовской галерее сняли портреты цареубийц — братьев Орловых. Или вот другая проблема: музей набит изображениями обнаженной натуры, а кругом дети или юноши в пубертате (почему-то девушки в том же возрасте у ревнителей тревоги не вызывают), а это, сами понимаете, мысли нехорошие. По мнению главы монархического содружества Владимира Знахура, «раз уж привел отрока к статуям, надобно правильно преподать увиденное — нравственно. Дабы не разжигать похоть в неокрепшем сознании». Как же бороться со срамным и греховным? Во время беседы с монархистами послышался шепоток о закрашивании скверны краской: и целомудренно, и гуманно...

Когда год назад на фасаде жилого дома был сбит горельеф Мефистофеля, монархисты вандализм одобрили.

— Если Мефистофель представляет художественную ценность, пусть находится в музее. Но чтобы на доме сатанинская символика... Нужно выбирать путь позитива, а не темных сил! — негодует ленинградка-монархистка Ольга Анатольевна.

— Это бес! Я бы не хотела жить в доме с таким страшным клеймом,— оживилась Наталья Леонидовна.— Нечистое может передаваться людям от дома. Я думаю, если бы царю показали этот дом, он бы не разрешил установить Мефистофеля.

— Если человек окружает себя сатанинскими символами, будет оправдывать сатанинские действия! — размышляет Владимир Знахур. Он — алтарник храма во имя страстотерпца царевича Алексия.

Казаки питерские

Дмитрию Юрченко, 47-летнему атаману Санкт-Петербургского городского казачьего общества «Императорский конвой», Мефистофеля жалко. Юрченко считает: вандализм как форма протеста недопустим. Понять тех, кто разбил горельеф, атаман может, хотя, если бы мог, то остановил. Родился Юрченко в Ленинграде, но казаком стал не сразу: окончил Вагановское училище, работал в Михайловском театре, потом занялся бизнесом.

— Наша организация создана в 2011 году. В митингах, пикетах участвуем, против маршей геев. Формы протеста — в рамках закона. Казачество сегодня — это социальный лифт для людей, которые по разным причинам оказались не востребованы. Наша задача, как я ее вижу,— обеспечить безопасность на мероприятиях, которые мы поддерживаем. Например, во время выборов был в штабе Анатолия Артюха. У него был ряд мероприятий, включая пикеты и другие акции, где мы обеспечивали безопасность его и других членов выборного штаба, защищали их,— рассказывает Юрченко.

От кого защищали, атаман не уточняет. Ему и так все с этим ясно.

Но посторонним, которые в «социальный лифт для невостребованных» еще не загрузились, не ясно другое: а есть ли кто-то, кто мог бы защитить общество, нас с вами от воинственных радетелей за нравственность, чистоту и традиции?..

Прямая речь:

«Множество людей мотивированы православной верой»

Об отношении РПЦ к православным активистам «Огонек» спросил Владимира Легойду, председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

— Как РПЦ относится к действиям православных активистов? Следите ли вы за их выступлениями?

— Церковь считает, что православные активисты, как и любые другие общественные активисты, имеют право на выражение своего мнения. На наш взгляд, любая общественная деятельность должна строго соответствовать нормам закона и нравственности. У Церкви нет задачи управлять общественной деятельностью мирян, мы исходим из того, что их активность самостоятельна и опирается на гражданскую свободу. В то же время нельзя согласиться с желанием некоторых выступать от имени православной церкви, не спросив согласия даже собственного духовника, не говоря о епископе. Подчас приходится уточнять церковную позицию по тем или иным вопросам, которую в публичном пространстве пытаются присвоить себе некоторые малоизвестные деятели и организации, считающие себя православными. Пример последнего времени — рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда», за запрет которой Русская православная церковь никогда не выступала.

— Как Церковь относится к петициям против фильма «Матильда»?

— Я фильма не видел, мне сложно говорить содержательно. Считаю, что прозвучавшие опасения небеспочвенны, поскольку подобную тему можно легко исказить и опошлить. Художник имеет право на вымысел, но вымысел вымыслу рознь, особенно когда он касается исторических личностей, жизнь которых известна и задокументирована. Лотман говорил, что культурный человек — это человек, которому больно от чужой боли. Очень надеюсь, что наши режиссеры люди культурные.

— Русская православная церковь знает, сколько в стране сегодня движений православных активистов? Какие регионы наиболее известны своими активистами?

— Православные активисты, как правило, создают свои структуры самостоятельно, а не по указке из синодальных учреждений. С разными движениями существуют разные по объему и характеру отношения. В любом случае мы рады самоорганизации православных людей в сообщества, которые могут сообща отстаивать свое право построить храм, помочь больным и нуждающимся, организовать иные благотворительные акции, защитить свои святыни. Что касается масштабов движения, мы видим элементы гражданской активности православных верующих на большинстве приходов, которых у нас только в России более 19 тысяч. Кроме того, мне известно, что во многих организациях, прежде всего добровольческих, множество людей мотивированы православной верой в своем служении.

Беседовала Мария Башмакова

Мнение:

«Православные активисты» — вершина айсберга непонятной величины»

Владимир Ильин, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии культуры и коммуникаций СПбГУ

Понятие «православные активисты» имеет очень туманный характер. Видимо, его придумали журналисты для обозначения разнообразных всплесков публичной антилиберальной активности, обосновываемой ссылками на догматы православия и «традиционные ценности». Эти всплески вызывают ассоциации со столь же аморфным черносотенным движением начала ХХ века. Они имеют ситуативный характер: в ответ на созданный либералами конкретный раздражитель начинается мобилизация желающих принять участие в акции протеста. Количество и структура участников зависит не только от силы раздражения, обозначаемого на языке этих активистов как «оскорбление чувств верующих», но и от множества разнообразных факторов, которые выводят тех или иных людей на акции. Говорить о стихийности проявления оскорбленных чувств вряд ли есть основания, так как за большинством акций стоят конкретные организации и лидеры консервативно-православного толка. Подсчитать можно только тех, кто принял участие. Именно они обозначаются в СМИ как «православные активисты». Судя по имеющимся репортажам о прошедших акциях, это в каждом случае десятки людей. Однако их акции вызывают большой общественный резонанс благодаря повышенному вниманию к ним СМИ. А толерантное отношение к ним правоохранительных органов заметно умножает их реальную силу. Поворот российского общества к консерватизму является причиной того, что их акции встречают молчаливое и сочувственное отношение существенной части россиян. Таким образом, «православные активисты» представляют собой вершину айсберга непонятной величины и еще менее понятного потенциала. Серьезного научного анализа этого феномена пока нет. Во многом, видимо, в силу его относительной новизны. Правда, у этого нового явления есть предшественники уже в новейшее время (например, общество «Память», приобретшее заметный общественный вес в конце 1980-х годов).

Мария Башмакова,

"КОММЕРСАНТ", 14 ноября 2016 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]