Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
14-08-2002 18:51
 
"AVVENIRE": «Мы не против католиков», - отвечает Путин Папе, прервав своё двухмесячное молчание

"Мы не против католиков", - отвечает Путин Папе, прервав своё двухмесячное молчание
Но после этого ответа ещё один католический священник был вынужден покинуть Россию

В начале мая, после выдворения епископа Мазура из России, Понтифик обратился к президенту Путину с просьбой о вмешательстве в эту ситуацию. И вот, не прошло и двух месяцев, как Путин ответил Папе, - об этом нам сообщили российские дипломатические источники. "Путин, - объяснили нам эти источники, - выяснил, что изъятие визы у Каприо и Мазура не было результатом какого-то заговора против Католической Церкви. Это "обычные" мероприятия, предпринимаемые суверенным государством в отношении отдельных иностранных граждан". Но после того, как Путин ответил Папе, что в России нет антикатолических настроений, еще одному католическому священнику было отказано в продлении регистрации для пребывания в России. После епископа Мазура и о. Каприо настал черёд о. Станислава Каниа, священника из Словакии, собирать чемоданы и покинуть Москву: российские власти и в этот раз не предоставили никаких объяснений. "Это очень серьёзный шаг, - комментирует из Москвы католический архиепископ Тадеуш Кондрусевич. - Отказ в продлении срока пребывания также о. Станиславу только подтверждает сложные условия, в которых мы вынуждены вести свою деятельность". Несколько недель назад словацкий священник из конгрегации Вербистов (той же самой, к которой принадлежит уже выдворенный епископ Мазур) просил о выдаче въездной визы в Белоруссию и Казахстан, но обе страны, единодушно поддерживая линию Кремля, отказали тридцатилетнему священнику. Словом, вновь возникли привидения совсем недалекого прошлого. Между тем поступают противоречивые сведения также о развитии диалога между русской Католической Церковью и Патриархатом Православной Церкви, возглавляемой Алексием II, человеком, являющимся ярым противником возможного приезда Иоанна Павла II в Москву. "Полученный ответ, - говорится в ноте службы внешних сношений Патриархата, - подтверждает неизменность курса, принятого Католической Церковью в отношении православного населения России и других государств Содружества". Речь идёт о письме архиепископа Кондрусевича, который 10 июля пункт за пунктом разбил тяжкие обвинения, выдвинутые 25 июня митрополитом Кириллом, ответственным за внешние связи Православной Церкви и доверенным человеком Алексия II. Дело в том, что митрополит послал целый доклад кардиналу Вальтеру Касперу, президенту Понтификального Совета по содействию единству христиан, в котором говорится о воображаемой "деятельности католических организаций России, направленной на прозелитизм". Это досье было не чем иным, как резким ответом на ноту, переданную Патриархату 13 февраля архиепископом Кондрусевичем. Президент российской епископальной конференции пытался с помощью этого послания смягчить бурную реакцию Патриархата на новость об учреждении четырех католических епархий в России: Московской, Саратовской, Новосибирской и Иркутской. Несмотря на неутешительный ход событий, Кондрусевич настаивает на своем оптимизме: "Если мы будем писать друг другу и объяснять, это будет означать, что есть пространство для диалога". Архиепископ говорит как представитель Церкви, возродившейся после распада Советского Союза, когда среди развалин никто и не ожидал найти там ревностных католиков. Спор вновь обострился после выступления протоиерея Всеволода Чаплина, заместителя начальника департамента, возглавляемого Кириллом. "Учреждение католических епархий в России равнозначно объявлению войны", - заявил он без обиняков в "Российской газете" 5-го июля. Последнее происшествие этой вопиющей истории не позволяет предсказать, когда всё успокоится. "Наши Церкви, - настаивает Чаплин, - не должны быть как две фирмы, завоёвывающие рынок, но как два союзных государства". И всё это несмотря на разъяснения, представленные Кондрусевичем, чтобы преодолеть с "мудростью и терпением" то, что он дипломатически определил как "некоторые неточности". Но есть надежда: "Как уже происходит во многих местах нашей страны, - добавляет Кондрусевич, - мы можем работать вместе на фронте солидарности". Протоиерей Чаплин даже идёт на эту уступку: "сотрудничество с Католической Церковью, - говорит он - было бы правильным". Однако добавляет: "Эти инициативы должны руководствоваться беспристрастностью". В том смысле, что "если католики, к примеру, действительно заботятся о детях - сиротах, почему же они не приводят их в православные центры?". Но этого не происходит, заключает Всеволод Чаплин, потому что их хотят "обратить" в Католичество: "Разве это, - спрашивает он себя, - не является прямым доказательством прозелитизма?". Продолжать надеяться на диалог, основанный на "мудрости и терпении" все больше кажется актом веры. Той веры, которая, стиснув зубы, десятилетиями сопротивлялась "красной диктатуре".

Нелло Скаво

Источник: Avvenire 13.08. 2002. Перевод: София Халходжаева (Agnuz)


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]