Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
10-04-2012 16:07
 
"BAZNICA.INFO": Провокационное православие. На месте скандалов и заговоров должно появиться влиятельное движение активных православных граждан, считает Роман Лункин

Невоцерковленное общество ведет себя неправильно и ставит перед Церковью вопрос о том, как быть с таким обществом и как его воспитывать или же продолжать считать, что есть идеальный православный народ, а есть все остальные, устраивающие кампании и заговоры.

Заявление Высшего Церковного Совета – шаг беспрецедентный. Одно дело, когда православные общественные организации, такие как Всемирный русский народный собор делают резкие патриотические заявление, а другое дело, когда кого-то радикально осуждает ареопаг патриархии, совет высших руководителей церковного аппарата.

Вопрос в том, кого осудили на самом деле? И за то ли осудили и почему именно в такой форме?

В этом заявлении, несмотря на его жесткий официальный тон, довольно много личного и человеческого. Чтобы не говорили и не писали о Церкви одиозные критики, епископы и священники и патриарх – это люди, которых обижает и оскорбляет происходящее в обществе, в СМИ, в народном сознании. Их это задевает лично и как верующих, и как людей, несущих ответственность за всю громадную церковную машину под названием РПЦ.

Поддаваясь инстинкту защитой реакции, церковные руководители стараются в критической ситуации отделить своих от чужих, но получается, что отделяют православных от либералов (демократов и т.д.) и в целом от "богохульной" оппозиции.

По букве заявления представители Церкви вроде бы выступают, как обычно, против либеральной разнузданности и разврата, что естественно для Церкви. Но этот посыл, который правильно воспринимается среди части образованной православной публики, совершенно искаженно передается в СМИ и на телевидении. Иерархи, возможно, сами того не сознавая, обращаются с идеями, мыслями, со стилем, который понятен лишь какой-то узкой группе более или менее воцерковленных людей, которые все понимают или поймут, как про покаяние и наказание за богохульство, так и про врагов Церкви.

Многие вещи, которые представители РПЦ привычно говорили долгие годы, и этого никто не замечал, сейчас, в новых обстоятельствах воспринимаются большинством общества, массовым сознанием, совсем по-другому.

Антилиберальные призывы усиливают антидемократический образ православия. Призывы жить в соответствии с православными правилами и "Законом Божиим" расцениваются, как посягательства на конституционные свободы граждан. Любые оправдания или, наоборот, жесткие требования, сделанные публично, ставят церковных деятелей в глазах общества в один ряд с чиновниками и бюрократами. "Желтые" скабрезные элементы быта и биографии священнослужителей рассматриваются так, как-будто бы они обычные медийные поп-фигуры, которых можно обсуждать как угодно. Безо всякого почтения, к которому духовенство привыкло внутри Церкви.

В конце концов оказывается, что с церковными сооружениями и деятелями можно поступать, как вздумается, и они оказываются в наиболее уязвимом положении (конечно, кроме патриарха, у которого есть спецохрана). Медийные сюжеты спровоцировали ряд осквернений храмов и актов вандализма, простого злорадства. Ведь реакция на часы патриарха — это не реакция разложившихся либералов — а это реакция обычного массового сознания, попсового, смотрящего ТВ, "Аншлаги" и "Магазин на диване".

Фактически священнослужители оказались в положении "беззащитных чиновников" — с РПЦ и с ними ассоциируется власть, но такой полицейской защиты как у реальных органов власти у Церкви нет. С этим также связан резкий и тревожный тон заявления Высшего Церковного совета.

Совершенно правильно отмечено в заявлении Совета, что Церковь провоцируют, однако это провокация и в отношении самих либералов и демократов. Неужели теперь все критики власти и демократы в целом будут считаться потенциальными богохульниками очевидно неправославными? Это абсурд.

Противопоставление Церкви части общества – это попытка ослабить ее, поставить в зависимость от власти, учитывая, что все и так по умолчанию полагают, что Церковь "связана" с государством, что бы не говорили иерархи и что бы не делали вразрез с мнением Кремля.

Очевидно, что в сложившейся ситуации РПЦ хотят поставить на место и утвердить государственный строй, где Церковь будет играть роль чисто идеологическую, а не роль мощного гражданского института. И я боюсь, что антицерковная спесь радикальных либералов — это лишь пена, фон, на котором часть крепких государственников хочет построить Российское государство с подчиненной послушной Церковью. И это очень сложно сделать с патриархом Кириллом.

Происходящее – также опасная провокация против общества, где Церковь в реальности становится крупнейшим гражданским институтом. В силу своей социальной роли этот институт будет присутствовать везде – от политики до перинатальных центров. Трансформация Церкви в этот всеобъемлющий гражданский институт, ключевой для России, при патриархе Кирилле нелегко дается и обществу, и самой РПЦ. Болезненные реакции возникают с обеих сторон. Именно поэтому в заявлении Высшего Церковного совета и отмечается, что не надо спешить с официальными и частными заявлениями. Здесь нужно отметить, что частные заявления православных были часто куда мягче, чем официальные.

Тяжеловесность – это свойство любого административного аппарата, и в случае с РПЦ нужно уравновешивать действия аппарата гражданским православным действием, которое помогает и даже в чем-то корректирует аппарат. В случае с Церковью выход – в создании по преимуществу мирянского движения по типу влиятельных католических движений таких как "Opus Dei" или "Comunione e Liberazione", которое бы формально или неформально объединяло просто активных мирян — миссионеров, священников, политологов, журналистов, социологов, историков, экономистов, причем, самых разных взглядов. Конечно для этого священноначалию надо решить и допустить самостоятельное развитие такого гражданского течения как смягчающего буфера в любой сложной ситуации.

В противном случае в публичном пространстве так и будут сталкиваться с обществом только официальные спикеры патриархии и экстравагантные православные активисты, вроде Союза православных хоругвеносцев. Такое движение православных граждан необходимо, чтобы не хаотично, а целенаправленно спасать ситуацию в СМИ в ходе скандалов и критических ситуаций (а их будет еще много) и сбалансировать естественные строгие указания церковного руководства

Роман Лункин

"BAZNICA.INFO", 9 апреля 2012 г.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]