Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
21-12-2011 11:39
 
"ГАЗЕТА.РУ": «Процесс сильно напоминал инквизицию». Художник Александр Савко рассказал о суде над своей картиной «Нагорная проповедь», которую суд повторно признал «экстремистским материалом»

Картина Александра Савко "Нагорная проповедь" из цикла "Путешествие Микки-Мауса по истории искусства" повторно признана "экстремистским материалом": Жуковский районный суд Калужской области подтвердил свое решение, принятое в августе этого года.

18 августа тот же суд уже называл "Нагорную проповедь" Савко "экстремистским материалом": по мнению судьи, картина являет собой "предельно циничное, издевательское оскорбление, дисфорическое высмеивание религиозных убеждений и религиозных чувств православных верующих, унижение их человеческого достоинства". Впрочем, вышестоящая инстанция отправила дело на повторное рассмотрение по процессуальным соображениям — оно закончилось вынесением аналогичного решения. Представитель художника в суде Дамир Гайнутдинов рассказал агентству РАПСИ, что мотивы, побудившие судью поступить именно так, пока неизвестны — пока оглашена только резолютивная часть постановления.

Прокуратура уже занималась "Нагорной проповедью": в 2006 году графический лист был в экспозиции скандально известной выставки "Запретное искусство", но тогда по отдельным полотнам решения не принимались. Если решение суда вступит в законную силу, то работа Савко в соответствии с законом "О противодействии экстремистской деятельности" попадет в список Минюста и будет запрещена к экспонированию, а ее изображение нельзя будет печатать в СМИ — за это издание получит предупреждение от Роскомнадзора.

Александр Савко рассказал "Парку культуры" о том, как проходил процесс, с каким умыслом художник создавал работу и почему не стоит искать в ней никакого экстремизма.

— Александр, вы присутствовали на заседании суда? Изменилась ли формулировка приговора?

— Да. Были отменены результаты прошлого, заочного суда, работа была вновь признана экстремистской.

— Были ли повторены слова"предельно циничное, издевательское оскорбление, дисфорическое высмеивание религиозных убеждений"?

— Это фраза из экспертизы по выставке "Запретное искусство-2006". Нет, на этот раз обвинение не пользовалось этой экспертизой.

— Как вам кажется, соблюдались ли принципы правосудия — состязательность сторон, презумпция невиновности?

— У меня не сложилось такого впечатления. Притом что внешне все выглядело так: свидетелей обвинения не было, зато приехали верующие, православные интеллигентные люди, которые свидетельствовали в мою защиту и говорили, что эта работа не оскорбляет чувств верующих. Второй стороной полемики были прокурор и судья — все доводы свидетелей защиты отметались. Прежде всего прокурором: он выдвигал тезисы, а судья делал заключения.

— Был ли доказан умысел с вашей стороны?

— Они доказывали его мне — мол, я, ведая или не ведая о том, сотворил экстремистскую картину. Прокурор в своем выступлении сказал, что в наше смутное время надо не раскачивать лодку и нужно сделать все, чтобы сохранить "хрупкий социальный мир".

— А с вашей стороны был умысел? Что вы хотели сказать своей картиной?

— Тут надо понимать прежде всего, в каком контексте существовала картина. Она была частью целого цикла, который назывался "Путешествие Микки-Мауса по истории искусства". Где я брал классические гравюры-репродукции разных времен и актуализировал их, встраивая в композицию Микки-Мауса. А если уж говорить о смысле, то… знаете, картина создана в 1994 году, когда плакаты с Марией Дэви Христос, развешанные по городам и селам, сменили плакаты с "Аум Синрике". Страшный духовный и религиозный голод: коммунистическая формация ушла, ничего нового нет. Люди метались в поисках духовности и находили разнообразные эрзацы. И своей работой я хотел зафиксировать, что истинные ценности заменяются этими медийными эрзацами: люди находятся в состоянии, когда готовы выбрать богом любого мультяшку. Я просто проиллюстрировал происходившее на моих глазах.

— Насколько я понимаю, гравюра в отличие от иконы не является освященным, каноническим предметом культа, несмотря на евангельский сюжет. Кто-нибудь сказал суду об этом?

— Это было сказано экспертами отдела новейших течений Третьяковки и рядом других искусствоведов. Суд не стал прислушиваться к выводам этих экспертов. Вообще этот процесс сильно напоминал инквизицию: наши доводы вообще не принимались во внимание, доказывать, приводить какие-то хронологические и фактические аргументы было бесполезно. Обвинению и суду было неизвестно, что"Нагорная проповедь" была создана художником-лютеранином и к православной культуре имеет мало отношения. Суду было также неизвестно, что в середине XVII века патриарх Никон лично изрубил иконы, на которых были наклеены европейские гравюрные сюжеты, иллюстрации к библии. Говоря при этом, что "сие не есть лик Божий". Но нет: эксперты со стороны обвинения говорили, что "Нагорная проповедь" висит чуть ли не в каждом православном доме и на этом основании в моей картине можно найти в ней экстремизм.

— Будете обжаловать приговор? Есть надежда на объективность?

— Да, подадим апелляцию в Калужский городской суд. Калуга — город промышленный, интеллигентный, как-никак, так что есть надежда на объективное рассмотрение.

— Какие ограничения на вас накладывает этот приговор?

— Я не могу ее публиковать, воспроизводить и выставлять, но это все не имеет значения: на руках у меня картины нет — она находится в Одессе в центре современного искусства.

— Как, по-вашему, можно ли говорить, что в Калуге имело место фактическое продолжение процесса над устроителями выставки "Запретное искусство-2006"?

— По факту можно. А еще мне, если честно, непонятно: по законам и религиозным, и светским сначала надо попробовать договориться. Заявительница даже не пыталась этого сделать. И не только с правосудием, но и с христианством я вижу противоречие: в Нагорной проповеди же сказано:"Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших".

Алексей Крижевский,

"ГАЗЕТА.РУ", 21 декабря 2011 г.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]