Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
30-08-2011 15:12
 
"SLON.RU": Сигареты – детям. На заработанные от продажи «детских» сигарет деньги видный меценат и жертвователь РПЦ МП Иван Саввиди построит новую церковь

История с депутатом от "Единой России" Иваном Саввиди, чья семья владеет "Донским табаком", чрезвычайно показательна. Компания, имеющая высокого покровителя, обновляет дизайн сигаретных пачек и свою маркетинговую стратегию в канун 1 сентября, сделав их еще более "детскими". Цветовые решения, мультипликационные изображения на пачках в стиле кукол "Барби", детские вкусовые добавки в сигаретах, рекламные образы (девочки на роликовых коньках, с мороженым, чупа-чупсами и сигаретами) и цена в 23 рубля снимают все вопросы, кому эти сигареты предназначены, – нашим с вами детям. На заработанные таким образом деньги видный меценат и жертвователь РПЦ построит новую церковь, где будут молиться за души безвременно ушедших от курения, а сам он, оторвавшись от партийный и думских забот, в статусе выборщика и представителя Ростовской епархии приедет на очередные выборы Патриарха, как это было совсем недавно.

Депутат Иван Саввиди (журнал "Финанс." в феврале оценил его состояние в $310 млн) – лишь верхняя часть айсберга под названием табачное лобби в российской власти, представляющий интересы своей фабрики, бизнеса своей семьи. Именно это лобби более 20 лет и формирует действующее законодательство, затрагивающее интересы отрасли с оборотом в $17–20 млрд. Наряду с ним от той же "Единой России" с апреля 2011 года депутатом Госдумы стала Надежда Школкина – бессменный руководитель лоббистской структуры, учрежденной и финансируемой Philip Morris и Japan Tobacco, – ассоциация "Совет по развитию табачной промышленности". Как и Саввиди, депутат Госдумы Надежда Школкина планирует защищать интересы россиян и в парламенте нового созыва. Благодаря ассоциации в России были легализованы запрещенные в ЕС обманные термины "легкие сигареты" или "lights" и производство насвая, а вопрос, размещать картинки на пачках или нет, отдали на усмотрение табачных компаний. Все эти новации были закреплены в Техническом регламенте на табачную продукцию, который, по мнению главсанврача Геннадия Онищенко и не только его, является позорным для нашей страны.

Россия – мировой лидер по распространенности курения. 43,9 миллиона россиян являются регулярными курильщиками (60% мужчин и 21,7% женщин курят регулярно в среднем по 17 сигарет в день). 40% беременных женщин не прекращают курение во время вынашивания ребенка, подвергая его жутким мукам. Каждый третий московский учащийся 15–16 лет является регулярным курильщиком.

Мировое лидерство – результат пассивности государства в деле борьбы с курением. Ответственным за регулирование табачной отрасли в соответствии с распоряжением правительства является (не поверите) Минсельхоз. Очень удобный регулятор, постоянно борющийся за урожай, и это в стране, где табак не выращивается. Нынешний закон об ограничении курения, писавшийся под активным воздействием British American Tobacco, абсурден: от любого работодателя требуется оборудовать место для курения (включая школы, детские поликлиники, роддома), полный запрет на курение есть лишь на рейсах авиакомпаний продолжительностью до 3-х часов, в автобусе, в вагоне метро, непосредственно на рабочем месте. При этом штрафы за нарушение этих запретов ввести забыли.

Акцизная политика российского правительства на фоне действий европейцев, турок, канадцев, американцев и других проста и понятна – создание льготного и комфортного по мировым стандартам уровня налогов для компаний. В 2011 году – 7,2 рублей с пачки, в 2012-м акциз увеличится на целых 2 рубля. На фоне минимум 60 рублей с пачки в странах ЕС, или более 200 рублей для Нью-Йорка, российские ставки вполне по силам табачным компаниям. И на маркетинг кое-что остается, и на дивиденды зарубежным акционерам – даже с 23 рублей. Так что "детские сигареты в сегменте – экономный", а, переводя на русский, по цене мороженого и жевательной резинки, еще как минимум 3 года будут в нашей стране.

В рамках борьбы с административными барьерами деятельность по производству и продаже сигарет перестала быть лицензируемой. Так что надежда, что детям не продадут столь привлекательные пачки сигарет Kiss, Sweet dreams от "Донского табака" или Glamour от JTI в киоске или магазине в 100 метрах от школы ошибочна: предприниматель не рискует лицензией, а поставить у каждой точки (а таких не менее 400 000) по полицейскому невозможно.

Инициативы Минздравсоцразвития по защите прав некурящих, по сокращению шаговой доступности табака, по запрету открытой выкладки сигарет в торговом зале (так продают сигареты в Канаде, Норвегии, Финляндии, Ирландии, а со следующего года – в Великобритании и Австралии) заканчиваются отрицательными отзывами "старых друзей" табачных компаний из министерств, ратующих о малом бизнесе и о необходимости потребителя увидеть все новинки легального товара.

Да, табак легален. Но это единственный товар на рынке, который убивает своего потребителя. Убивает медленно, в отличие от героина, но верно. Убивает даже тогда, когда вы все делаете по инструкции изготовителя.

Дмитрий Янин

"SLON.RU", 25 августа 2011 г.

Фото: ИТАР-ТАСС


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]