Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
15-01-2010 10:59
 
"РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ": Апелляция к чуду. Для кандидатов в президенты Украины Рождество стало еще одним пиар-поводом в ряду других мероприятий…

В нынешней президентской кампании у всех кандидатов в президенты крайне узкое поле для маневра. Потому что все предыдущие президентские и парламентские кампании строились так или иначе на конкретных обещаниях и посулах. Например, если перенестись в 1994 год, когда за президентский пост боролись Леонид Кучма и Леонид Кравчук. И они тоже оперировали достаточно конкретными обещаниями.

Так, Леонид Кучма говорил о том, что необходимы борьба с коррупцией и и тесная консолидация с промышленным комплексом Российской Федерации. Это была не просто абстрактная фраза, повторяемая с заданной регулярностью, нет, она подкреплялась реальными действиями. Леонид Кучма, на то время возглавлявший в Украине союз промышленников и предпринимателей, проводил совместные пресс-конференции с тогдашним председателем Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадием Вольским. И вот два таких авторитетных и компетентных человека, говорившие об общем промышленном потенциале, производили впечатление на избирателей. То есть это была не просто демагогия, риторические приемы политических деятелей. Это были конкретные предпосылки для развития, обещанные профессионалами. 

Затем была электоральная гонка 2004 года, когда тоже было немало конкретных слов и шагов. Тогда правительство Виктора Януковича осуществило повышение зарплат бюджетникам и пенсий – пенсионерам.

А Виктор Ющенко не просто говорил о европейском выборе Украины, но и в продолжение таких заявлений встречался с авторитетными политиками Европейского Союза. Это был такой дублю "Кучма-Вольский", но уже с иной направленностью.

Или же досрочные парламентские выборы 2007 г.  Тогда было обещано возвращение обесценившихся вкладов вкладчикам бывшего Сбербанка СССР. Налицо еще одно конкретное обещание – уже от Юлии Тимошенко.

А сейчас складывается очень странная ситуация, когда абстрактные обещания девальвировались, а конкретные обещания не сдержаны. Поэтому политики вынуждены исходить из очень странной парадигмы своей деятельности, обращаясь к избирателю с некой мантрой, с парадоксальными заявлениями, которые вообще к политической деятельности, и к избирательной кампании не имеют отношения.

Например, "Украина для людей" или "Вона переможе" – яркий пример абстракции.

Или вот еще "Тигрюля" – тоже абстракция, но создающая теплое мироощушение. Приятная новогодняя сказка. Но если задуматься, о чем идет речь, то невозможно понять, что кандидат вкладывает в эти слова и фразы.

В этом смысле обращение к церкви, к религии – совершенно естественно из-за отсутствия темы, за которую можно было бы хоть как-то зацепиться. Поэтому в церковном дискурсе кандидаты презентуют сами себя. Что вот они такие религиозные, богобоязненные – то есть честные, высокоморальные, значит, такие не подведут.

С другой стороны, такое использование рождественской и  праздничной символики означает апелляцию к вере в чудо, в сказку. Рождественская сказка  обещает,  что все будет хорошо, изменится к лучшему. Более того, кандидаты появляются в роли фигур традиционного рождественского вертепа, они отождествляют себя со сказкой, по сути, это продолжение ТигрЮли, продолжение "Украины для людей" – только уже под крестом. Это логика странная, но с точки зрения политтехнологий не является новшеством, потому что полностью соответствует степени цинизма современной украинской политики.

При этом игра рождественскими образами и ожиданиями – это и апелляция к коллективному бессознательному. Вся украинская предвыборная кампания  2010 г. может рассматриваться, как масштабная апелляция именно к этому уровню.

Потому что к сознательному уже невозможно апеллировать. К сознательному могут апеллировать некие новые фигуры тот же Сергей Тигипко, Анатолий Гриценко, даже Арсений Яценюк. Новые фигуры еще могут выдвигать лозунги типа  "сильная президентская власть", "взвешенная внешняя политика"; и они еще порождают у избирателя ощущение некой новизны, даже если он уже слышал нечто похожее из уст "тяжеловесов", давно находящихся на украинском политическом Олимпе. Последние оказались в положении людей, которые исчерпали потенциал обещаний и даже потенциал угроз, потому что все крупные обвинения последнего времени тоже оказались совершенно не востребованными обществом. Поэтому остается только один выход -  апеллировать к бессознательному.

И вот тут существует важный момент. Ведь УПЦ, в отличие от 2004 года, в президентской гонке 2009-2010 гг. осталась фактически сама по себе, в стороне от предвыборной деятельности. И это важный фактор, который возник вследствие понимания, что в 2004 г.  церковь была излишне вовлечена в политическую деятельность, либо как осознание того, что церковь могла бы играть иную роль в общественной жизни. То, что, например, происходит сейчас в среде российского православия, где новый патриарх  позиционирует себя как мощного самостоятельного игрока на политической сцене не только собственной страны, а также стран-соседей.

Что касается УПЦ Киевского патриархата, то эта церковь живет надеждой на консолидацию. Ведь преодоление раскола - это медленный и достаточно сложный процесс. Но надежда такая есть и уже поэтому Церковь не хочет входить в конфронтацию и с действующими политиками и с другими церковными течениями.

В принципе, ведущие кандидаты на президентскую булаву  исчерпали свой резерв для привлечения электората. И к Рождеству ресурсов для заманивания избирателей не осталось. Поэтому существует острая необходимость поддерживать градус внимания к себе по разным поводам. И как это ни печально, Рождество стало еще одним пиар-поводом в ряду других мероприятий. Но мы ведь не живем в обществе по-настоящему религиозном, мы живем в обществе, где религиозная обрядность сильнее, чем ценности, которые так или иначе диктуются верой человека во что-то.

Поэтому меня такое поведение кандидатов абсолютно не удивляет. Не удивляет, что мы наблюдаем фейерверк поздравлений с Новым годом и Рождеством. Ведь это вполне естественно по роли, которую они исполняют на протяжении последних пяти лет. Роль эта напоминает  персонажей из телевизионного цикла "Кабачок 13 стульев", где есть пан президент, пан премьер, пан лидер оппозиции.

А если есть такие персонажи, то в этом кабачке должна быть такая программа, как встреча Рождества, как приятная задушевная беседа за столиками, разговор о добром и вечном. Как раз то, что мы наблюдаем последние дни в телевизионном эфире. Я не думаю, что этому следует придавать большое значение, потому что на самом деле смыслообразующим фактором выступает иное: насколько вообще после выборов 2010 года украинский политикум будет способен понять важность своих взаимоотношений с церковью как с самостоятельным организмом, а не как с придатком государственного механизма, который используется от случая к случаю, для каких-то сиюминутных преференций и красочных телевизионных картинок.

Виталий Портников,

"РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ", 14 января 2010 г.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]