Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
31-08-2009 16:45
 
"КП-УКРАИНА": Александр Турчинов: "У коммунистов были основания не любить баптистов". Первый вице-премьер правительства Украины рассказал "КП" о своей вере

В этом году исполняется четыреста лет одной из самых больших конфессий мировогохристианства - баптистской. Две трети президентов США, сотни миллионов прихожан по всему миру, сплоченность и строгие жизненные правила - все это делает баптизм одним из наиболее влиятельных мировых религиозных движений. Впрочем, еще со времен СССР отношение к нему в нашей стране настороженное. О баптистах рассказывают легенды и сказки, обвиняя их, как и первых христиан, чуть ли не в человеческих жертвоприношениях. На самом деле это направление христианства, которое, по данным Госдепартамента по вопросам национальностей и религии Украины, исповедуют более миллиона украинцев, учит тому же, что и остальные конфессии - добру и любви.

О своей вере "Комсомольской правде" рассказал, пожалуй, самый известный баптист Украины - прихожанин баптистской церкви "Слово жизни", первый вице-премьер-министр Александр Турчинов.

Пикет у здания ЦК в Москве.

– Слово "баптист" или "штундист" у нас имеет отрицательную смысловую нагрузку. Это чуть ли не сектант или предатель родины. Вы не испытываете неудобств, когда вас так называют?

– Негативные стереотипы в отношении верующих христиан навязывались очень долгий период коммунистическим режимом Советского Союза. И надо сказать, что у коммунистов были для этого основания, так как убеждения и вера христиан не вписывались в рамки тоталитарного государства. Более того, мало кто знает, что первые массовые выступления протеста в СССР были организованы евангельскими христианами-баптистами.

Так, в 1966 году было проведено публичное пикетированиеЦентрального комитета Коммунистической партии в Москве, в котором участвовали 400 служителей евангельских церквей, против преследований за веру. Власть была шокирована подобными действиями и не была готова к такой форме протеста, и пикетчики целый день простояли с плакатами перед входом в ЦК. Только через сутки начались массовые аресты.

Есть еще один интересный факт, как пытались создаватьверующим образ врагов народа. В 1979 году один из лидеров евангельских христиан-баптистов Винс, долгое время находившийся в тюремном заключении, был обменян Советским Союзом на арестованного в Штатах советского разведчика.

Тема узников совести тоталитарных режимов – отдельный огромный пласт истории, тысячи верующих христиан в советское время попали в застенки за свои религиозные убеждения, где они не только мужественно переносили все тяготы и лишения, но и активно проводили евангелизацию среди заключенных, за что получали дополнительные сроки.

Относительно значения слова "баптист" дело обстоит достаточно просто. На древнегреческом, латыни и практически на всех языках романо-германской группы слово "баптист" переводится как "крещеный", следовательно, христиане-баптисты – крещеные христиане. Значит, каждый христианин, который сознательно принял крещение, может с полной ответственностью называть себя баптистом. Если возьмете, например, Библию на английском языке, сможете прочесть, что Иоанн Креститель в английской транскрипции – Джон Баптист.

Относительно слова "штундист" тоже все просто:протестантизм на территорию Российской империи и, в частности, в Украину пришел вместе с немецкими колонистами в ХVIII- XIX вв. Они ежедневно собирались вместе в час молитвы. "Час" по-немецки - stunde, отсюда и "штундисты".

Что касается "традиционности" или "нетрадиционности" церкви, то начиная со Средних веков евангельские христиане-баптисты – одна из самых многочисленных протестантских конфессий. Одной из задач, которая решалась при ее создании, – возвращение к истокам христианства: к организации служения и церковного устройства, которое бы полностью соответствовало требованиям Христа, что было реализовано первыми христианами и описано в библейских текстах. Мне трудно представить, что может быть традиционней для христианства, нежели церкви, пасторами которых были Петр, Павел и другие апостолы.

"Христианин должен быть примером в любой ипостаси"

– Насколько традиционной можно назвать баптистскую церковь? Сколько ей лет, как давно она известна в мире и в Украине?

– Нет баптистских церквей, есть церкви христианские, объединяющиеся в единую церковь, во главе которой стоит не папа или патриарх, а сам Иисус Христос. Если говорить о конфессии евангельских христиан-баптистов, то в этом году во всем мире празднуется четырехсотлетие баптизма как уже сформировавшегося религиозного движения мирового масштаба. 400 лет назад в Амстердаме наши братья осознанно приняли святое водное крещение. Это была вторая волна Реформации, волна формирования независимых протестантских церквей, в которых объединялись люди,глубоко знающие Библию и желающие служить Христу не только во время церковных собраний, но и в повседневной жизни. Хотя привязка к этой дате не совсем корректна. 400 лет назад было желание восстановить традиции первых христианских церквей, которые заложил сам Господь. Именно Он две тысячи лет назад принял святое водное крещение в водах Иордана.

Для евангельских христиан-баптистов очень важно осознанное покаяние и крещение - это главный выбор в жизни каждого человека, который должен делаться по убеждению. И за вас его не сделает ни кум с кумой, ни родственники и даже родители. Жить по Слову и креститься по Вере - один из главных принципов, которые исповедуют евангельские христиане-баптисты. Служение в наших церквях полностью соответствует служению первых христиан, описанному в деяниях святых апостолов. Именно от них мы ведем нашу историю, которой около 2000 лет.

– У нас привыкли разделять церковное и светское. Духовное и материальное. Как вам удается совмещать эти две стороны своей жизни?

– Мало кто знает, что отделение церкви от государства или невмешательство государства вцерковные дела и неучастие церкви в государственном управлении – один из принципов евангельских христиан-баптистов, который они впервые смогли реализовать при создании Соединенных Штатов, отказавшись от роли государственной церкви. В то же время, отделяя церковь от государства, исповедуя принцип религиозной свободы и свободного осознанного права избрания своей веры всеми, евангельские христиане-баптисты также убеждены, что человек не может раздваиваться, иметь двойную мораль или двойные стандарты. Нельзя быть примерным в церкви и аморальным в жизни. Христианин должен быть примером в любой ипостаси:в церкви, дома и на работе - независимо от того, какое положение он занимает и где находится.

К слову сказать, для каждого из нас является нормой неупотребление алкоголя, табака, также евангельские христиане-баптисты не приемлют разводов и супружеских измен. Библия дает единый стандарт поведения, при этом у христианина духовное начало должно всегда преобладать над материальной составляющей и физиологическими инстинктами.

"Мы всегда молимся за единство христиан"

– Удается ли совмещать политику и веру?

– Евангельские христиане-баптисты относятся к политике, как и все нормальные люди относятся к тому, что существует независимо от их отношения или восприятия. Например, так же как к погоде, ибо снег и дождь покрывают землю независимо от того, как мы к этому относимся. Вопрос в другом: политика, как и многие другие сферы человеческихотношений, может быть грязной, циничной, жестокой, если ее делают грязные, жестокие или циничные люди. И наоборот. Поэтому очень важно, чтобы в политике, как и в других сферах человеческой деятельности, было как можно больше ответственных, честных и порядочных людей, имеющих более высокую ответственность, чем требования административных и уголовных кодексов - ответственность перед Богом. Тогда политика будет нести обществу прогресс, гарантировать справедливость и защищенность. И это не пустые слова. Об этом свидетельствует современная история нашей цивилизации.

Мощные государства Европы и Америки сформировались и достигли своего экономического и политического расцвета, когда в политику пришли люди, исповедующие христианскую мораль и протестантскую этику. Например, для США, как и для других высокоразвитых стран,нормально, что большинство президентов – протестанты, в том числе и баптисты. Если руководители государств отступают от библейского фундамента, наступают сбои, начинаются проблемы и кризисы.

– Как баптисты смотрят на материальное благосостояние?

– У христиан всегда должен быть приоритет духовного начала над материальным. "Зачем вам весь мир, если вы потеряете свою душу?" – учит Господь. То есть, нет в этом мире таких богатств и целей, ради которых можно пойти на преступление, нанести вред душе. Господь благословляет получение материальных благ за честный, самоотверженный труд. Но материальное благосостояние не может быть самоцелью. Главное – это совершенствование во всем: в познании, в учебе, в труде…

– Расскажите о ваших отношениях с православными.

– Ко всем христианам независимо от их конфессиональной принадлежности евангельские христиане-баптисты относятся как к своим братьям и сестрам. Мы всегда молимся за единство всех христиан.

– Учат ли в баптистской церкви вещам, полезным для политики и бизнеса?

– Если вы начнете внимательно читать Библию, то увидите, что там очень много полезного как для политики, так и для бизнеса, да и для жизни вообще. Такие основополагающие понятия, как: "не укради", "не лжесвидетельствуй", "не прелюбодействуй", "не убий"…, в конце концов, должны быть краеугольным камнем как для цивилизованной политики, так и для успешного процветающего бизнеса.

– Расскажите, пожалуйста, о своих книгах и своем фильме? Какая основная цель их написания? Вы просто увлечены творчеством или желаете убедить читателя в каких-то идеях? Как это связано с вашей верой?

– В одном из фильмов, ставшем классикой кинематографа ("Покаяние" Тенгиза Абуладзе), в финальной части пожилая женщина спрашивает главную героиню: "Ведет ли эта улица к храму" – и искренне удивляется, зачем нужна улица, которая не ведет к храму. Убежден, что нет необходимости в фильмах, книгах, других произведениях искусства, если они не говорят о Любви, Добре, Вере, если онине являются указателями дороги к Храму. Насколько у меня это получается, судить не мне.

Беседовал Олег Гавриш

19 августа 2009 года


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]