Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
20-08-2009 14:07
 
«НЕПРИКОСНОВЕННЫЙ ЗАПАС»: На краю света. Вместо послесловия к статье Н. Митрохина «Русская православная церковь в России в 2000–2008 годах: очерк некоторых структурных проблем»

Кирилл Рафаилович Кобрин (р. 1964) – историк, эссеист, прозаик. Автор восьми книг и многочисленных публикаций в российской периодике. Редактор журнала "Неприкосновенный запас".

Смерть патриарха Московского и Всея Руси Алексия II – не то событие, которое могло бы вызвать настоящий интерес за пределами Русской православной церкви. Безусловно, Алексий – фигура важная, одна из самых важных для церкви за последние лет пятьдесят. Однако сама РПЦ, как ни странно, для российского общества "темой", объектом сколь-нибудь серьезной рефлексии, основополагающим фактором жизни не является.

Читатель может обвинить автора этого текста в кокетстве или даже в стремлении к дешевым эффектам. Однако все, сказанное в первом абзаце, – лишь банальный вывод из несложного рассуждения на социокультурные и политические темы, имеющие отношение к роли православной церкви в российском обществе. Вот примерный ход этого рассуждения.

Начнем с конца: с того, как российское телевидение показывало события, связанные со смертью патриарха, похоронами и разговорами о грядущем избрании нового главы церкви. Главное чувство, которое вызывало это зрелище, – неудобство, неловкость. Российское телевидение (и шире – российские медиа) не знает языка, на котором можно было бы объективно, достойно, отстраненно, но доброжелательно говорить о РПЦ. Середины нет, существуют только крайности. Одна из таких крайностей – отождествление всей России, всего российского общества с православием. Но на это, очевидно, существует строгий запрет "сверху": власть очень озабочена тем, чтобы не задеть чувств мусульман, иудеев и прочих верующих (о правах атеистов, как обычно в постсоветской России, не вспоминают). Поэтому от телевидения требуется некоторая дистанция; дистанция эта обычно является следствием знания предмета, феномена, от которого дистанцируешься. Английская позитивистская историография конца XIX века дает прекрасный пример подобного отношения – глубокое изучение фактов далекой эпохи позволяло историку хотя бы приблизиться к позиции внешнего наблюдателя, стремящегося говорить о своем предмете объективно. (Другое дело, что у "позитивиста" эта позиция не является отрефлексированной – но это уже иной вопрос.) Однако вернемся к российской журналистике и смерти Алексия II. Современный журналист обладает самыми приблизительными познаниями о церковной жизни; в этом смысле российские СМИ являются точной копией российского общества. Большинство имеет некоторое отдаленное представление о церкви (в частности, о РПЦ), как о чем-то туманно-духовном, благолепном, традиционном, исконно-посконном. Поэтому и слова произносятся соответствующие, что порой приводит к комическим эффектам. Приличествующих слов хватает разве что на репортаж длительностью около двух минут; после этого рокового предела обычно начинается сентиментальная отсебятина в общем элегически-романтическом тоне, да еще и с покушениями на "культурность". На этот раз перлом стал биографический сюжет об Алексии II: перейдя к рассказу о последних годах его жизни, обремененных многими заботами и ухудшающимся здоровьем, журналист одного из центральных каналов выдал: "Это была настоящая осень патриарха!" Безусловно, культурный уровень журналистов крайне невысок, журфак МГУ – вообще один из главных рассадников претенциозных столичных невежд, но эта фраза говорит не только о качестве высшего гуманитарного образования в России.

Название романа Габриэля Гарсиа Маркеса, повествующего о вечном типе латиноамериканского диктатора, могло прийти в голову автора репортажа только вследствие исчерпанности всех прочих слов и громких фраз. "Осень патриарха" – звучит красиво и "культурно", значит, это может "сойти" в разговоре о покойном патриархе. Заметим также, что перед нами – название переводного романа; ведь не выскочило же в сознании теленевежды нечто (более подходящее) из русской классики! У Лескова или Мельникова-Печерского можно позаимствовать с десяток подходящих культурных клише, однако истерический патриотизм, который разыгрывается в официозных российских СМИ, не имеет никакого отношения к настоящей просвещенной любви к родине. Люди, бубнящие о "великой России", не знают ни русской истории, ни русской литературы; не знают они и русской церкви. Отсюда и неловкость, с которой освещаются такие события, как смерть Алексия II.

Но не следует особенно пенять на журналистов. Они продукт нынешней российской жизни. Современный россиянин абсолютно равнодушен к тому, что обычно называется "великой русской культурой". Более того, если говорить серьезно, то кроме языка его с ней не связывает почти ничего. "Великая русская культура" имеет такое же отношение к сегодняшней России, как "великая китайская культура" – к современному Китаю.

Есть еще один миф. Миф о повальной религиозности россиян и о всеобщем господстве православной церкви в жизни общества. Действительно, отвечая на вопросы социологов, жители страны часто идентифицируют себя посредством Русской православной церкви – "я русский, значит, православный", так они рассуждают. Об этом много пишет Николай Митрохин. Православие – удобный, находящийся всегда под рукой, инструмент идентификации себя как "русского", но ни к христианству, ни к самой церкви (при всей ее национальной ориентации) это не имеет отношения. Как тут не вспомнить знаменитые слова Ахматовой: "Евангелие на Руси еще не проповедовано".

Так что смерть главы Русской православной церкви в основном стала событием в жизни самой Русской православной церкви. Конечно, это не только следствие глубокой религиозной индифферентности российского общества – это результат ситуации в самой церкви. Алексию II за последние 18 лет удалось сделать многое: при нем были возвращены захваченные большевиками храмы, реставрировались старые, строились новые, он обеспечил единство церкви, не допустил расколов, смог обуздать радикалов... Но у него не получилось главного: РПЦ остается архаичным институтом, глухим к социальным проблемам, не умеющим привлечь неофитов, вынужденно зависящим от капризов государства. Карманная церковь большевиков смогла выжить, но превратилась в довольно экзотический феномен на периферии общественного сознания. Не удивительно, что похороны Алексия II выглядели на телеэкране столь странными, столь экзотичными. Но тут уже вспоминается, конечно, не "Осень патриарха", а название повести Лескова – "На краю света".

Кирилл Кобрин,
"НЕПРИКОСНОВЕННЫЙ ЗАПАС", 2009, №1(63)


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]