Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
19-12-2008 18:39
 
"ИСЛАМ.РУ": Когда мы видим брата по вере, то обязаны думать о нем хорошо. Что отличает "зрелого" мусульманина от "незрелого"?

Что отличает "зрелого" мусульманина от "незрелого"? Какие качества заставляют светиться лица одних и лишают "нура" других? Какие правила нужно соблюдать, чтобы люди радовались вашему появлению, чтобы вы приносили с собой праздник? Ответы на эти вопросы можно найти в Шариате.

Соблюдение правил отношения к людям, установленных Кораном и Сунной, должно составлять основу нравственности человека, считающего себя последователем Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Одним из таких правил является "доброе расположение" или "хусну-занн".

"Хусну-занн" — это "предположение наилучшего" о другом мусульманине. Когда мы видим своего брата по вере, мы обязаны обязаны думать о нем хорошо, думать, что он "лучше меня (разве мало у меня грехов?!)", воспринимать его с чистым сердцем.

Конечно, любить своего брата сразу и безусловно — это ни’матуЛллах, большой дар свыше, но есть способ, чтобы приблизиться к нему. Для этого надо избавляться от наущений Шайтана, остерегаться греха, который называется "недоброе расположение" или "суу-занн".

В Коране Всевышний Аллах говорит: "О те, кто уверовал! Избегайте многих подозрений, поистине, некоторые подозрения греховны..." (Сура "Аль-Худжурат", 49/12).

"Суу-занн" означает считать верующего грешником, фасиком, не имея на то очевидных доказательств. Даже если в человеке мы видим девять признаков лицемера, и один признак веры, то все равно должны отбросить "суу-занн" и ориентироваться на последнее.

Да, этот человек должен как можно скорее избавиться от порицаемых качеств и подумать о своем будущем, а мы должны осмотрительно относиться к поручению ему важных дел. Но мы не можем объявить его мунафиком. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) предупреждал нас: "Суу-занн" бывает причиной неправильных решений" (Муслим).

Вместе с тем, что свидетель (шахид) в исламской правовой системе играет важную роль, а его качества и обязанности строго регламентированы, Шариат не обязывает нас фиксировать чужие ошибки и проступки. Напротив, охота за чужими грехами сама считается греховной и безнравственной. Лучше сделать "хусну-занн" и ошибиться, чем сделать "суу-занн" и угадать.

Слова, основанные на "суу-занн", недостоверны, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) называл их — "самые лживые из слов" (Бухари, Муслим).

Если кто-то застанет мусульманина за чем-то недостойным, все равно не стоит сразу вешать на него ярлык и выносить приговор. Если не удастся удержать его от греха, лучше на время отдалиться от него, постараться забыть эту неприглядную "картинку". Возможно, он раскается в содеянном, и будет прощен, а нам стоит ли ходить с чужими грехами на сердце?

В древней притче говорилось, как на пути двух монахов встретился горный ручей, на берегу которого стояла девушка и никак не могла через него переправиться. Один из монахов взял ее на руки и перенес на другой берег. Его спутник, оскорбленный столь греховным поступком, молчал три дня, но все же не выдержал: "Как ты посмел?!". Товарищ ответил: "Я проплакал три дня, раскаиваясь в содеянном. Но, брат мой, красавицу я оставил там, у ручья, неужели ты нес ее все это время?".

Шайтан может заставить засомневаться и плохо подумать даже о достойном человеке, подтолкнуть на "суу-занн". Но по милости Аллаха непроизвольные мысли и подозрения не считаются "суу-занном" до тех пор, пока к ним не склонится сердце, пока они не утвердятся в душе. А очищение от неоправданных подозрений относится к благодеяниям!

Если мусульманин стар, ему следует позаботиться о том, чтобы больше делать "хусну-занн" по отношению к Всевышнему, надеяться, что, каким бы он не был грешником, Аллах простит его. В Хадисе-кудси сказано: "Я обойдусь со Ссвоим рабом, согласно тому, как он думает обо Мне" (Ахмад). То есть, если мусульманин надеется, что Аллах его простит, то Он его простит. А если он потерял надежду и говорит, что обязательно попадет в Ад, он будет в Аду.

Делать "хусну-занн" к Аллаху Тааля и надеяться на то, что Милость Его безгранична — тоже считается поклонением, ибадой. Даже если грехов очень много, все равно нельзя оставлять надежду на прощение. В Коране сказано: "Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: "Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он — Прощающий, Милосердный" (Сура "Аз-Зумар",39/53).

Однажды человек, лежащий на смертном одре, сказал Посланнику Аллаха (мир ему и благословение): "Я боюсь. Но я не теряю надежды на милость Аллаха". Пророк (мир ему и благословение) ответил: "Если в сердце верующего вместе со страхом есть надежда, Аллах Тааля даст ему то, на что он надеется, и обезопасит его от того, чего он боится" (Тирмизи).

Нельзя отнимать надежу на милость Аллаха у других мусульман, ввергать их в отчаяние и безысходность. Таким в Судный День Аллах Тааля скажет: "Ты отнял надежду на Мою милость у Моих рабов, и сегодня ты сам лишен Моей милости!" (Газали).

Помимо того, чтобы сделать правило "хусну-занн" нормой для себя, следует остерегаться поступков, которые провоцировали бы делать "суу-занн" других. Некоторые люди не стесняются действий, заставляющих думать о них плохо. Человек, который подталкивает людей на пересуды и нехорошие разговоры, сам становится причиной греха. Следует помнить, что зачастую по поведению одного мусульманина судят об Исламе в целом.

Однажды Посланника Аллаха (мир ему и благословение), находившегося в уединении (итикафе), навестила благочестивая Сафийя (да будет доволен ею Аллахрадыяллаху анха). Когда она собралась уходить, Пророк (мир ему и благословение) вышел проводить ее на улицу. В это время мимо проходили сподвижники, которые увидели их, но не остановились и продолжили свой путь. Тогда Мухаммад (мир ему и благословение) сам остановил их, и, открыв лицо Сафийи, сказал: "Смотрите, это моя супруга Сафийя". Сахабы в глубоком смущении сказали: "О, Посланник Аллаха! Упаси нас Господь, разве мы можем подумать о вас плохо?", на что он ответил: "Наущая, Шайтан бродит даже в жилах человека!".

Следование правилам "хусну-занн" и "суу-занн" входит в обязанности мусульман и является одним из условий безопасного существования внутри любого исламского сообщества, всей уммы. Фитна, явные грехи по отношению к другим мусульманам и Аллаху, редко рождаются на пустом месте, обычно они вырастают из грехов тайных, укоренившихся в сердце. Но после того, когда они выйдут наружу, как трудно бывает искоренить их последствия!

Поистине, одним из величайших достояний мусульманина является способность, встречая своих братьев, думать о них хорошо, а оценивая события, принимать их как милость Аллаха и изменения к лучшему. Хвала Аллаху, это под силу каждому!

Али Ибрагимов
Журнал "Ислам" № 20

Опубликовано на сайте "Ислам.Ру"  19 декабря 2008 г.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]