Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
27-12-2006 11:12
 
Гэвин Флад. Индуизм, вайшнавизм и ИСККОН: подлинная традиция или изобретение ученых? [индуизм]

Среди ученых бытуют два противоборствующих мнения в отношении понятия "индуизм". Первое рассматривает индуизм как особую духовную традицию с множеством связанных между собой направлений, происходящих из откровения (шрути, Веды). Другое мнение состоит в том, что индуизм — это изобретение XIX в., не имеющее социальной и религиозной основы.

Что такое индуизм?

Можно ответить на этот вопрос просто: "индуизм" — это термин, используемый для обозначения религий большинства людей в Индии и Непале (и некоторых общин в других странах), которые называют себя индусами. Тем не менее, когда мы пытаемся понять значение этого термина, мы сталкиваемся с трудностями, т. к. индуизм очень многообразен, а история его долгая и непростая. Поэтому некоторые люди — как из самой традиции, так и вне ее — заявляют, что понятие "индуизм" бессодержательно. Но другие считают, что при всем многообразии в индуизме существует, тем не менее, какое-то объединяющее начало. Большинство индусов согласится с тем, что обозначение "индус" отличает их от христиан, мусульман или буддистов. Однако те, кто называют себя индусами, могут отличаться друг от друга не меньше, чем отличаются друг от друга разные религии.

Из всего населения Индии — примерно в 900 млн чел. — приблизительно 700 млн чел. являются индусами [1]. Остальная часть населения: мусульмане, сикхи, христиане, джайны, буддисты, парсы, иудеи и последователи так наз. "племенных" религий. На субконтиненте проживают: 120 млн мусульман, 45 млн племенных народов (адиваси), 14 млн сикхов и примерно 14 млн христиан (Кlostermaier, 1994). Все они так или иначе взаимодействуют с индуизмом.

Существуют также многочисленные индийские общины за пределами Южной Азии: в Южной и Восточной Африке, Южной Америке, Вест-Индии, США, Канаде, Европе, Австралии, Новой Зеландии, на о-вах Бали и Ява. Перепись населения, проведенная в США в 1981 г., определила численность индийского населения в 387223 чел., большинство из которых наверняка причислило бы себя к индуизму. Численность индусов в Великобритании составила в том же году 300000 чел. (Кnott and Тооn, 1982). В Европе и Америке немало и западных людей, причисляющих себя к индуизму. Такие идеи, как карма, йога и вегетарианство, уже стали привычными на Западе.

Сам термин "индус" (Hindu) возник как географическое персидское обозначение людей, проживающих за рекой Инд (от санскритского синдху). В арабских текстах "аль-хинд" до сих пор обозначает жителей современной Индии (Thapar, 1993:77). Термин Hindu (индус) использовали британцы в конце XVIII в. для обозначения жителей северо-западной Индии. В конце концов, слово "индус" стало прилагаться к любому жителю Индии, который не был мусульманином, сикхом, джайном или христианином. Оно стало включать широкий спектр религиозных взглядов и практик. Суффикс "изм" был добавлен к "Hindu" где-то около 1830 г. для обозначения культуры и религии высшей касты брахманов. Впоследствии это понятие было принято жителями Индии в ходе их борьбы против колониализма за национальную независимость.

Хотя обозначение "индус" в современном понимании возникло в XIX в., этот термин встречается в ранних санскритских и бенгальских текстах ХУI-ХУШ вв. (таких, например, как "Чайтанья-чаритамрита"). В бенгальских вайшнавских текстах термин "индус" (Hindu) используется для обозначения определенного класса людей в противопоставление яванам и используется, как правило, вместе с другим термином — дхарма (закон, долг, социально-вселенский уклад). Понятие "дхарма индусов" означало ритуальную практику "индусов" в противоположность "иноземцам"— яванам или млеч-чхам~т.е. мусульманам (О'Соnnell, 1973:340-4).

Определение индуизма

Дать определение термину "индус" трудно из-за широты спектра объединяемых им традиций и идей. Большинство "индусов" признает Веды священными писаниями, откровением, но некоторые — не признают. Большинство рассматривает ритуал как необходимый метод спасения а другие — нет. Многие "индусы" признают теистическую реальность которая творит, поддерживает и разрушает вселенную, но некоторые отвергают эту идею.

С другой стороны, индуизм часто характеризуется как вера в реинкарнацию (самсара), которую определяет закон причинно-следственной связи (карма), а спасением является освобождение из "колеса перерождений". Однако, это нельзя считать отличительной чертой индуизма, т. к. представители других южно-азиатских религий — буддисты и джайны —тоже верят в это.

Проблема определения индуизма связана и с тем, что в его истории не было какого-то одного основателя —в отличие от других мировых религий. Нет в индуизме и унифицированной системы верований, закрепленной в догмах или "символе веры". Нет в нем также ни централизованного органа управления, ни какой-либо бюрократической системы.

Джавахарлал Неру, первый премьер-министр независимой Индии, определил индуизм как "всё для всех" (Smith В. К., 1987:36). Это — всеобъемлющее определение, причем до такой степени, что в научных целях оно использовано быть не может.

Хотя безупречное определение индуизма вряд ли возможно, тем не менее, это не означает, что термин "индуизм" ничего не значит. Несомненно, существуют практики, тексты и верования, которые занимают центральное место в том, что обозначается этим термином, и которые надо признать типичными для индуизма. Так, брахманы, проживающие в Тамилнаду в Южной Индии и поклоняющиеся Вишну, могут считаться типичными индусами. Последователей же секты Радхасвами в Пенджабе, которые поклоняются Богу, лишенному атрибутов, и не признают Веды как откровение, нельзя считать типичными индусами, хотя эта секта все же относится к сфере индуизма. Иными словами, "индуизм" — это не "категория" в классическом понимании этого слова, а именно: когда объекты однозначно либо принадлежат к ней, либо нет.

В то же время научная методология знает и неклассическое понимание термина "категория". В своей "Теории прототипов" Джордж Лакоф (1987) говорит, что у категорий может и не быть четких границ. В этом случае существуют "уровни принадлежности" — когда какие-то члены категории более типичны для нее, чем другие. Эти уровни принадлежности к категории можно сравнить с семейным сходством: "Члены категории могут быть родственны друг другу без наличия у всех членов общих черт, определяющих категорию" (Лакоф, 1986:12). В этом смысле индуизм как раз и является категорией с размытыми границами, в которой некоторые формы верований занимают центральное место, а другие — периферийное (тем не менее, входя в ту же категорию). В отношении индуизма Ферро-Луцци (1991:187-95) даже разработал свою собственную "теорию прототипов".

Возникает вопрос —на каком основании мы будем определять, что в категории "индуизм" является центральным, а что нет? Здесь следует обратиться к самовосприятию индусов (см. Пятигорский, 1985:208-24), а также рассмотреть данное учеными определение общих черт или структурирующих принципов.

В современном обществе термином "индуизм" может быть обозначена преобладающая религия Южной Азии, хотя она и включает в себя большое многообразие верований. Следует также иметь в виду, что формирование индуизма как мировой религии произошло только в XIX в., когда термин стали использовать индуистские реформаторы и западные востоковеды, однако его происхождение и "истоки" являются очень древними и берут свое начало в цивилизации долины Инда (Смарт, 1993:1). Мы не согласны с теми учеными (Смит, У. 1962:65; Ститенкрон, с. 1-22; Халбфасс, 1991:1-22), которые считают, что "индуизм" — это просто изобретение западных востоковедов, используемое для объяснения многообразия религиозной жизни на обширной географической территории Южной Азии.

Религия и духовность

Что именно мы понимаем под "индуизмом", отчасти зависит от того, что подразумевается под словом "религия". Наше понимание индуизма во многом обусловлено западным пониманием природы религии вообще (Inden, 1990). Хотя обсуждение термина "религия" выходит за рамки темы данной статьи, тем не менее, важно было бы обозначить параметры использования данного понятия.

"Религия" как категория сформировалась, в основном, протестантами, которые определяли ее через веру. До сих пор слово "вера" часто используют в качестве синонима "религии". Вместе с тем, характеристика "религии" только в терминах веры совершенно неадекватна и должна быть скорректирована таким образом, чтобы включать в себя также все многообразие духовной практики.

Определение религии должно учитывать контекст общества и культуры; обсуждение религии вне конкретной культуры и общества невозможно. Выдающийся социолог Эмиль Дюркгейм в работе "Элементарные формы религиозной жизни", впервые изданной в 1915 г., определил религию как "единый комплекс верований и практик, касающихся духовных предметов", который создает социальную связь между людьми (Durkheim, 1964:37).

Такого рода комплекс верований и практик образует систему символов, которая действует, выражаясь словами Петера Бергера, как "духовный свод", наполняющий смыслом жизнь каждого отдельного человека и общества в целом. Определение "духовный" при этом относится к некоей мистической силе, которая усматривается в конкретных объектах, личностях и местах и которая противопоставляется хаосу и смерти. По Бергеру, религия устанавливает некий "духовный космос", который служит "надежным щитом против угрозы беззакония" (Вerger, 1990:26).

Следует согласиться также с определением религии Клиффорда Гирца, согласно которому она "приводит действия человека в соответствие с установленным космическим порядком и проецирует образы космического порядка в сферу человеческого существования" (Geertz 1993:90).

Понятие "духовного" очень важно для понимания религиозного опыта людей. В индуизме духовное может переживаться как чувство высшего существования вне личности или, если использовать термин немецкого теолога Рудольфа Отто, как "сверхъестественный" опыт благоговения, очарования и тайны (Оtto, 1982). Это также может быть внутренним или созерцательным опытом внутри собственного "я", что может быть названо "мистическим" переживанием (Smart, 1958; Smart, 1989:13-4).

В исследованиях последних лет наблюдается тенденция низведения "религиозного" до "политического" (Dirks, 1993:106-7). Разумеется, важно помнить, что религия всегда существует в рамках определенного социокультурного контекста — так же, как политика. Тем не менее, понятие духовного весьма специфично. Духовность может существовать независимо от всего остального, что можно наблюдать на религиозных праздниках и в индивидуальной практике, которые приводят к состоянию внутреннего экстаза.

С другой стороны, духовность времени, объектов или личностей зависит от контекста, и границы между духовным и повседневным размыты. Храмовое изображение или икона до освящения являются всего лишь камнем, металлом или деревом; но, благодаря освящению, они становятся объектом медитации. "Они становятся духовными, благодаря нашему вниманию, направленному на них в определенном ключе" (Smith, 1982:55).

Я сознательно использовал здесь термин "икона" для обозначения физического проявления божества в понимании этого термина Чарльзом Пирсом как "символа, соотносимого с обозначаемым им объектом только посредством своих характеристик, которыми он обладает независимо от того, существует такой объект или нет" (Рiегсе, 1932:247).

Для нашего анализа ценно также сходство между индуистским понятием "мурти" и православным пониманием иконы как "материального центра", который, согласно Владимиру Лосскому, содержит энергию и божественную истину (цит. по: Мiguel, 1971:1236). В этом случае личность тоже может быть иконой — не меньше, чем объекты из камня или дерева.

Основные особенности индуизма

Многие индусы верят в трансцендентного вселенной Бога, который при этом находится внутри каждого живого существа и к которому можно приблизиться различными путями. Индус может сказать, что верховному существу можно поклоняться в бесчисленных формах — в форме прекрасного юноши (Кришна в Бхагавата-пуране), всемогущего правителя (Кришна в Бхагавад-гите), прекрасной девушки, старой женщины или даже бесформенного камня. Трансцендентное существо может быть представлено изваяниями в храмах, природными явлениями или ныне живущими учителями и святыми.

Индуизм обычно характеризуют как политеизм, но, хотя в нем объектами поклонения, действительно, являются разные Божества, многие индусы считают их лишь разными аспектами или проявлениями единой духовной силы. Преданность (бхакти) Божествам, представленным изваяниями или святыми дарит окончательное освобождение (мокшу) от порабощающей деятельности (кармы) и из цикла реинкарнации (самсары). Трансцендентное проявляется в священных писаниях, называемых Ведами, и в правилах ритуального, социального и морального поведения, известных как дхарма.

Веда и дхарма

Веды — это обширная литература, написанная на санскрите (священном языке индуизма), которая считается откровением (шрути) и источником дхармы. Веда означает "знание", которое было изначально поведано древними святыми (риши). Оно передавалось из поколения в поколение вначале как устная традиция.

Есть и другой вид священных писаний на санскрите. Они тоже считаются ниспосланными Богом, но традиция приписывает авторство конкретным людям. Их называют "вторичными" или "непрямыми" откровениями (смрити) [2]. Такая литература включает в себя правила поведения (дхармашастры) и поучительные истории (эпические и мифологические тексты, называемые пуранами).

Существуют также тексты на местных индийских языках, в частности, на тамильском, которые некоторыми индусами приравниваются к Ведам.

Веды как богооткровенные писания чрезвычайно важны в понимании индуизма, хотя принятие их не столь единодушно среди индусов. Существуют формы индуизма, которые отвергают Беды, но, так или иначе, все индуистские традиции на них ссылаются. Поэтому многие ученые определяют признание Вед в качестве критерия принадлежности к индуизму [3]. То, что ИСККОН признает Веды, однозначно указывает на принадлежность этой организации к индуизму.

Дхарма — это наиболее близкий слову "религия" санскритский эквивалент, но у него более богатая коннотация, включающая значения: "правды", "долга", "этики" и "закона". Именно дхарма поддерживает общество и вселенную. Она очерчивает специфику явлений, позволяя вещам оставаться такими, какие они есть. Цэнер связывает слово дхарма с санскритским корнем дхир, что значит "держать, иметь, поддерживать". Он определяет дхарму как естественную "форму" вещей и силу, которая сохраняет их такими, какие они есть (Zaehner, 1966:2).

Индуистские реформаторы XIX в. говорили об индуизме как о вечной религии (санатана-дхарма). Сейчас это — общая идея большинства современных индусов, включая членов ИСККОН. Дхарма означает долг индуса, зависящий от его класса (варны) и этапа жизни (ашрама). Это называется варнашрама-дхармой.

В индуизме практике отдается предпочтение перед верой. То, что делает индус, важнее, чем то, во что он верит. Приверженность дхарме — это не принятие каких-то верований, а исполнение определенного долга, который определяется в соответствии с социальным делением общества.

Поведение имеет явное преимущество перед верой — как праведность перед ортодоксальностью. Как говорит Фриц Штааль, индус "может быть теистом, пантеистом, атеистом, коммунистом и верить во что угодно, но то, что делает его индусом — это ритуалы, которые он практикует, и правила, которым он следует, другими словами — то, что он делает" (Staal, 1989:389).

Границы того, что индус может или не может делать, по большей части определяются его социальной группой или кастой, а также по признаку пола. Социальная иерархия определяется различением по принципу чистоты — с более чистыми кастами на вершине структуры и более низкими и оскверняющими внизу.

Однако, внутри индуизма всегда существовали течения, отвергавшие касты и утверждавшие общедоступность спасения. К ним, в частности, относится и ИСККОН.

Традиции индуизма

Существуют две основные модели традиции: "дерево" и "река". Модель "дерево" означает, что различные субтрадиции образуются подобно ветвям дерева от изначальной традиции. Модель "река" прямо противоположна: согласно этой модели, традиция включает в себя многочисленные потоки, которые сливаются в единое русло (Faure, с. 13-4).

У современного индуизма трудно найти общее происхождение, поэтому обсуждается лишь, является ли индуизм моделью "река" или, если развить эту метафору, понятие "индуизм" обозначает несколько отдельных "рек". Хотя сами модели не вполне адекватны, т. к. предполагают целенаправленное движение, модель "река" кажется более подходящей, поскольку подчеркивает многочисленные истоки индуизма. Эти многочисленные традиции, которые вливаются в современный индуизм, можно разделить на 3 группы: брахманиче-ские традиции, традиции отречения и местные традиции.

Брахманические традиции — это ученическая преемственность, передающая суть знания и поддерживающая следование варнашра-ма-дхарме. Со времен средневековья в рамках брахманического мира развилось несколько традиций (сампрадай). Эти традиции, которые получили значительное распространение в течение первого тысячелетия н. э., сосредоточены вокруг определенного божества или группы божеств.

Среди брахманических систем особенно важны: вайшнавская традиция, направленная на поклонение Вишну и Его аватарам; шиваит-ская традиция, направленная на поклонение Шиве, и шактистская традиция, направленная на поклонение богине Дурге (Деви). Вайшнавская традиция признает в качестве богооткровенных писаний Веды, а также опирается на другие тексты — такие, как: "Бхагавад-гита", "Вишну-пурана" и "Бхагавата-пурана".

В отличие от понятия "индуизм", границы этих традиций — а точнее, субтрадиций внутри них — более четкие. Обязательным, как правило, являются посвящение и соблюдение ряда принципов. ИСККОН тоже соответствует этому описанию. Для всех названных религиозных традиций характерна — в большей мере для вайшнавов и в меньшей мере для шиваитов и шактов — теология Веданты. Веданта служит также теологической основой ИСККОН. Она сыграла важную роль в возрождении индуизма в ХIХ-ХХ вв.

Вайшнавизм

Термины "течение" и "школа" — это примерные эквиваленты санскритскому термину сампрадая, который обозначает традицию, направленную на поклонение божеству, в которой ученик принимает посвящение у гуру, принадлежащего к цепи предыдущих духовных учителей.

Ученическая преемственность чрезвычайно важна во всех формах индуизма, т. к. сохраняет подлинность традиции и учения. Споры о преемственности, которые порой становятся весьма жаркими, могут иметь решающее значение — особенно для традиций, которые видят в гуру воплощение божественности, способное проливать милость Господа на последователей. С инициацией (дикшей) в сампрадае (что имеет место и в ИСККОН) ученик соглашается следовать ценностям и традициям общины. Он получает новое имя и мантру, являющуюся священной для данной традиции. В сампрадае может существовать требование целибата и отреченного образа жизни, а может быть и более широкая социальная основа (включающая неприкасаемых и семейных).

Наиболее важные вайшнавские течения и культы: — Гаудия (бенгальские) вайшнавы, населяющие большей частью Бенгалию, Ориссу и Вриндаван. Они следуют учению Шри Чайта-ньи и сосредоточивают свою духовную жизнь на поклонении Кришне и Радхе. ИСККОН является одной из организаций этой традиции.

— Культ Виттала в Махараштре с центром в Пандхарпуре. Его учение сформулировано святыми (сантами) Днянешваром и Нама-девой.

— Культ Рамы, распространенный, в основном, на северо-востоке Индии (Айодхья и Джанакпур). В нем поклоняются Раме и Сите, а главным писанием считается Рамаяна.

- Северная традиция сантов. Она не является чисто вайшнавской, т. к. в ней поклоняются Господу, лишенному качеств, тем не менее, ее учение заимствовано из вайшнавизма. В ней почитают Кабира и На-нака, основателей сикхизма.

— Шри-вайшнавы населяют Тамилнаду. Их центр — в Шрирангаме. Они следуют учению Рамануджи.

Эти сампрадаи культивируют отношения преданности личностному абсолюту. Между вайшнавом и Господом могут установиться отношения слуги и господина, родителей и ребенка, дружеские отношения или отношения влюбленных. Бенгальские вайшнавы рассматривают последние как наивысшее выражение преданности (что имеет свои аналоги в западной мистической теологии); в то же время для Тукарама, например, наивысшими являются отношения слуги и господина. Признается, что Господа можно достичь различными путями и что Его любовь может принимать различные формы.

Гаудия-вайшнавизм

Традиция преданного служения пастушку Кришне получила особенно широкое распространение в северной Индии и Бенгалии, где нашла свое выражение в богатейшей литературе бхакти. Бенгальская версия этой традиции называется гаудия-вайшнавизмом. Именно эту форму индуизма привез на Запад в 1965 г. основатель ИСККОН Бха-ктиведанта Свами Прабхупада (1896-1977).

Заключение

После того, как мы описали некоторые явления, связанные с понятиями "индуизм", "вайшнавизм" и "ИСККОН", можно заключить, что ИСККОН с полным правом считает себя наследником подлинной ведической традиции. Некоторые индуистские брахманы не признают этого, потому что члены ИСККОН — преимущественно "иностранцы". Тем не менее, если критерием подлинности считать цепь ученической преемственности, тогда ИСККОН вне всяких сомнений представляет подлинную традицию. Его основатель был должным образом инициирован Бхактисиддхантой Сарасвати (1874-1937), духовным учителем в ученической преемственности Тхакура Бхактиви-ноды (1838-1914).

Когда традиция претерпевает географические и культурные изменения, она неизбежно видоизменяется. Многие члены ИСККОН являются западными людьми, воспитанными в западной культуре, с западным мировосприятием, что неизбежно влияет на традицию, которую они принимают.

В настоящее время ИСККОН удается адаптироваться в современном мире и в то же самое время хранить верность индуистской традиции. Последнее, впрочем, обрекает ИСККОН на то, чтобы оставаться мишенью для критики, по меньшей мере, в трех направлениях:

— ущемление прав женщин в отношении позиции в организации (отведении им второстепенной роли);

— буквальное понимание устной вайшнавской традиции — или, грубо говоря, мифологии — вопреки герменевтике в их собственной традиции и в западной науке;

— способ, которым ИСККОН отзывается на глобальные проблемы современности (например, в отношении экологического кризиса, с одной стороны, провозглашается дружелюбное отношение к окружающей среде, а с другой — проводится идея, что этот материальный мир все равно неизбежно деградирует в наш "век Кали");

ИСККОН можно предостеречь словами Махатмы Ганди: "Плавать в водах традиции —хорошо, но утонуть в них —это самоубийство".

Литература

1. Перепись в марте 1991 г. определила численность населения Индии в 843 930 861 чел.

2. Понятие "вторичные", и "непрямые откровения", относящиеся к данной литературе с человеческим авторством, используются Алексисом Сандер-соном (Sanderson, 1998:662).

3. Брайан Смит определил индуизм как "религия тех людей, кто творит, переделывает и трансформирует традиции с законными ссылками на авторитет Вед (Smith, В. К.,1987:40).

Журнал "Вайшнавизм", № 4, 2006 г.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]