Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
07-11-2008 14:19
 
Сергей Попов. ПОСЛЕДНИЙ ШАНС. Кризис протестантизма – следствие устаревшей парадигмы

Доклад, прочитанный на конференции "Кризисные явления в современном российском протестантизме и способы их преодоления"16 октября 2008 г.

Думаю, что можно констатировать кризис в христианской церкви вообще, а не только в нашей стране. У нас просто своя разновидность. Кризис очевиден на всех уровнях: богословском, практическом, личном и т.д.

Основатель так называемой "неоортодоксии" в богословии Карл Барт говорил: "История спасения существует не наряду с историей и не внутри ее – это непрерывный кризис всякой человеческой истории". И еще: "Бог – это Неизвестный Бог. Как таковой Он дает всем жизнь, дыхание и всякую вещь. Поэтому Его мощь – то не природная сила, не сила души, не какая-либо из высших духовных сил, которые известны или могут быть известны людям, но кризис всех человеческих сил. Это совершенно Иной, перед Которым все они – почти ничто. Он – порождающее все Начало и оправдывающий все Конец. Абсолютная и великая сила Божья существует не наряду со всеми силами человека, но над ним. Это непостижимая и абсолютная предпосылка всего".

Вот такого трепетного и смиренного отношения к Богу сегодня не хватает. Мы возомнили, что все можем объяснить, что можем добиться успеха, как только найдем правильный метод. Но встреча с Богом – это всегда "кризис всех человеческих сил". Это касается как личной встречи человека с Богом, так и встречи Церкви с Богом. "Начало мудрости – страх Господень".

С точки зрения богословского языка, причина кризиса в том, что наш язык, а значит и парадигмы мышления, выработаны в несколько первых веков христианства. Любой язык отражает определенное мировоззрение, а значит, понимание и взаимодействие с действительностью. Так вот, наши парадигмы мышления, хоть экклессиологическая, хоть миссиологическая, хоть антропологическая, - очень сильно устарели. Действительность, как она видится и воспринимается сегодня, не укладывается уже в старые схемы. Откровение встретилось с повзрослевшим человеческим разумом, а это требует других подходов и нового осмысления.

Сегодня я бы делал акцент на антропологической перспективе и с неё бы начинал, т.к. все остальное вытекает из нее. Нужно по-новому посмотреть на человека, научиться доверять человечности, которая создана Богом. Должно произойти оправдание человека в человеческих же глазах. Это оправдание стало возможно благодаря воплощению Иисуса и Его смерти на кресте, но думаю только сейчас человек добрался до того, чтобы научиться уважать себя и принимать во всей полноте, а не бояться себя, а значит замысла Божия о себе.

Как только по-новому посмотрим на человека, так и новая экклессиология придет, и новая миссиология. Так что бесполезно говорить о новых методах (новых строительных материалах), если фундамент старый.

С точки зрения практической, что можно сделать (это, в принципе, и происходит уже):

1. Честная оценка того, что происходит не только в церкви, но и вокруг - вкультуре, в сознании людей. Честная констатация фактов и проблем будет заставлять искать ответы, но тут важно называть вещи своими именами, а не танцевать вокруг да около.

2. Открыто общаться, общаться и общаться. Из этого обязательно что-то вырастет.

3. Пытаться строить практические проекты (особенно в образовании) на принципе уважения к человеческой целостности (духовной, интеллектуальной, эмоциональной, физической частям её). Внимание к человеку и его жизни – ключ к реализации любого проекта. До тех пор, пока люди будут восприниматься объектами для наших проектов,
мы не будем иметь успеха. Когда же отдельный человек станет важен для нас, тогда социальные, образовательные и другие проекты будут совершенно по-новому мотивированы и реализованы.

Важно перестать говорить о людях и заговорить о Человеке. Увидеть дерево за лесом. Для того, чтобы помочь другим, нужно помочь себе. Я могу служить Богу и другим только в той степени, в которой я смотрю на себя глазами Божьими. Только тогда мое служение будет от внутренней полноты, а не попыткой заполнить внутренние пустоты свои. Так что надо спасать не мир, а изменить себя. Это будет ролевой моделью для других, а там, глядишь, и другие начнут меняться, вдохновленные примером. Я лично пытаюсь это делать, и на этом выстраивать новый тип образовательных проектов и личной работы с людьми. В этом вижу свою роль, а уж что могут другие делать, каждый на своем месте, я не знаю. Каждый даст отчет за себя. Можем только здесь общаться и делиться своим опытом - и искать совместные ответы.

Протестантизм в России - тема актуальная и дискуссионная не только для политиков,ученых и религиозных деятелей иных конфессий,но,в первую очередь,это жизненно важный вопрос для самих русских протестантов, все еще не определившихся, - быть ли им, а если быть,то каким образом и каким способом? Такой ситуации неопределенности, "бытием у порога", состояться, сбыться, обрести себя как субъект общественно-исторического процесса – к этому российский протестантизм подталкивает логика его развития и вызов духовной ситуации.

Вместе с тем,рядвнутренних духовных причин, внутренняя инерционность препятствуютреализации протестантской идеи вРоссии. Об этой группе факторов несколько концептуальных соображений.

Первое – надо констатировать отсутствие идеи русского протестантизма. Банально, но этот факт не осмыслен с нужной серьезностью. Для русского человека протестантизм в целом как специфическая богословская теория остается загадкой. Все усложняется при смешении протестантизма и русскости - непонятно, как с этим быть, что и во что институционализировать. Что к чему приспособить: протестантизм к русскости,или русскость к протестантизму? Поэтому до сих пор стоит проблема демаркации русского и православного, русского и протестантского.

И здесь вспомним еще один важный вопрос: об отношении русского протестантизма к Западу. Нам говорят: "Вы чужие , вы разрушаете исторические и духовные традиции русской веры и культуры. Вы – "пятая колонна" Запада. Мы невнятно что-то в ответ бурчим, но своей жизнью мы часто подтверждаем эти подозрения. Финансовая зависимость от Запада, массовая эмиграция, засилье переводной литературы, богословское равнение на Запад и т.д. Надо определиться и четко сформулировать свою социальную позицию. Мы – протестанты, но мы– русские протестанты! Мы разделяем историческую судьбу русского народа и ответственность за его будущее. Мы – свои, местные, почвенные, родные! Лишь опора на собственные силы дает нам возможность окрепнуть и развиться даже во враждебных обстоятельствах. Наоборот, если ориентироваться, исходя только из конъюнктурных соображений, не поднявшись над логикой момента, то внешнее вмешательство будет определяющим. В этих условиях формула "Ни Запад, ни Восток" может быть, несомненно, приемлемой. Да, мы часть общехристианского мира и должны поддерживать взаимообогащающие отношения с Западом, но было бы преступно поощрять и культивировать заторможенность, отсталость, духовный колониализм.

Итак, я уверен: протестантизм в России долженстать русским протестантизмом, а не филиалом Запада. У нас самостоятельные силы и много факторов духовного возрождения нашего народа.

Второе. Необходим грамотный и взвешенный богословский диалог, прежде всего, с православной Церковью. Нужно изживать стереотипы и преодолевать конфронтацию, вспомнить о единстве и искать его. Нас разделяет множество исторических ошибок и недоразумений, но объединяет большее – христианский взгляд на мир, общество, народ. Сегодня,когдаусиливается межрелигиозная рознь, когда бросаются все новые и новые вызовы христианству и христианскому миру, жизненно важно встать рядом и вместе. Вопреки всему разделяющему верю, что идея альянса православных и протестантских Церквей России востребована современностью и рано или поздно в той или иной мере, будет реализована.

Третье. Необходим внутренний поворот от самодостаточности – навстречу обществу, лицом к его реальной жизни и нуждам. Это предполагает преодоление собственного комплекса социальной отчужденности, маргинальности,субкультурных рамок, оборонительной позиции. Процесс социализации протестантизма сложен и долог, но выходить на этот путь сейчас нужно,пока еще есть возможность изменить диспозицию, пока еще народ смотрит на протестантизм с интересом. А ведь ожидание может вскоре замениться разочарованием и отторжением. Об этой опасности упустить исторический шанс, стать частью русского общества нужно напоминать снова и снова. Мы упустили его в конце 80-х годов. Сейчас это быть может последний шанс.

Четвертое. Заявленный активный рост протестантских Церквей в жизни общества неизбежно требует авторитетности и руководителей, подготовки компетентных лидеров, ставки на прогрессивность. О каком социальном,культурном, научном влиянии может идти речь, если уровень веры, грамотности верующих фактически не сдвинулся с мертвой точки с советских времен. При всех сильно преувеличенных успехах богословского образования, к сожалению, так и не удалось сформировать новое творческое поколение, которое завершило бы прорыв в теории и практике протестантизма. Нам крайне не хватает грамотных и способных авторов, исследователей-теоретиков, дальновидных руководителей. Образование и самообразование должно стать делом каждого и всех.

Пятое. Русскому протестантизму нужно вспомнить о своей реформаторской целенаправленности. У вчерашних реформаторов сегодня появились свои жесткие традиции, епререкаемые авторитеты, иерархия, бюрократический аппарат. Слишком быстро реформаторы становятся консерваторами. Вместе с тем, реформация – это постоянное обновление, критика мертвых, отживших форм, сопротивление консерватизму и бюрократизму.

Протестантизм для меня по определению – это протест против всего, что становится между Богом и человеком, что препятствует живому опыту Богопознания и Богообщения. Этот призыв всегда актуален и понятен для современников. Обращаться к ним, а не к самому себе, и на их языке. Для этого надо быть готовым к переменам, быть способным пожертвовать полюбившимся, привычным, традиционным. Только так можно преодолеть инертность и войти в историю, чтобы изменить мир.

Попов Сергей Николаевич – вице-президент Российского библейского общества, пастор Церкви евангельских христиан (Рязань)


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]