Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
17-10-2007 12:09
 
Алексей Белов. ЯЗЫЧЕСТВО КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ. Окончание

Часть первая здесь, часть вторая здесь, часть третья здесь.

Обратим сейчас наше внимание на оставшиеся группы современного язычества в соответствии с нашей классификацией. Речь пойдет о т.н. "либералах" и "неоспиритуалистах".

К либералам я отношу организации, в которых патриотическо-националистическая составляющая сведена к минимуму или вообще отсутствует, неоспиритуалисты же – группы и движения, в которых собственно языческая идеология, в привычном, наиболее распространенном ее виде, смешана с какой-либо еще: теософской, космистской, теологией иных традиций, вплоть до авраамических.

Действительно, язычники-либералы – довольно странное сочетание. Мы привыкли отождествлять язычество с национализмом, подчас воинствующим, расизмом, на худой конец с патриотической "любовью к отеческим гробам", и как обязательная составляющая – этнический face-control.

Здесь мы наблюдаем обратную ситуацию. Национальность неофита (равно как и заслуженного адепта) никого не интересует, обряды проводятся по достаточно вольному сценарию, костюмы тоже далеко не выдержаны в рамках традиций какого-то одного народа.

В некоторой степени под это определение подходит Круг Языческой Традиции (КЯТ) – в нем, как вы помните, состоят славянские, германо-скандинавские и даже эллинские общины. Однако поскольку подавляющее большинство общин – славянские, КЯТ я предпочел отнести к предыдущей категории.

Однако имеется другая организация, полностью удовлетворяющая вышеозначенным характеристикам. Речь идет о "Доме Ясеня", создатели которого определяют его профиль как "российское языческое объединение нерелигиозного направления". Причем "единственное" в своем роде. Далее следует пояснение: "Мы верим, что предназначение человека - ЖИТЬ. Это определяет и форму объединения (мы не являемся религиозной общиной, мы являемся кланом), и формулу Веры (кто-то говорит: "мы верим в богов"; мы говорим: "мы верим своим богам"). Из глубин Традиции мы стремимся поднять истинные ценности и истинное понимание Пути, и использовать Знание в жизни. И - Слава богам!"

Достаточно спорное заявление для нерелигиозной организации. Особенно любопытным выглядит "Слава", написанное с большой буквы, а "боги" - с маленькой. Видимо, это действительно отражает идеологию членов клана.

Что же это за клан - "Дом Ясеня"? Возглавляет его семейная пара - Антон Платов (настоящая фамилия - Сосков, псевдоним заимствован у известного казачьего атамана Платова, героя Отечественной войны 1812 года), и его супруга Марина Грашина.

Антон Платов (по образованию геофизик) хорошо известен не только в языческих, но и т.н. "эзотерических" кругах как один из первопроходцев-исследователей рун в России. Он автор книги "Руническая магия", выдержавшей ряд переизданий (книга написана в соавторстве с Алексом ван Дартом, который в действительности является, так сказать, alter еgo самого А. Платова), редактор альманаха "Мифы и магия индоевропейцев", серии "Предания народов Европы", ряда других книг и публикаций.

В принципе, А. Платова без особых купюр можно назвать одним из первооткрывателей и на данный момент крупных специалистов в области европейской магии (в особенности рунической), мифологии, истории и традиций.

Однако что касается магическо-ритуального аспекта его штудий, для него характерна главная проблема язычества, нами не раз уже упомянутая, – отсутствие исторической преемственности традиции. Поэтому сакральная реальность языческой Европы воссоздается А. Платовым на основе сказок, преданий, археологических документов и личного визионерского опыта. Языческое имя Антона Платова - Иггволод, что в приблизительном переводе с исландско-славянского означает "Владеющий Óдином". Óдин, напомню, центральное божество европейского языческого пантеона. Амбиции – дело для патриархов привычное.

Его супруга Марина Грашина (Велегра – обратите внимание на корень веле- ), биолог по образованию. В отличие от мужа, она не столько научный специалист в области языческой традиции, сколько пассионарный лидер, движущая сила клана с ярким эстетическим вкусом. Она лидер фолк-рок группы "Календарь", исполняющей песни преимущественно на её стихи. Несмотря на традиционные для язычников антисемитские настроения, свойственные членам клана, М. Грашина является галахической еврейкой (т.е. по матери).

Много лет проработавшая в бизнесе с канадскими партнерами М. Грашина активно пропагандирует идею консолидации язычников северного полушария - России, Европы и Канады, в противовес полушарию южному – семитским, африканским и азиатским традициям. В этом геополитическом аспекте идеологии "Дома Ясеня" получила, видимо, свое отражение концепция "Золотого миллиарда" - белой элиты человечества, концентрирующей у себя основные ресурсы планеты и противопоставленной всему остальному миру, обеспеченному ресурсами по минимуму или того меньше.

Фокус внимания на материальном, точнее, финансовом аспекте устройства клана косвенно подтверждает и официальное заявление на его сайте: "Древняя Вера скрепляет "Дом Ясеня" в единое целое, но Дом, прежде всего, – это объединение людей, чьи жизни связаны любовью и дружбой, общим творчеством, общей работой. И, разумеется, общим бизнесом (курсив наш – А.Б.). Представьте себе во времена Традиции клан без земель, и получите классическую раннехристианскую "малую группу" обиженных...". Разумеется, не обошлось и без очередного выпада в сторону христианства, на этот раз не теологического, а экономико-социального характера.

На практике реализуется это следующим образом: ... Традиция возродится не раньше, чем работа с ней перейдет из области слов в область реальной Жизни. Это – один из тезисов, определяющих путь Дома. Поясню, о чем идет речь. Существует несколько параллельных "Дому Ясеня" структур, где фигурируют все те же действующие лица. Так, с 2001 года существует "Фонд развития традиционной культуры" (ФРТК), возглавляемый Платовым. Фонд позиционируется как "неправительственная благотворительная организация, основные цели которой – развитие и популяризация традиционной культуры в России, поддержка работающих в этом направлении российских организаций и творческих коллективов, а также расширение взаимодействия с аналогичными организациями и творческими коллективами за рубежом и углубление взаимопонимания между традиционными культурами разных стран".

И хотя на странице фонда заявляется о десятках опубликованных книг и исследований, "богатейшем опыте организации и проведения фольклорных праздников", "благотворительных и экологических акциях" и "педагогической работе в школах, подростковых художественных клубах и летних лагерях", в действительности, как это часто бывает, все обстоит несколько иначе.

Книги и исследования – не что иное, как упомянутые выше работы президента фонда А. Платова, большая часть которых была написана и опубликована до появления фонда, во второй половине 90-х годов. Фольклорные праздники – все те же языческие праздники: Купала, Масленица, Коляда, проводимые совместно с другими общинами, такими, как уже известные нам "Родолюбие" и "Коляда Вятичей". Педагогическая работа в основном сводится к семинарам А.Платова по европейской магии.

Основные действующие проекты фонда (он же "Дом Ясеня"), если их можно так назвать, – концерты группы "Календарь" и близких по духу коллективов в различных московских клубах и туристические экспедиции на озеро Селигер, Яхрому и т.д., как правило, приуроченные к какой-либо из точек языческого годового цикла – равноденствию или солнцестоянию.

Другой сайд-проект основателей клана, точнее, Марины Грашиной - коммерческая организация PSM Consulting, организация, проводящая коммерческие семинары по проектному менеджменту и смежным дисциплинам. По сути, доходы от деятельности PSM Consulting являются основным, а зачастую и единственным источником финансирования для всех мероприятий и проектов "Дома Ясеня" (и ФРТК соответственно).

Агентство профессиональных путешествий (АПП) – те же действующие лица, на сайте размещены отчеты о путешествиях А.Платова, М.Грашиной и их друзей в различные этнографические экспедиции и походы.

При "Доме Ясеня" функционирует Школа Северной Традиции "Nordheim", возглавляемая, разумеется, Антоном Платовым. За символическую плату 320 рублей в месяц все желающие смогут, изучив северную идеологию, мифологию и магию, гордо сказать "Я – человек Традиции".

Преподают в школе, помимо А. Платова и М. Грашиной, еще несколько членов "Дома".

Завершая рассказ о "Доме Ясеня", упомяну их последний проект – "Балто-Славянский форум", российско-литовская организация, в которую, помимо "Дома Ясеня" и "Родолюбия", входит санкт-петербургская община экологии сознания "Крина" и литовская община "Romuva". "Romuva" – старинные приятели и партнеры "Дома Ясеня", а интервью с её председателем Йонасом Тринкунасом публиковал "Портал–Credo.Ru".

Известно, что в литовском сейме (парламенте) есть несколько человек, лоббирующих языческие общины типа "Ромувы", впрочем, они предпочитают называть себя фольклорной организацией. В любом случае, ситуация с благоприятствованием традиционной культуре в европейской Литве обстоит гораздо лучше, чем в России. Видимо, потому, что Литва последней в Европе (в 1387 г.) была обращена в католичество и благодаря этому народные традиции там сохранились гораздо лучше, чем у остальных европейских народов.

Вообще, "Ромува" представляет интересный феномен с точки зрения нашей классификации. Очевидно, что литовские язычники однозначно попадают в категорию "традиционалистов", в силу лучшей сохранности и преемственности традиций, причем даже с большим основанием, нежели язычники славянские. С другой стороны, настоящий традиционализм "Ромувы" легко сочетается с современным западным либерализмом. Для России же, как всегда, в порядке вещей крайности. Традиционализм либо правеет вплоть до радикального национализма в стиле Доброслава и фанатов группы "Коловрат", либо вырождается вплоть до откровенного синкретизма и западничества, что мы видели на примере "Дома Ясеня".

"Ромува" является участником Всемирного Конгресса Этнических Религий (WCER), являясь их официальным представителем в Литве. Конгрессы с 1998 по 2003 гг. также проходили в Литве, в одном из них (2001 г.) принимали участие представители "Дома Ясеня" (А. Платов, М. Грашина) и "Родолюбия" (Илья Черкасов (Велеслав)) как делегация от России.

Хочу обратить внимание читателя на тот факт, что "Дом Ясеня", хоть и не является религиозной организацией (см. выше), тем не менее, официально представлял Россию на Всемирном Конгрессе Этнических Религий (sic!)

Рассмотрев "Дом Ясеня" как, пожалуй, наиболее яркий пример либерального язычества, перейдем к категории язычества синкретического, или "неоспиритуалистского", по нашей классификации.

"Древнерусская Инглиистическая Церковь Православных Староверов-Инглингов", также известная под названиями Орден-миссия "Джива - храм Инглии", "Единая Древнейшая Вселенская община", - классический и наиболее яркий пример этой категории. Собственно, славянского язычества как такового, по сравнению с тремя предыдущими категориями, в "Церкви Инглингов" меньше всего. "Церковь" по многим параметрам ближе к организациям типа "Аум Синрике" или "Белого Братства".

Однако в отличие от Секо Асахары, в основе учения которого лежат элементы восточных традиций, прежде всего буддизма и даосизма, свою доктрину Патер Дий Александр основал на личных интерпретациях славяно-языческих реликтов. Глава Церкви Патер Дий Александр (Александр Хиневич) по совместительству является её основателем, автором учения, священных книг и сакрального языка.

В его официальной биографии говорится, что в 1982 году он окончил Славянскую Духовную Семинарию, а в 1985 г. после смерти Патера Дия Святослава был избран старейшинами Главой Церкви. В период перестройки Хиневич стал известен благодаря экстрасенсорным сеансам. В 1990-1991 он выступил в качестве основателя нового религиозного учения.

Важная особенность учения Александра Хиневича, выделяющая его из среды неозычников, претензии на аутентизм и традицию, не прерывавшуюся, по его словам, и в советское время.

По его утверждению, именно в Западно-Сибирском регионе в древности зародилась проторелигия – инглиизм, история которого тесно связана с конкретными географическими и цивилизационными пунктами - городами Тара и Омск (Асгард, по учению А.Ю.Хиневича), рекою Иртыш (Ирий) и т.д. Собственно, все центры "Церкви Инглии" и располагаются в этом регионе - Омске, Омской области, Иркутске, Республике Марий Эл, Ижевске, Тюмени и на Алтае.

Название ордена, "Джива – Храм Инглии", его руководителем переводится как "Душа – храм бесконечности" или "Душа – храм Бога". Инглия означает "Бесконечность бесконечностей или Вселенная, созданная Единым Богом".

Одна из структур организации, Орден-Миссия "Джива – Храм Инглии", издает альманах "ДЖИВА-АСТРА", зарегистрированный 6 июня 1991 Министерством печати и массовой информации РСФСР. Помимо альманаха, общиной выпущена серия из семи книг, разъясняющих вероучение.

В качестве первоисточников устав ордена перечисляет следующие: ИНТА (Инглиистическое Наставление о Трансцендентности Абсолюта) и Рамхаита (учение о боге Рамхе), а также "священные писания мировых религий: Зенд-Авеста, Веды, Унанишады, Махабхарата, Тантры, Тора, Талмуд, Каббала, Тания, Книга Мормона, Коран, Книга Тота, Библия". (Махабхарата,Тантры, Талмуд, Каббала, Книга Тота никогда не относились к числу священных писаний – А. Б.) Здесь налицо очевидный синкретизм и вопиющий эклектизм, свойственный многим культам подобного рода – "Аум Синрике", "Белому Братству", "Ашраму Шамбалы".

Однако отличие "Церкви Инглиингов" от вышеуказанных организаций в том, что основной упор делается именно на славяно-русскую культуру, пусть и "творчески" переосмысленную А. Хиневичем. Так, основные обряды Церкви включают первое причастие (в 9 лет); крещение - водное, огненное, святым духом; совершеннолетие; освящение семейного союза; очищение. Существует практика постов, которые длятся от одного дня до двух инглииских недель (до 18 дней, так как неделя у инглиистов насчитывает девять дней): однодневный – каждый седьмой день недели, святой - девять дней, Божественный, Чистый и Светлый посты - по две недели, Великий пост - 13 дней.

У "Асгардской" (Омской) Славянской общины есть Храм Мудрости Перуна, он же Капище Веды Перуна – большое бревенчатое здание в старом центре Омска, которое было передано общине в 1993 году распоряжением мэра. Омская община зарегистрирована 3 июля 1998 года.

Главный символ Инглиингов – свастика/коловрат во множестве всевозможных красочных интерпретаций - с восемью, тремя и четырьмя лучами, а также свастика в ромбе, круге, в восьмилучевой звезде (эмблема Русского национального единства). "Алтарь", т.е. священная часть "храма", украшена свастикой и мечом. Существует обширный пантеон богов, праздничный календарь, разнообразная культовая атрибутика и символика: флаг, герб, одежды служителей, убранства храмов и прочее.

Определенный национализм в учении Церкви проявляется, например, в запрещении брать в жены женщин с черной кожей. Не рекомендуется стричь свои волосы, чтобы не потерять здоровье и преуспеть в постижении Божьей мудрости. Для определенной категории священнослужителей-храмовников предполагается ношение холодного оружия - меча и кинжала.

При общине "Капища Веды Перуна" действует Воскресная школа "Мидгардъ", Асгардское духовное училище, Славянские духовные семинарии. В "Духовном училище древнерусской инглиистической Церкви" ведется обучение по специальностям "богословие" и "миссионерство". Срок обучения в училище - от двух до четырех лет, в зависимости от факультета и отделения. Как и любая централизованная структура, Церковь Инглиингов имеет в своих рядах на порядок больше членов, нежели аморфные языческие общины. По некоторым оценкам, в сферу деятельности общины вовлечено около 3000 человек, а образование в Церкви получило около 500 человек.

Несмотря на крайне эклектичный характер идеологии и существенное отличие от учения "Союза славянских общин", "Союза венедов" и других "ведистских" неоязыческих объединений, Церковь Инглиингов сотрудничает с омскими организациями "Русского национального единства" и "Российского общенародного союза".

К числу неоспиритуалистских языческих организаций с некоторой натяжкой и поправкой на экологизм можно отнести т.н. "Культ Анастасии", возникший и развившийся вокруг серии книг Владимира Мегре "Звенящие кедры России". Книги издаются большими тиражами в России, Европе и Америке, существует фонд "Анастасия", Общероссийское общественное движение "Звенящие кедры России", имеется программа преобразования и развития России.

Книги построены в виде диалогов Мегре с мифической отшельницей Анастасией, встреченной им случайно в сибирской тайге. В книгах пропагандируется активный экологизм, возвращение к праистокам, отказ от вредных привычек и вегетарианство. Анастасия устами Мегре призывает людей покидать города, покупать землю на природе и строить т.н. "родовые поместья", чтобы в естественной обстановке общаться с духами природы. На форуме фонда соседствуют такие темы, как "Будущее Православной Церкви - пусть оно будет прекрасным!" и "Храм Велеса -деловой центр ведруссов", т.е. классическая New age эклектика. Разумеется, существуют и реальные, а не мифологические претендентки на роль "истинной Анастасии", как пример - сайт одной из них, Ольги Гузь.

Думаю, приведенные примеры дают вполне полноценное представление о соответствующих группах в неоязычестве. Резюмируем наше исследование. Современное российское язычество/родноверие условно делится на четыре основные подгруппы, которые можно обозначить как 1 – радикальные националисты; 2 – традиционалисты-реконструкторы; 3 – либералы и 4 – неоспиритуалисты.

Первой группе свойственен патриотизм, прогрессирующий вплоть до крайнего национализма и расизма, проявляющегося в ксенофобии и агрессии против неславянского населения и авраамических религий. Зачастую к языческим группам этого толка примыкают молодежные группировки футбольных фанатов, скинхедов.

Патриотические чувства второй группы значительно более умеренны и никогда не проявляются в форме внешней агрессии. Хотя традиционалисты тоже недолюбливают "жидохристиан" и "понахаевших", их интересы сконцентрированы на собственной, славянской культуре и традициях, их изучении и реконструкции, а оружейные бои в военно-исторических клубах можно расценивать как вид спорта. Эта группа неоязычников, пожалуй, самая интересная и конструктивная из всех.

Третья группа, "либералы", хоть и занимаются изучением традиции и культуры, но совсем не ограничивают себя славяно-русским ареалом, распространяя свои интересы вплоть до Индии на востоке и Канады на Западе. Для "либералов" характерно пренебрежение этнической и расовой чистотой, равно как каноничностью ритуалов. Соответственно, патриотизм здесь минимален и переходит зачастую в форму единства и сотрудничества по геополитическому и расовому принципу.

Последняя группа – синкретические "неоспиритуалисты", является языческой лишь отчасти, при этом вполне вписываясь в общий контекст New Age. Как и для всех представителей "Новой Эры", для этой категории язычников свойственно смешение элементов различных традиций, с той или иной степенью языческой составляющей, экологизм, мессианско-сотериологические мотивы. Патриотическая составляющая, как правило, отсутствует, будучи заменена глобалистской, либо наличествует в мутировавшей форме.

Собственно говоря, к язычникам-родноверам в полном смысле можно отнести лишь группу традиционалистов-реконструкторов, частично умеренных националистов и частично – либералов. Националисты-радикалы и неоспиритуалисты являются язычниками, как правило, лишь в силу самоидентификации.

Таким образом, современное российское язычество является крайне неоднородным, аморфным, неструктурированным и неорганизованным явлением, в силу чего его сколько-нибудь серьезное влияние на широкие слои населения, формирование общественного мнения, равно как и на институты власти, крайне маловероятно, если не полностью невозможно.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]