Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
13-12-2004 17:57
 
Евгений Магеровский. ОБЩЕЕ ПОКАЯНИЕ. Покаяние есть сугубо личное переживание и не поддаётся никакому превращению в какие-то формулы

Недавно "Портал-Credo.Ru" перепечатал из "Руси Православной" текст, составленного пятью архиереями Московской патрархии общенародного покаяния русского народа "Просим прощения и разрешения" за всё, содеянное советской властью и другими за последнее 85-летие.

Начинание весьма похвальное и его можно только приветствовать. Не могу судить об его внутреннем содержании, поскольку не находился в то время в пределах России или СССР, но хотел бы остановиться на его внешней части, касающейся русских зарубежом. Тут у меня имеется несколько соображений.

К сожалению, досточтимые архиереи не особенно хорошо, видно, знакомы с обстоятельствами жизнирусских, попавших за рубеж вследствие революционных и других событий в России. Иначе, "грехи" им св. отцами вменяемые, не могли бы ставиться им в вину всерьёз за годы их существования заграницей. Во-первых, большинство из нас в ходе "первой волны" эмиграции бежало от неминуемой гибели от рук "красных комиссаров", повсюду рыскавших за нами. Не легче было и представителям так называемой "второй волны", бежавших с немцами, поскольку и тогда попадание в советские руки означало для них расстрел или посадку в лагеря ГУЛАГа на многие годы. Им даже приходилось тяжелее, чем эмигрантам "первой волны" поскольку за ними, уехавшими тогда на Запад, гонялись советские "репатриационные комиссии" с целью заполучить и посадить их в лагерь. Западные же державы, не очень хорошо разбиравшиеся в русских делах, до поры до времени всячески потакали Советам, и беженцам приходилось весьма ухищряться, чтобы не попасть в лапы советских спецслужб.

Постараюсь ответить по пунктам на самые, с моей точки зрения, вздорные для нас эмигрантов-старожилов, обвинения.

"К тому же мы, архипастыри и пастыри зарубежной части Русской Православной Церкви, каемся в том, что (каждый о себе):

1.Не осуждал клятвопреступную присягу, принесенную тем, кто свергал Царя.

Многие из нас никому другому в России, кроме Государя, не присягали. Да и далеко не все присягали кому-либо, т.к. присяга от обычного подданного не требовалась.

2.Поминал на проскомидии и в евхаристическом каноне Божественной литургии неправославные власти.
Согласно церковным канонам, мы поминали те власти, которые управляли в стране нашего проживания.

3.Не призывал паству к осознанию грехов отцов наших: клятвопреступления и невозбранения цареубийства.
Призывали. Но безрезультатно.

4.Не призывал паству к молитве о прощении отшедших отцов наших, виновных в грехах против Помазанника Божия.
Призывали.

5.Присваивал себе право суда о благодатности церковных таинств.
Кроме как во исполнение церковных канонов, не присваивал.

6.Теплохладно исполнял заветы о молитвенном содействии воскресению России.
Наоборот, молились за каждой литургией.

7.Не проповедовал о благочестивой жизни и христианских подвигах святой Царской Семьи.
Проповедовал.

8.Не отмечал молитвенно Царские дни, особенно после прославления святых Царственных Мучеников.
Отмечал.

9.Допускал к церковно-приходской деятельности людей, входящих в антицерковные организации.
Допускал всех праведных людей.

10.Не воспитывал в пастве сострадания к страждущему российскому народу.
Наоборот, молились за спасение его на каждой литургии.

11.Осуждал Русскую Православную Церковь в страждущем отечестве.
Страждущую Церковь – никогда. По канонам, Богоотступническую - -всегда.

"К тому же мы, русские, в рассеянии сущие, каемся в том, что (каждый о себе):

1.Отрекался от своего русского происхождения ради земного устроения.
Ничего подобного. Все мы всегда помнили о России и когда нас спрашивали, то открыто заявляли о нашем русском происхождении.

2.Осуждал страждущий русский народ с гордым надмением, жестокосердием и отсутствием сострадания к нему.
Ничего подобного. Наоборот, с состраданием помогали, как и чем могли из за границы.

3.Утратил сыновнюю любовь к Отечеству и чести его, безучастно относился к историческому бытию его и достоинству его. Неправда. В Чехии в русской гимназии мы изучали русскую историю, русские обычаи и обществоведение, и наши преподаватели нам всегда напоминали, что мы -- русские.

4.Утратил веру в воскресение России.
Наоборот, мы всегда верили, что хотя наше изгнание и долгое, но оно временное, и что мы все когда-то вернёмся в воскресшую Русь.

5.Устраивал свою жизнь по западному образцу, не желал возвращаться в Отечество свое.
Нам невозможно было возвращаться в Советскую Россию по ясным причинам, а теперь—в нео - советскую.

6.Не радел о воспитании наших детей в святоотеческих традициях, давая им враждебное образование и тем ставя их под угрозу измены вере и Отечеству.
Это просто вздор.Даже в Германии, во время войны с СССР, мы продолжали быть русскими и немцы на нас смотрели, как на"дореволюционных русских", не имеющих никакого отношения к "советским русским". Дети воспитывались в русском духе, в русских и местных гимназиях, приходских школах и дома.

7.Не радел о том, чтобы помочь российскому народу, по безразличию и малодушию.
Наоборот, помогали, насколько могли, беженцам из СССР и посылали туда религиозную литературу. НТС проникало в оккупированную немцами часть СССР и помогало там жителям.

8.Чуждался верующих братий наших, вышедших из-под ига безбожной власти и жаждущих истинного покаяния и постижения святорусского наследия, не признавал их духовные нужды.
Наоборот, выходцы из СССР всегда радушно принимались нашими приходами и им оказывалась всякая помощь.

9.Не осознавал причастности своего рода к измене Царю и попустительству цареубийства.
Потому что её не было. Царь отрёкся, его увезли в Сибирь, а отец участвовал в Белой борьбе и эмигрировал после поражения Белых. Мой отец в попустительстве цареубийству никак не участвовал.

10.Восхвалял генералов, изменивших присяге на верность Государю. Не восхвалял, но генералы присягали не только царю, но и державе российской, которая продолжалась и после отречения царя.

11.Проявлял почтение к лицам, непосредственно свергавшим Царя с престола.
Ни я, ни отец не проявляли. К тому же, они уже все давно умерли.

12.Не осознавал, что русское рассеяние есть одна из епитимий Божиих за грех отступления от Помазанника Божия и попустительства цареубийству.
Мы не ведаем, почему совершилось "русское рассеяние", но принимаем его, как и всё другое, как волю Господа Бога нашего."

К сожалению, выражаясь мягко, некоторые из этих пунктов просто смехотворны. Покаяние есть сугубо личное переживание и не поддаётся никакому превращению в какие-то формулы, особенно касающиеся действий, которых не совершал или физически не мог совершать. Для того, чтобы составлять текст подобного "покаяния", нужно вначале хорошенько детально ознакомиться с условиями жизни русской диаспоры на протяжении всех восьмидесяти пяти лет, и во всех хотя бы главных странах русского рассеяния, и только тогда формулировать какие-то положения. Боюсь, что если это будет тщательно проделано, то "покаяние" это будет весьма кратким. Конечно, мы, как и все люди, не без греха, так что я готов выслушать все веские претензии, которые справедливо могут быть нам предложены.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]