Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
07-12-2004 12:11
 
А.А. Глуханюк. ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ В СЛОВЕНИИ В 90-Е ГОДЫ XX ВЕКА

1. Религиозная карта Словении

В Словении существует два местных религиозных сообщества. Исторически, в соответствии с культурными и политическими представлениями национальная идентичность Словении строилась в течение более чем тысячи лет посредством Католической веры и Церкви. В связи с этим сегодня более чем 75% населения, составляющего около двух миллионов, провозглашают себя Католиками и 25 % из них регулярно посещают церковь. Второй местной религиозной группой является евангелистская Лютеранская Церковь, к которой относится 1 % населения (20000).

Как наследие бывшей Югославии, в Словении также представлены небольшие объединения Православных Христиан (Сербы и Македонцы) и Мусульман (Боснийцы и Албанцы). Оба религиозных объединения тесно связаны со своим этническим прошлым. Ни одна из этих оставшихся религиозных общин не предпринимала попытки распространения своей веры среди жителей Словении или представителей других сообществ. Существует негласное соглашение о том, что Словения является страной Католической. Тем не менее, в стране поддерживается толерантное отношение ко всем конфессиям и религиозным организациям и секулярный характер государства.

Не существует закона, пропагандирующего обращение в новую веру, соревнование и конфликт между этими старыми классическими религиозными общинами. Скорее наоборот. Но, несмотря на это, существует экуменическое и внутрирелигиозное разделение среди вышеперечисленных сообществ.

Необходимо подчеркнуть, что Католическая Церковь в Словении больше похоже на такую же церковь во Франции, нежели на Хорватскую или Польскую Католические Церкви, которые имеют некоторые синдромы националистических церквей, как их Православные соседи. Это значит, что Католическая Церковь в Словении не осознает Словенскую нацию как свою собственность и не претендует на формулировку национальной идеи. С одной стороны, Католическая Церковь гордится своей исторической и культурной ролью в образовании Словенской идентичности, но, с другой стороны, она прекрасно осознает, что она должна обращаться персонально к каждому человеку, чтобы пригласить его следовать за Христом по католическому пути. Такой индивидуальный подход является единственно приемлемым и возможным для евангелизма в сильно секуляризованном и плюралистическом обществе Словении. В общем говоря, можно наблюдать огромную религиозную индеферентность ко всем классическим религиозным традициям. И серьезных субстанциональных изменений в религиозной ситуации не произошло после падения коммунизма.

Тем не менее, очевидны некоторые изменения в такой религиозной картине. Также существует ряд новых религиозных и духовных движений и групп, которые появились в последнее время на религиозной сцене. Правительство Словении зарегистрировало и легализовало более чем 30 новых сект и религиозных движений. Все они имеют ограниченное число участников (от10 до100), но некоторые из них развиваются и увеличиваются достаточно быстро. Объектом воздействия новых религиозных групп является католическая молодежь и студенты, которые открыты для религиозных изменений жизни. Кажется, что Католическая Церковь не может предотвратить этого и чувствует себя осажденной. Реакция церкви выражается в провозглашение ее национальной, культурной и моральной роли в формировании общества Словении в прошлом и сегодня. Она представляет себя, и это действительно так, как часть культурной идентичности Словении, требую к себе и к местной евангелистской церкви особого отношения среди религиозных групп Словении. Такие претензии на особое отношение можно расценить не только как явную реакцию самозащиты крупнейшей Церкви в стране, но как желание получить соответствующее отношение правительства, которое имеют другие религиозные группы.

2. Политический и идеологический контекст

Для лучшего понимания религиозной ситуации и взаимоотношений среди различных религиозных групп Словении необходимо принимать во внимание специфический политический и идеологический контекст. "Либералы" Словении (бывшая коммунистическая молодежь), которые находятся во главе правительства, видят Католическую Церковь через призму своей идеологии как политическую силу и единственного опасного политического соперника. Одними из наиболее неприемлемых являются идеи и заявления "либералов" Словении о том, что религия и Католическая Церковь в особенности должны быть сугубо личным делом. Одним из аспектов этой "либеральной" стратегии является государственная поддержка новых сект и религиозных движений. "Либерализм" Словении далек от того, чтобы быть только политической ориентацией. Это мировоззрение со всеми характеристиками интолерантного новообркащения в (анти)религиозные движения. Такой агрессивный и оскорбительный посткоммунистический "либерализм" относит все другие типы мировоззрения к частной сфере и занимает публичную сферу сам как единственно возможный способ мировоззрения.

Идеологически ментальность Словенских людей не изменилась в своей структуре за последние несколько лет. Важные изменения произошли только в отношении к югославской федерации, что закончилось независимостью государства Словении. Но не существовало преобладающего большинства, выступающего за смену политического режима. Демократия была воспринята бывшей коммунистической партией и ее молодежью. Это позволило им остаться в силе и сохранить ее таким же эффективным как раньше институтом плюралистической политической системы. В соответствии с мнением Dr.Bucarа, одного из основателей государства Словении "Либерализм Словении является компенсацией нашего коммунизма". Коммунисты Словении создали определенный гибрид либерализма, который не имеет ничего общего с западным либерализмом. Это так, в связи с тем, что он сохраняет многие черты коммунистических мифов, идеологии, метафизического материализма Словении, а также политики, совмещенной со свободным рынком и капитализмом. Одной из его наиболее выдающихся характеристик является сильный (анти)католицизм.

Сквозь призму идеологии "либералы" Словении видят Католическую Церковь как политическую силу и своего единственного опасного политического соперника, т.к. до последнего времени они преуспевали в нейтрализации всех опасных демократических оппозиций и предотвращали их официальные организации. Таким образом, в их глазах только Католическая Церковь может быть потенциально политически опасна т.к. она хорошо организована, независима и имеет некоторое влияние и авторитет среди людей.

Этот взгляд, поддерживаемый соответствующими "политическими" действиями, возможен лишь потому, что "либералы" Словении еще не различают разных уровней в обществе, где действие Католической Церкви и религии вообще законно и где нет. Католическая Церковь ясно заявляет, что она не имеет ни намерения, ни желания становиться официальной государственной церковью или "советницей короля". С другой стороны, она не заинтересована в деятельности на политическом уровне, ни как политическая партия, ни в качестве организации, оказывающей влияние на ту или иную партию. Она постоянно пытается сохранить равноотстоящие отношение ко всем политическим партиям. Тем не менее, не легко сохранить такую позицию, когда партии с тоталитарной направленностью продолжают выступать со своей антидемократической и антирелигиозной идеологией.

Новые религиозные группы не имеют сложностей в презентации себя и своей веры в школах, которые совершенно недоступны для Католической Церкви. В Словении не существует никаких СМИ , кроме либерально-коммунистических. В них присутствует предвзятое отношение к Католической Церкви и она не может дать достойного ответа, в то время как новые религиозные группы имеют множество возможностей самопрезентации в позитивном свете в данных СМИ. Католическая Церковь не протестует против этих новых религиозных групп и их существования в общественной сфере. Она просто возражает против манипуляций "либералов", использующих государство в своих узких политических и идеологических целях.

Парадоксально, но по контрасту со своей политикой, направленнойпротив Католической Церкви, основываясь на политическом реализме и прагматизме, правительство коммунистов-"либералов" проявило некоторый интерес к поискам "статуса кво" с Католической Церковью. Была собрана специальная комиссия, уполномоченная создать соглашение между государством и Католической Церковью. Но эта комиссия ничего не достигла за 4 года в связи с недостатком политической воли. Тем не менее, эти тщетные переговоры стали великолепным предтечей для новых и более разнообразных атак на Католическую Церковь, как со стороны атеистов, так и новых религиозных групп.

Вспоминая политическое и идеологическое прошлое, возможно понять отношение религиозных сообществ к религиозной политики коммунистически-"либерального" правительства Словении. Очень жаль, что религиозные группы не видят, что "либерализм" Словении далек от того, чтобы быть только политическим направлением, но является оппозиционным им и соперничающим мировоззрением со всеми характеристиками интолерантного новообращения в (анти)религиозные движения. Единственным отличием между такого рода посткоммунистическим новообращением либерализма и классическим религиозным новообращением является то, что это движение злоупотребляет государственной властью и деньгами налогоплательщиков. Это происходит для того, чтобы распространить их собственные идеи и контролировать и притеснять других, в особенности, Католическую Церковь. Такое агрессивное положение посткоммунистического "либерализма" приводит к тому, что их способ мировоззрения занимает всю общественную сферу собственными установками как единственно верной системой ценностей. В такой специфической ситуации, сложившейся в Словении каждый может наблюдать как единственный способ мировоззрения манипулирует другими, провоцирует разделение и враждебность среди них, чтобы облегчить управление ими. Все религиозные группы, кроме Католической Церкви, попали в эту средневековую западню и стали молчаливыми помощниками в сохранении антиплюрализма, антидемократии и унивфицированного социального климата.

3. Религиозные группы как члены гражданского общества

Исходя из рациональных представлений, можно рассуждать о том, что место религиозных групп находится не на государственном и политическом уровнях, а скорее в третьей сфере институализированной социальной жизни, которая представляет собой гражданское общество. Их общественная задача прежде всего заключается в том, чтобы быть активными участниками создания этого гражданского общества, которое не существовало на протяжении коммунистического режима и до сих пор в большей или меньшей степени не существует. В этой области религиозные группы могут быть полезны как организации, формирующие этические установки общества. Они могут стать объединяющими организациями вместе и ускорить развитие различного рода солидарности. И, наконец, в век нигилизма, они могут стимулировать своих членов к открытию значения и ценности изменений, которые наполняют действительность.

Но в Словении, на наш взгляд существует другая важная проблема, которую необходимо учесть. Рассматривая взаимоотношения между религиозными группами в Словении, невозможно отделить их от таких вопросов как вопросы культурной идентичности маленькой этнической группы (насчитывается около 2 миллионов людей словенской национальности). Какова роль национального государства в сохранении культурного наследия и идентичности в такой ситуации, которая сложилась в Словении? Каково то место, которое до сих пор может быть официально занято традиционной единственной религией в этом процессе без повреждения принципов равенства всех граждан и нейтральности государства?

Эти вопросы, бесспорно, не стоят перед западной демократией, которая провозгласила свою национальную и культурную идентичность давным давно, но они жизненно важны для маленьких наций центральной Европы и, может быть, для других стран, где не существует четкой демаркационной линии между культурой и религией. Копирование существующих моделей организации государства, на наш взгляд, не является оптимальным решением проблемы. Наоборот, ни одна из существующих моделей соотношения религии и культуры не соответствует потребностям современного общества т.к. они принадлежат традиционным типам общества. Тем не менее, этническая или национальная культура имеет решающее антропологическое значение и ценность и не может игнорироваться верующими, живущими в ней и вышедшими из нее.

Проблема, связанная с особенной религиозной ситуацией в Словении в 90-е годы 20 века ставит перед нами некоторые критические вопросы, решение которых требует пристального внимания к теоретическим аспектам изучения национальной идентичности. Несомненна необходимость изучения и восприятия как на теоретическом, так и на практическом уровнях, многих элементов, лежащих в основе построения демократическогоевропейского общества, с одной стороны. Но, с другой стороны, невозможно безрассудно копировать их и существует острая необходимость ввыработке собственных жизненных стратегий, в соответствии с национальной и культурной идентичностью, а также демократическими представлениями о правах человека и плюрализме

По материалам Drago Ocvirk The problem of Proselytizing in Slovenia // Religion in Eastern Europe. October 1997. P. 33-38.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]