Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
30-03-2004 18:27
 
Михаил Жеребятьев. БЕЗГОЛОВОЕ ПРАВОСУДИЕ ИЛИ СОБЛАЗНЫ ПРОСТЫХ РЕШЕНИЙ. Еще об итогах процесса над «Свидетелями Иеговы»
 Головинской суд Москвы, а вместе с ним и прокуратура Северного округа, которая шесть лет кряду упорно требовала разрушить существующий в российской столице со времён демократической вседозволенности "религиозный Карфаген", в минувшую пятницу 26 марта реализовали-таки постановочную сверхзадачу. Ружьё, продемонстрированное публике в первом акте, выстрелило в третьем.

Рассчитывавшие едва ли не вечно держать "на коротком поводке" любые религиозные новообразования, по существу спровоцировали обвал той далеко несовершенной конструкции государственно-религиозных отношений, в рамках которой государство продолжало всё же сохранять декларативный нейтралитет в мировоззренческих вопросах.

Памятуя о том, что свобода совести не относится к числу хотя бы мало-мальски значимых ценностей сегодняшнего российского общества, а религия понимается, прежде всего, как общая идеологическая платформа, совершенно бессмысленно обсуждать формальные причины, которыми руководствовался "самый гуманный суд в мире" при "ликвидации" московской организацию Свидетелей Иеговы.

Стоит ли вообще удивляться появлению судебного запрета, если немало представителей истеблишмента открыто и с особой гордостью тиражируют антикультистские идеи, для пущей убедительности противопоставляя Россию Америке:

"Для них, религиозная свобода являются ценностью, для нас, – нет, там религиозная жизнь строится на конкуренции вероисповеданий, у нас же государство всегда пресекало её в самом зародыше. И жили же!"

"Неправильно" понимают Библию, "обещают рай только своим", негативно оцениваются конкурентами на религиозном поприще, активно проповедуют, пользуются исключительно кровезаменителями, да ещё их пропагандируют, – значит, таким не место в нашем обществе. Согласитесь, достаточно странные мотивировки для светского суда, поскольку тот же самый или похожий набор нелестных эпитетов можно с таким же успехом использовать в отношении других вероисповеданий, если подходить к их оценке с других конфессиональных позиций?

У прокуратуры было достаточно времени в ходе процесса разобраться как с уязвимостью позиции истцов-антикультистов и своего представителя (Татьяна Кондратьева фактически признала Библию, которой пользуются все христиане, социально опасной книгой), так и с "проблемностью" религиозной организации, обусловленной одновременно её высокой конкурентоспособностью и востребованностью людьми, коим выпало жить в эпоху перемен.

Но никаких выводов противоположного свойства третья власть делать не пожелала.

Напротив, она только усиливала обвинительный уклон. О том, как проходили Головинские слушания в предыдущие разы, неоднократно и подробно рассказывала адвокат Галина Крылова. Свои претензии к идеологичности решения повторила она и в этот раз – сразу после окончания суда.

Весьма примечательно, что буквально за несколько дней до вынесения вердикта суд отказал стороне защиты в приобщении к делу материалов прецедентного свойства (реабилитация Свидетелей Иеговы в постнацистской Германии и многочисленные решения Европейского суда по правам человека в Страсбурге (ЕСПЧ) по конкретным обращениям граждан стран Евросоюза). Эти документы могли бы вывести процесс за рамки довлевших над ним конфессиональных оценок, которые проистекают из антикультистской природы самого иска.

Для исследователя религии, руководствующегося светской позицией, совершенно очевидно, что в своей доктрине Свидетели Иеговы реализуют версию более "чистого" монотеизма, чем ортодоксальные версии современного христианства – православие, католицизм или даже евангелизм.

Не менее очевидно и то, что именно более доступное и даже не лишённое черт прогрессизма (раньше чего-то не знали, поэтому и мыслили несовершенно) прочтение Библии по версии Свидетелей Иеговы оказывается востребованным людьми, идентифицирующими себя с христианской цивилизацией. А корпоративная солидарность, миссионерская открытость и подчёркнутое поведенческо-бытовое культуртрегерство Свидетелей Иеговы как организации делают это религиозное направление привлекательным для тех, перед кем жизнь поставила социальную диллему –люмпенизироваться или вписаться в существующее общество, чтобы занять в нём престижное положение, но при этом ещё и сохранить свою инаковость.

Таким было поведение эмигрантов в США между мировыми войнами, выбиравших новую религию, или коренных американцев в период великой депрессии.

Применительно к современности можно сказать, что ту же самую модель социальной адаптации Свидетели Иеговы успешно реализуют в сложносоставных и переходных обществах Италии и Польши, Мексики и Бразилии, Аргентины и Украины. Россия, в которой за последние полтора десятилетия число Свидетелей Иеговы выросло более чем в 30 раз – примерно до 300 "возвещателей" и "изучающих Библию", – лишний раз подтверждает общемировую социальную тенденцию.

Итак, посмотрим ещё раз, какой же "подарок" преподнесла России её судебная власть 26 марта 2004?

Следствие первое. Отныне государство лишается официального нейтралитета в религиозных и даже мировоззренческих делах, что выразится в попытках установить тотальный контроль за любыми проявлениями религиозности, поскольку сама эта сфера де-факто была признана судом способной вызывать к жизни социальную рознь. Достаточно вспомнить произвольные трактовки предствителем прокуратуры библейских текстов.

За примерами готовности властей разных уровней включиться в борьбу прямо сейчас далеко ходить не надо. Верующие с их готовностью стоически переносить страдания – едва ли не самый благодатный "материал" для чиновничьих "экспериментов" над людьми.

Следствие второе. Можно не сомневаться, что одной из первых жертв ничем не сдерживаемого Левиафана станет антикультистская вольница, которая спровоцировала тектонические подвижки в государственно-религиозных отношениях. Русскую Православную Церковь Московского Патриархата (коллективного олигарха), занимающуюся разного рода финансовыми проводками, всегда необходимо будет держать в рамках дозволенного. Удобным инструментом контроля становится ссылка на существование неких перманентно существующих связей легального и уважаемого института с окружающими её радикалами, в том числе и антикультистами, от которых можно ждать чего угодно и которых Церковь сама контролировать не состоянии.

Такая перспектива в отношениях государства с РПЦ МП становится особенно актуальной в свете усиления позиций харизматичного руководителя Отдела внешних церковных связей. Две харизмы в одном государстве сосуществовать не смогут.

Следствие третье. Ещё большая международная изоляция привилегированной Церкви – РПЦ МП, об опасности которой, правда, в другой связи, предупреждал недавно руководство Московской патриархии (МП) ватиканский посланник кардинал Вальтер Каспер.

В условиях резкого сокращения публичного религиозного пространства за счёт ужимания иноконфессионального блока юридических лиц, МП теряет весьма важный аргумент, позволявший ей сохранять респектабельность. До сегодняшнего времени, поднаторевшая в сфере отстаивания своих корпоративных интересов (в виде публичных прав) патриархия, воленс-ноленс, вынуждена была делиться частью привилегий с  пускай и нелюбимым ею "тем парнем", то бишь с другими вероисповеданиями.

Следствие четвёртое. Массовые посадки тех, кто в нормальных условиях подпадали под действие закона "Об альтернативной службе". Как по нормам российского закона Свидетели Иеговы, если такой организации не будет существовать, смогут доказать военкоматовским комиссиям свои религиозные убеждения?

В феврале 2002-го я заглянул в Головинский суд. Бабушка-антикультистка Елена Рябинкина рассказывала журналистам в перерыве заседания душераздирающую историю о том, как её любимый внук был "завербован" в страшную секту, после чего бросил институт. (Впрочем, тут же она сообщила, что иеговисты – коллективисты и вообще приятные люди…). Бабушка, наверное, и не задумывалась, какую судьбу готовит своему любимому внуку, которому вместо того, чтобы работать в хосписе и помогать другим бабушкам, теперь придётся проходить школу выживания в перенаселённых тюремных казематах. Воистину, "Sacra simplicita!"

© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]