Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
21-01-2004 17:20
 
Борис Колымагин. ОСТОРОЖНО, РЕЛИГИЯ или Кнутом Россию не объять

События вокруг выставки "Осторожно, религия" поставили перед православным  сообществом со всей остротой вопрос о взаимоотношениях церкви и актуальной культуры. И одновременно с тем - проблему адекватной реакции на заведомую провокацию, на отнюдь не политкорректные художественные жесты.

Ни для кого не секрет, что современный постмодернизм, обратившись к игре с образами и имиджами, не прошел мимо зловещих перформансов со святынями. Прикрываясь лукавыми формулировками и рассуждениями о коммерческой выгоде и художественной необходимости, немало художников повели себя как плохо воспитанные юноши: стали издеваться над чувствами ветеранов войны, использовать иконографическую символику в гомосексуальном контексте etc.

Игры со стереотипами на грани фола привела этих авторов к творческому и нравственному поражению. Показательны в этом смысле художественные жесты Олега  Кулика. Когда он в США перевоплотился в собаку (галерея "Deitch Project" любезно предоставила нашему соотечественнику клетку для проведения акции "Я кусаю Америку, и Америка кусает меня"), а публика осталась равнодушной к затее с намордником и ошейником (критики объясняли отсутствие зрителей тем, что на улице достаточно сумасшедших, не менее собакообразных, чем г. Кулик) - это был полный провал, тем более досадный, что на родине смелые инициативы г. Кулика пользовались большим спросом.

Однако и в России интерес к скандальным акциям сегодня явно пошел на убыль. Это, по всей видимости, вынуждает устроителей постмодернистских зрелищ искать все более сильные ходы. Выставка "Осторожно, религия" - именно такой ход. В числе экспонатов были икона Спасителя на фоне рекламы "Coca-Cola" с надписью "Сие есть кровь моя", фигура святого с вырезанным ликом, куда каждый желающий мог подставить голову, плакат с фотографией обнаженной путаны, распятой на кресте, изображение православного креста с развешанной на нем гирляндой сосисок и тому подобные "творческие находки".

По-хорошему, к выставке, видимо, стоило отнестись ровно так, как сделали это благоразумные американцы в отношении г. Кулика - не замечать и не создавать бездарям рекламу. Собственно, так верующие и поступили. Но рядящиеся в одежды инквизиции православные фундаменталисты решили поиграть в свои игры и устроили чаемый постмодернистами "бамс".

"Бамс" превратился в настоящую рекламную кампанию в прессе, особенно после того, как подыгравший фундаменталистам глава ОВЦС митрополит Кирилл сделал соответствующее заявление.

Здесь, видимо, нет никакого смысла описывать все перипетии борьбы "наших" с "не нашими". Но хотелось бы обратить внимание на одну деталь: "борцы за нравственность" оказались самыми деятельными участниками грандиозного спектакля. Такова особенность современной культуры постмодерна: художник мажет по холсту и одновременно мажет по зрителю. И если ты вступаешь в контакт с таким произведением (а погромщики выставки вступили в более чем тесный контакт с инсталляциями), то рискуешь быть буквально втянутым в шутовской хоровод антихриста. Что и произошло.
"Наши" с "не нашими" оказались в тесной связке, и каждый пожинал плоды на своем поле. Художники из малоизвестных быстро превратились в глазах "прогрессивной общественности" в знаменитых. И некоторые их "шедевры" усилиями известного галериста и политтехнолога Марата Гельмана оказались в коллекции Русского музея. "Борцы за нравственность" раскручивали патриотический электорат, собирая свои дивиденды на левом политическом крае. Сегодня их взгляды в Думе представляет "Родина".

Да вот незадача - главным пиарщиком "Родины" выступал (теперь, говорят, не выступает, но это не беда, все впереди, как говаривал В. Белов) все тот же Марат Гельман. 

Так сходятся противоположности.

Замоскворецкий суд г. Москвы, как известно, оправдал погромщиков. Суд над устроителями выставки, обвиненными в разжигании религиозной вражды, продолжается. Но его завершение - не наш сюжет: слишком очевидна политическая подоплека происходящего, стремление ограничить деятельность самого Сахаровского центра, где проходила выставка. Художники получили то, что искали. Но не учли "особенностей политического момента" и всех негативных последствий от своего спектакля.

Мы же возвращаемся к нашим вопросам: о диалоге, об адекватной реакции... Директор Зверевского центра современного искусства Алексей Сосна признался в разговоре с автором этих строк, что нормальной реакцией христианина на кощунственные явления (выставку "Осторожно, религия" он отказывается считать богохульной) была бы сугубая молитва за заблудших и публичная улыбка над их произведениями.
 
Действительно, здоровый смех - сильное оружие. И не только он. Церкви просто необходимо формировать нужное ей общественное мнение с помощью компетентных арт-критиков. И это мнение будет куда более действенным, чем бравые налеты. Но как его формировать, если за долгие годы свободы Русская православная церковь так и не озаботилась даже проблемой создания общероссийской газеты...

В заключение хочется сказать вот о чем. У Гельмана и других политтехнологов появился еще один - художественный - ресурс влияния на отношения церкви и государства. При смене конъюнктуры у политических игроков теперь всегда будет удобный и, главное, легко просчитываемый вариант: скандальная выставка - неадекватная реакция "православной общественности" - позиционирование церкви в качестве Великого Инквизитора во всех доступных СМИ.

Попридержи свящ. Александр Шаргунов своих хлопцев - и поле для подобных игрищ явно бы сузилось.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]