Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
06-09-2012 14:09
 
Валерий Емельянов. ПРЕПОДОБНЫЙ МУН. ПОСЛЕСЛОВИЕ. Скончался корейский религиозный деятель Сан Мен Мун. Это было знаковое имя для истории прошлого столетия

Вопрос, конечно, в том, с каким знаком сегодня писать умя ушедшего. Хотя в этом случае работает принцип "или хорошо, или ничего", но, учитывая значимость Муна и его дела, вряд ли возможно до конца воздержаться от анализа оценок его деятельности.

Почему один из многих действоваваших тогда в Корее евангельских харизматических проповедников смог обрести всемирную известность? Ключеым словом в названии муновского движения является "Объединение" ("тон-иль" по-корейски), основанное на известном принципе дуальности всего сущего, известном из древнекитайской философии. Мун соединил эти идеи с принципами евангельского хрисьтианства и стал активно и громогласно проповедовать их сначала в Корее, а потом в США и по всему миру, хотя, кроме этих двух стран, Движению Объединения так и не удалось стать сколько-нибудь значимым общемировым явлением.

Второй момент, способствовавший подъему движения Муна, – его последовательный и агрессивный антикоммунизм и антисоветизм. Он стал первым религиозным проповедником Нового времени, кто придал антикоммунизму религиозную окраску и активно использовал, в первую очередь, именно эту тему в своей публичной деятельности. Другие подобного рода деятели и направления появились позднее. И понятно, что это отлично вписывалось в политический курс тогдашнего Запада, где Муну, несмотря на неприятие его религиозных идей, как общественному деятелю оказывалась различная поддержка.

Реально звездным часом корейского деятеля стало начало 90-х, когда, как он и предсказывал в свих проповедях, коммунизм в СССР рухнул. Подчеркнем, именно рухнул. В то же время в Китае религиозные результаты Движения Объединения оказались скромнее. А в последние годы Мун сконцентрировал свою деятельность на довольно мягких - даже не религиозных, а общественных - акциях на Ближнем Востоке, по корейскому вопросу и в некоторых латиноамериканских странах. Кроме того, в последние годы стали более заметными и многие другие подобные объеденительные движения, представляющие собой синтез принципов восточной и западных религиозных философий (взять, например, тот же Фалунь Дафа), так же активно, как в свое время и муновское Движение, проповедующие антикоммунизм, только теперь с китайской спецификой.

Автору этих строк в свое время довелось близко столкнуться с Движением Объединения. В первые годы перестроечной эйфории на него, как и на Сороса, очень рассчитывали многие наши академические и общественные круги. Было проведено несколько проектов, хотя до масштабов Сороса Движению Объединения оказалось очень и очень далеко. Пришлось участвовать и в некоторых мероприятиях Движения, о которых я писал в статьях, предупредив любезных хозяев, что писать буду только о том, что видел.

Поэтому, наверное, будут интересны некоторые акценты наблюдателя наиболее известных всему миру специфических черт движения Муна - массовых бракосочетаний и бизнеса.

Действительно, брак - благословение, или блессинг - является центральным пунктом в религиозной жизни последователей Муна. В первые годы существования Церкви пары и в самом деле формировались, что называется, на месте, однако сегодня это уже довольно значительная индустрия предварительного сватовства с наличием, если хотите, доли свободного выбора по принципу "наше дело предложить - ваше дело отказаться". Действительно, на церемонии бракосочетания употребляют вино, символизирующее приобщение к Истинным Родителям, но что там специфически "родительcкого" - неизвестно. Хотелось бы обратить внимание вот на что. В свете идеи о дуальности мира и притяжения друг ко другу его элементов, высшим уровнем самореализации человека, мужчины и женщины, в этом мире считается создание семьи и рождение детей. Однако "семья" остается союзом по плоти, и такой категорический императив вряд ли сможет быть принят такими значительными религиозными группами, как католическое и православное черное духовенство, буддийские и индуистские монахи и т.п. А ведь одной из стержневых целей движения Муна провозглашалось объединение ВСЕХ без исключения религий при сохранении их самобытности...

Бизнес Церкви Муна, как и полагается быть всякому бизнесу, - материя достаточно закрытая. Хотя на Востоке середины прошлого века именно Мун ввел такую инновацию как создание при религиозной общине собственного бизнеса. В настоящий момент основу доходов Движения составляют пожертвования, в том числе и от членов Церкви, работающих на предприятиях, никак с нею не связанных. Более или менее определенным образом связан с Церковью лишь многопрофильный холдинг ("чонболь") "Tong IL" в Южной Корее. Но при всей своей "многопрофильности" он лишь 24-й или 26-й среди подобных в стране.

Что же теперь будет с Движением Объединения? Нет уже и коммунизма, нет и преподобного Муна, многим казавшегося (и небезосновательно) чем-то "великим и ужасным". Думается, оно станет либо менее политизированным, либо деполитизируется вообще, приобретет в большей степени межрелигиозный и межкультурный характер (что ни говори, а покойный Мун представлял, при всей провозглашаемой межрелигиозности, достаточно определенную культуру, тип религиозности и менталитет) и станет одним из многих существующих ныне в мире "новых религиозных движений", реальное влияние которого сегодня предугадать трудно, но оно очевидно не будет преобладающим.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]