Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
24-10-2011 16:03
 
Валерий Емельянов. В ожидании российского Паликота. Результаты выборов в Польше как урок РПЦ МП в ее политико-идеологических амбициях

В принципе, результаты парламентских выборов в Польше были ожидаемы. При достаточно низкой явке избирателей 39,18 % голосов получила правящая партия "Гражданская платформа". 29,89 % получила "Право и справедливость" Качиньского, 10,02 % - "Движение Паликота", 8,26 % - Крестьянская партия, 8,24 % - Союз демократических левых сил.

Характерно, что в одном из интервью сразу после выборов 7 октября харизматический национальный лидер на пенсии, первый президент страны после падения коммунизма Лех Валенса заявил, что ожидал именно таких результатов выборов, за исключением одного сюрприза - "бронзового" места "движения Паликота", которому экс-лидер"Cолидарности" прочил что-то не выше пятой позиции.

Итак, победил не очень идеологизированый (в том числе и клерикализмом) прагматизм. "Гражданская платформа" достаточно близка к модели современной либеральной партии, пытающейся выстраивать прагматически-партнерские внешние связи как на межгосударственном, так и на внутреннем уровне, в том числе и с религиозными объединениями. Успех "платформы" был предопределен если не достижениями, то несомненным удачами правительства Туска на экономическом поприще. Польша - одна из двух (наряду с Германией) стран Европы, которые миновал недавний экономический кризис, в своей острой форме. Наконец, правительству Туска удалось договориться по ключевому для широких масс граждан вопросу - поставкам газа из России. И это явление вполне типичное для современной евроинтегрированной страны.

Но можно ли говорить о некоем феномене "деклерикализации" Польши -cтраны, имеющей устойчивое и многолетнее реноме консервативного и религиозного сообщества, ярким воплощением которого стали прошедшие 9 октября выборы.

С одной стороны, "деклерикализация" Польши началась не сегодня, а еще в 1995 году, когда на президентских выборах Леха Валенсу, за которого тогда почти открыто призывала голосовать католическая Церковь в Польше, победил бывший коммунист и открытый атеист Александр Квасьневский. Да, потом был феномен братьев Качиньских и их партии PiS ("Закон и справедливость"), чьи идейные принципы основывались на смеси национализма и католического клерикализма; католицизма как высшего воплощения "национальной идеи" польского народа. Получается, вроде бы, что имел место реванш национал-христианской идеологии в Польше. Но…

Победа 2005 года была, прежде всего, победой Леха Качиньского как личности, как харизматичного политика. Он ведь не только провозглашал красивые идеи, но и хорошо поборолся, будучи президентом Варшавы (так в Польше именуется пост главы города) с… "варшавским договором" (а так называли коррупционный союз бизнеса и политики, сложившийся в последние годы правления левых). И, скорее всего, именно это обстоятельство вывело Леха Качиньского на политический Олимп, а вовсе не ориентация на определенные ценности. А о популярности идеологии в лице партии PiS cвидетельствует следующая цепочка фактов. На октябрьских выборах 2005 года партия Качиньских набирает большую часть голосов участвовавших в выборах, но отнюдь не абсолютное большинство, - 27 %. При этом, по традиции, кандидатуру премьера предлагает партия, набравшая большинство голосов. Ярослав Качиньский от поста главы кабинета отказывается (по неформально-официальной версии, чтобы не портить президентскую предвыборную кампанию своему брату Леху) и правительство возглавляет глава Координационного комитета оппозиционных партий Казмеж Марцинкевич. Коалиция меньшинства распалась в июле 2006 года, а PiS образовала коалиционное правительство во главе с популистской (многие считают ее чистым продуктом политических технологий) партией "Самооборона". Возглавил тогда правительство уже брат президента Ярослав Качиньский. Однако, коалиция PiS, "Лиги польских семей" и " Самообороны" распалась (а именно эти дружественные силы обеспечивали "партии Качиньских" надлежащий запас электоральной прочности) в 2007 году из-за того, что антикоррупционным бюро, созданным по инициативе Качиньских, было начато расследование против лидера "Самообороны" Анджея Леппера, обвинявшегося в коррупции и сексуальных домогательствах (Анджей Леппер покончил с собой в августе нынешнего года – "Портал-Credo.Ru"). Тогда же президент распустил сейм и назначил новые выборы, которые PiS проиграла "Гражданской платформе".

Впрочем, о победившем антиклерикализме говорить очень рано. Скорее, мы имеем дело с его усилившимися симптомами и реальной возможностью превращения в устойчивый тренд общественной жизни Польши. Так или иначе, но у той же PiS имеется почти 30 % голосов, она остается второй по значению политической силой страны и главным фактором, оппонирующим власти. Мало того, около полутора десятка депутатов от ее списка (в их числе такие ранее влиятельные персоны, как министр окружающей среды, главный геолог Польши и ряд других) практически прямо называются лоббистским клубом неформального лидера польских христианских национал-фундаменталистов, директора торуньской радиостанции "Радио Мария" о. Тадеуша Рыдзика. Хотя всякое сравнение хромает, но представим себе, что в российской Думе сформировалось лобби, за которым стоит протодиакон "всея Руси" Кураев А.В.

А эпатажное "Движение Паликота" все-таки в значительной мере продукт политтехнологии, а также объективно сложившейся предвыборной ситуации, в которой ожидалось усиление левого фланга польского политического спектра при одновременном ослаблении какой-либо из традиционных левых партий. Так, в общем, оно и случилось - ослабли крестьянская партия (PSL) и Союз за народную демократию (SLD), а политические ниши, как известно, не терпят пустоты. И "движение Паликота" можно охарактеризовать в идеологическом смысле как несколько причудливую смесь левосоциалистических и либертарианских (подчеркнем не либеральных, а именно либертарианских) идей.

Сам Паликот, правда, это скорее политик эпатажных, скандальных действий, чем воплощение реальной практической политики. И большинство польских экспертов полагает, что он будет делать ставку на хеппининги. Ему это можно, он богатый человек (хотя, конечно, не олигарх – состояние, сделанное на выпуске в Люблине довольно популярной "Жолондковой горькой", значительно, однако уступает таким реальным олигархам, как, скажем, Ян Кульчик или Александр Гудзоватый, делающих деньги уже на вещах покрепче "жолондковой", в том числе на нефти и газе. Да и известен он все-таки больше как парламентарий, а не бизнесмен). Хеппининги ему удаются, это точно, и за словом в карман Паликот не лезет. Однажды во время внутрипартийной дискуссии в "Гражданской платформе", когда речь шла о лидерстве в партии, Паликот заявил своему коллеге, экс-маршалу сейма Гжегожу Схетыне: "Ты тогда можешь говорить, что справляешься  с лидерством, когда кровь и сперма потекут по твоей морде…".

Требование светского государства - лишь один из пунктов политической декларации новой оппозиционной силы, но зато такой, который, очевидно, в наибольшей степени затронет эмоционально-чувственную сферу большинства польских граждан - как клерикально, так и антиклерикально настроенных. Хотя в Польше и так светское государство, отношения его с религиозными общинами регулируются конкордатом, и, скорее всего, Паликот имел в виду все-таки высокую роль Церкви в обществе и ее активные попытки напрямую влиять на государственную политику. И, наверное, неслучайно первой декларацией Паликота после выборов стало требование убрать распятие из парламента. Это требование, по мнению польских наблюдателей, не пройдет и удовлетворено не будет, однако очевидно вызовет острую реакцию со стороны радикальной католической общественности. Впрочем, таковая уже последовала со стороны организации "Unium Principium", декларирующей своей целью "защиту католической (и никакой другой) религии, как необходимой составляющей национально-культурного наследия польского народа".

Наверное, польский экуменический публицист Дариуш Брунч в своей статье, опубликованной на сайте Экуменического информационного агентства, правильно заметил, что результаты выборов 9 октября - это серьезный сигнал Церкви о том, что антиклерикализм становится влиятельным общественным явлением в Польше, с которым придется считаться, что это прямое следствие действий, точнее – бездействия, костела, особенно в период после трагедии апреля 2010 года, когда Церковь слишком увлекалась политиканством в ущерб своей прямой душпастырской деятельности. В статье даже высказывается парадоксальное суждение о том, что Паликот - не такой уж и антиклерикал, и все его действия имеют очень даже позитивный для костела смысл. Таким образом, священнослужители католической Церкви будут стимулированы заниматься тем, чему учил Иисус Христос, а не тем, к чему склоняет текущая общественно-политическая ситуация в Республике Польша.

Cоциологи размышляют над этой проблемой, только языком процентов опрошенных. 60 % поляков доверяют Церкви, 30 % - не доверяют. Наверное, это слишком большой процент недоверчивых для страны с таким высоким уровнем религиозной практики как Польша. Но, в то же время, из столь обобщающе сформулированного вопроса непонятно, чему доверяют, или же не доверяют поляки - учению Церкви, поведению и позиции ее служителей, или общественно-политической деятельности?

Эту мысль, в целом, подтверждает и реакция со стороны церковных кругов, хотя и без алармизма, но делающих свои выводы из происшедшего. Сразу после объявления результатов выборов пресс-секретарь Конференции польского епископата о. Юзеф Клох резонно заметил: результаты выборов показывают, что мы живем в демократической стране, что демократия имеет как свои достоинства, так и недостатки, и что польские граждане, видимо, получили то, что хотели. "В свое время в сейме была партия друзей пива, а в Европарламенте сегодня представлена пресловутая "пиратская партия", - иронично заметил о. Клох. - Важно также помнить, что более 50 % избирателей не пришли на выборы". Характерно было также высказывание одного из прелатов, митрополита Люблинского Станислава Будзика, о том, что "Польша стала настолько зрелой демократией, что каждый на этих выборах смог голосовать в соответствии с голосом своей совести". А священник-доминиканец о. Томаш Достатни, известный в стране церковный публицист, в интервью изданию "Gazeta Wyborcza" отметил, что хотя в нынешней ситуации Церковь была менее ангажирована в политику, чем в предыдущие годы, она должна быть более осторожной, и не давать политикам втягивать себя в свои игры. Часто епископы и священники полагают, что нашли деятелей, которые будут представлять Церковь, выступают с ними в предвыборной кампании, фотографируются. Однако впоследствии оказывается, что эти люди представляют лишь самих себя. Наверное, будут интересны некоторые фрагменты из этого интервью: zukaj.wyborcza.pl/Archiwum/1,0,7489868,20111013RP-DGW,Kosciol_po_9_pazdziernika,wywiad.html

- Как сегодня живет костел?

- Ему необходимо больше евангелического радикализма и меньше мещанского стремления к безопасности, опоры на сильные структуры. Молодежи свойственно протестовать. Но христианский ответ на это не должен быть воплем "Бей их во имя защиты собственных ценностей", но указанием на надежду и свидетельством людей, переживших в себе глубокие духовные перемены, обращение, нашедших в христианстве свое место. Я вижу, что таким путем многие сейчас идут во Франции, Чехии. Но у нас в Польше мало таких явлений.

- За Паликота голосовало много молодежи, которую костел ныне все более критикует. И дальше что?

- Все зависит от того, какой ответ последует со стороны Церкви. Начнем ли мы диалог, или будем поучать электорат Паликота, что он вступил на неправильный путь. Учение Церкви не может сводиться только к шестой заповеди и соблюдению сексуальной этики. В трудный момент необходимо помогать людям, касаться и других цивилизационных проблем, попробовать ответить на вопрос, который подспудно стоял и в нынешней предвыборной кампании: как жить?

В Чехии часто улыбаются, когда им говоришь, что для наших епископов самой главной предвыборной темой стали проблемы сексуальности и искусственного оплодотворения. Все-таки человеческие проблемы также (а, может быть, и в основном) лежат в несколько иной сфере. Кстати, в своих предвыборных посланиях французские епископы указывали, что необходимо серьезно проанализировать и сформулировать позицию по грядущим цивилизационным изменениям и экономическому кризису.

- Еще проблемой является тот язык, которым костел говорит с обществом, то, что политиков часто стращают отлучением от евхаристического общения?

- C обществом, которое перестает быть католическим, либо начинает смотреть на многие вещи в христианстве по-иному, нельзя разговаривать языком борьбы. К сожалению, мы, люди Церкви в Польше, никак этого не можем для себя навсегда понять.

Итак, главный урок "антиклерикальных" результатов парламентских выборов в Польше вообще и для нас – в том, что путь политической клерикализации, смычка Церкви и национал-консервативных политических кругов, причем, если в этой смычке Церковь играет не самостоятельную, а второстепенную роль, агитпроповской поддержки, является для нее тупиковым, если не сказать больше - губительным. Тенденция к этому на прошедших выборах проявилась ярко и однозначно.

При этом надо учитывать, что Церковь в стране традиционно пользовалась большим уровнем реального доверия. Именно Церковь была отдушиной для сохранения национальной и культурной идентичности поляков и являла собой институт, реально альтернативный правящему режиму и импортированной с востока правящей коммунистической идеологии (при всех "скелетах в шкафах", о которых стало известно благодаря деятельности Института национальной памяти). В России этого не было, и в советские годы Церковь вышла за скобки среди факторов, реально определяющих общественные сознание и настроения, и посему запас прочности народного доверия у РПЦ МП не такой значительный, как у католической Церкви в той же Польше. Но даже, несмотря на это, как только пользующийся высоким уровнем политической поддержки и доверия костел пошел открыто путем политической клерикализации, это тут же породило активно растущий и набирающий силу антиклерикализм. От граффити "Tu klamia " ("Здесь лгут"), замеченного автором этих строк еще в начале 90-х на стене одного из люблинских монастырей, и опасением обучавшихся тогда в местном католическом университете студентов теологов ходить в темных местах в черной рубашке с белой колораткой (побить могут) до нынешней победы Паликота и появлением в сейме депутата Анны Гродской, еще год назад отзывавшейся на имя Кшиштоф, не такой уж большой путь…

Однако РПЦ МП cегодня идет этой дорогой политического клерикализма семимильными шагами, часто до наглости открыто, и не зная никакого удержу. И в нынешней ситуации очень даже вероятно появление своего "российского" Паликота. Кандидатуры такового, в наличии уже сегодня.

Валерий Емельянов,
ИАЦ "Время и мир",
для "Портала-Credo.Ru"
Варшава- Москва


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]