Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
16-03-2010 17:12
 
Алексей Добычин. А СУДЬИ КТО? В РПЦ МП введена цензура. Часть первая

Сама по себе она может быть как добром, так и злом. Все зависит от того, какими целями и задачами руководствуются цензоры, ведь этим определяются их критерии оценок того или иного печатного материала.

В СССР была цензура, не позволявшая критиковать правящий коммунистический режим. В постсоветской России также негласно действует цензура, в особенности в СМИ, защищающая кремлевскую власть. В так называемых цивилизованных странах также осуществляется цензура, не допускающая критики известных проявлений антихристианского, аморального, безнравственного, а, по сути, содомского стиля жизни людей. Нам известно и то, что в лучшие времена царской России существовала цензура, ставившая целью оградить граждан православной страны от разлагающего и тлетворного влияния сатанинских идей и правил жизни. И как только эта цензура ослабляла свой контроль, антихристианские, антироссийские силы сразу же запускали машину духовно-нравственного разложения русского народа.

Поэтому прежде чем давать оценку церковной цензуры, введенной в РПЦ МП, необходимо рассмотреть первые результаты её деятельности.

Ознакомившись на сайте Издательского совета РПЦ МП со списком первых восьми изданий, не рекомендованных к распространению через систему церковной (епархиальной, приходской, монастырской) книжной сети, сразу бросилась в глаза анонимность экспертов, осуществлявших экспертную оценку литературы, и отсутствие самой экспертизы. Видимо, церковное священноначалие считает, что православному народу не понять глубины богословских изысканий ученых мужей.

По каждой книге (согласно Выписке из протокола заседания) принято Постановление: "Коллегия по рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета РПЦ [МП] посчитала невозможным распространение указанной книги через церковную книжную сеть, поскольку в ней содержатся утверждения, противоречащие вероучению Православной Церкви".

Кто же выступал в качестве экспертов и почему именно эти 8 книг в качестве первоочередных попали под запрет?

Определить экспертное сообщество этой коллегии большого труда не составило, т.к. на сайте "Православной книги России", действующем по благословению Патриарха РПЦ МП, в разделе "Издания, не рекомендованные к распространению через церковную (епархиальную, приходскую, монастырскую) книжную сеть" опубликован весь список из первых запретных книг. Причем рядом с каждой из них, за исключением лишь одной, размещена критическая статья, в которой рассматриваются все утверждения, противоречащие, по мнению экспертов, вероучению Православной Церкви.

Эксперта-критика три: игумен Игнатий (Душеин), благочинный VIII округа Калужской епархии, священник Алексий Плужников, настоятель Петропавловского прихода г. Волгограда, и Галина Муравник, преподаватель Библейско-богословского института святого апостола Андрея.

Ведущую роль в этой экспертной группе выполняет игумен Игнатий, клирик Калужской епархии, правящий архиерей которой, митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), является председателем и Издательского Совета РПЦ, и его Экспертной коллегии. При знакомстве с деятельностью игумена Игнатия выяснилось, что этот священник широко известен в православных кругах. Он автор нескольких книг и многочисленных богословских статей, является членом Союза журналистов России, активный участник и докладчик на общественно-православных мероприятиях, проводимых нашей Церковью.

На первый взгляд в компетентности игумена Игнатия сомнений возникнуть не должно, но ознакомившись на этом же сайте "Православная книга" с первым же попавшимся его докладом, возникло тяжелое чувство. На секции "Чудеса и духовность" XI Богородично-Рождественских чтений, игумен Игнатий выступил с докладом: "Движение "царебожников" — путь к расколу".

По мере чтения этого доклада, в котором богослов разносит в пух и прах т.н. "ересь царебожников", стали возникать один за другим некоторые смущения и вопросы. В его аргументации явственно ощущается какая-то ангажированность, а стиль изложения выдает озлобленность и раздраженность игумена на этих, так ненавистных ему, "царепоклонников". В середине своего доклада игумен Игнатий окончательно шокирует своим заявлением о том, что утверждение "царебожников", будто Царь земной есть образ Царя Небесного – есть ЕРЕСЬ в чистом виде. В покаянном чине т.н. "царепоклонников" говорится: "Согрешил неверием учению Православной Церкви о том, что Царь земной есть образ Царя Небесного, живая икона Иисуса Христа — Царя Царей, и что царство земное устрояется по образу Царства Небесного, как икона Неба". Игумен Игнатий, в свою очередь, безапелляционно заявляет: "Вот мы видим ЕРЕСЬ в чистом виде. В еврейском народе в период Ветхого завета, как и в православных государствах (Византии, России и т.д.), были всякие цари. Были в немалом числе и нечестивцы. Неужели же все они могут оцениваться как "живые иконы Иисуса Христа" только в силу того, что занимали царский престол? Византийский царь Юстиниан II, развешивавший константинопольцев на стенах города, или наш Петр Великий, лично рубящий головы стрельцам — это тоже "живые иконы Христа"? Подобные утверждения являются прямым богохульством".

Этот игумен-эксперт, ничтоже сумняшеся, обвинил в ереси и богохульстве не "царепоклонников", а святых отцов нашей Церкви, которых цитировали царелюбцы. А именно святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил (цитата по "Православие.ру"): "Царь земной есть образ Царя Небесного, Бог един и Царь един. Многоразличная земная служба наша Царю и Отечеству есть образ главного, долженствующего продолжаться вечно, служения нашего Царю Небесному". Святитель Димитрий Ростовский учил: "Лицо и сан Царя христианского на земле есть живой образ и подобие Христа Царя, живущего на Небесах". Или вот в "Точном изложении православной веры" преподобного Иоанна Дамаскина, сказано: "Бог из видимой и невидимой природы Своими руками творит человека по Своему образу и подобию. Из земли Он образовал тело человека, душу же разумную и мыслящую дал ему Своим вдуновением. Это мы и называем образом Божиим, ибо выражение: по образу — указывает на способность ума и свободы; тогда как выражение: по подобию — означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека. Он создал его по природе безгрешным и по воле свободным" (книга 2, глава XII, "О человеке").

"Образ Божий", данный человеку от начала, является врожденным. Однако, "в учении святителя Василия видно, что образ не есть что-то уже готовое в душевном складе человека. Это есть задача, необходимость раскрыть в себе свое творческое начало". "Ведь кроме разума и воли, то есть тех духовных сил, в которых святитель Василий и святой Иоанн Дамаскин видят черты врожденного образа Божия, человеку врождена и "способность уподобляться Богу", без которой, как говорит святитель Василий, "своими собственными силами мы не стяжали бы подобия Божия". Данный человеку образ Божий может или тускнеть или просветляться. Приобретению богоподобия (у которого есть свои степени) соответствует просияние образа Божия; утрате богоподобия (которая также имеет свои степени) отвечает омрачение или изъязвление образа Божия" (Архимандрит Киприан (Керн). Антропология святителя Григория Паламы, с.147).

Игумен Игнатий (Душеин) фактически утверждает, что в Священном Писании, говорящем о человеке, как образе и подобии Божием, нет истины. Ведь люди разные: есть праведники, а есть в немалом числе нечестивцы (убийцы, воры, содомиты, педофилы и проч.). Согласно же учению православной Церкви, каждый человек есть врожденная, живая икона (в переводе с древнегреческого - "образ") Бога, приобретающая или теряющая богоподобие в зависимости от своей земной жизни. Царь земной, как и любой человек, также является образом Божиим, но святые отцы Церкви уточняли, что он является образом Царя Небесного, подчеркивая самодержавность его власти. Как Царь Небесный обладает абсолютной властью и никому неподотчетен, так и земной Царь обладает абсолютной земной властью и неподотчетен никому из людей, а лишь одному Богу.

Комментировать слова игумена Игнатия против "царепоклонников" за их почитание царской власти, как богоустановленной, вообще сложно. Он заявляет: "Очевидно, что само это "богоустановленное самодержавие" Самим Богом было оценено как акт богопротивления". И на этом основании игумен низводит царскую власть на один уровень со всеми остальными формами государственного устройства, в т.ч. и демократической.

И снова игумен-богослов вступает в противоречие с целым сонмом святых отцов нашей Церкви, учивших, что самодержавие, т.е. царская власть, является единственно правильной формой государственного устройства России: "А вы, друзья, крепко стойте за царя, чтите, любите его, любите святую Церковь и отечество, и помните, что самодержавие - единственное условие благоденствия России; не будет самодержавия - не будет России" (св. прав. Иоанн Кронштадтский). "Народ, благоугождающий Богу, достоин иметь благословенного Богом Царя. Народ, чтущий Царя, тем самым благоугождает Богу, потому что Царь есть устроение Божие" (святитель Филарет Московский (Дроздов) "Христианское учение о царской власти и об обязанностях верноподданных").

Трудно даже предположить, что игумен Игнатий не знает основ догматического богословия православной Церкви и творений святых отцов. Поэтому возникает впечатление предвзятости и ангажированности. Очевидно, была поставлена задача компрометации в глазах православных людей, неискушенных в богословии, идей возрождения монархии, прославления св. Царя Николая II в должном ему чине святости и т.д.

Но можно ли тогда безоглядно доверять экспертизам, произведенным этой группой экспертов для Экспертной коллегии Издательского совета РПЦ МП? Даже после беглого анализа опубликованных экспертиз игумена Игнатия и священника Алексия Плужникова, становится ясным набор основных критериев отбора книг для последующего их запрещения к распространению. Критерии следующие: "недопустимы" темы апокалипсиса, глобализации, неприемлемости для принятия православными христианами ИНН, паспортов, электронных документов, а также критика экуменизма и модернизма в Церкви.

(Продолжение следует)


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]