Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
25-12-2009 15:20
 
Людмила Суходольская. ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: УЖЕ ПРИВЫКЛИ? Некоторые итоги первого года правления нового предстоятеля РПЦ МП

В эти предрождественские дни Патриарх РПЦ МП произнес программную речь. В такие же дни год назад набирала ход предвыборная кампания ставшего в конце концов Патриархом митрополита Кирилла (Гундяева). То была не просто кампания по выборам Патриарха, а персональная пиар-кампания патриаршего местоблюстителя, единственного имевшего возможности, власть и ресурсы, чтобы возглавить РПЦ МП. Ведь как заявлял в эти дни сам митрополит Кирилл, "выборы нового Московского Патриарха не должны уподобиться светской предвыборной кампании и внести разделения в церковную жизнь".

Они и не уподобились – в светских выборах каждому из кандидатов дано слово и возможность оппонировать сопернику. В церковных выборах претендентом в Патриархи "по должности" может быть только местоблюститель. Прочим положено даже не проявлять намека на какие-то амбиции, дабы это "никак не ослабило уз любви и единомыслия". Ну а чтобы уж гарантированно укрепить эти самые "узы любви" и психологически подготовить народ к неизбежному, в дело вступил испытанный боец словесного фронта диакон Андрей Кураев. Помимо всего прочего, для него это был прекрасный шанс продемонстрировать свою верность и полезность для будущего Патриарха, который, как известно, до той поры не особенно доверял и благоволил "диакону всея Руси".

И вот в уходящие дни прошлого года отец теперь уже протодиакон преподносит рождественский подарок главному и единственному претенденту на патриарший престол. Да еще в таком виде, что сам претендент предстает в виде лучшего подарочка для церковного народа, ценности которого этот народ по своему неразумию понял не сразу. Само название знаменитой прошлогодней статьи Кураева "Патриарх Кирилл - пора привыкать?" явно предполагает, что в общем-то привыкать придется к чему-то сомнительному – ведь надобности привыкать к хорошему, как правило, нет.
Как потом окажется, это была только заявка на гораздо более комплексный презент, апогеем которого станет откровенно грязная клеветническая кампания против митрополита Климента, только предположительно могущего хоть как-то стать на пути у того, к кому пора было уже давно привыкнуть. Пожалуй, это был главный перл последних патриарших выборов, под знаком которого они и войдут в историю.

Но сейчас, год спустя, все же интересно вспомнить, какие аргументы в пользу соответствующего "привыкания" нам преподносили. Тем более, что мы уже и правда привыкли – кое-что увидели и кое-что услышали со стороны действующего уже Патриарха.

"Его слова и аргументы должны быть запоминающимися. Такими, чтобы студенты могли бы потом пересказывать друг другу содержание случайно услышанной патриаршей речи", - мечтал тогда о. Андрей Кураев. Не знаю, как студенты, а вот клир и приближенный к нему народ с энтузиазмом восприняли и кинулись пересказывать друг другу содержание речи Патриарха на состоявшемся 23 декабря Епархиальном собрании г. Москвы.  До сей поры речи Патриарха, несмотря на ожидания в связи с его публичным и ораторским имиджем, особенного отклика не находили. Поэтому формально локальная речь Патриарха объективно претендует на роль программной, именно той, которая откроет, наконец, процесс церковной "перестройки", которую нам так пафосно обещал Кураев в той самой своей статье. И не просто обещал, а требовал ее незамедлительно:

"Церковь исчерпала свой лимит на застой. Вполне по-горбачевски митр. Кирилл сказал студентам Московской Духовной Академии: "У нас с вами нет времени для раскачки и благодушествования, для лени и разгильдяйства, для прожигания жизни. Нам Господь этого времени - не дал".

Прием, конечно, рискованный. Как известно, "перестройка" закончилась распадом СССР. Тогда не намек ли и тут на неизбежный распад в конце концов и РПЦ МП? Конечно, распад СССР оказался, мягко говоря, не таким уж и страшным – он принес освобождение, в том числе Церкви. Вполне возможно, что и распад РПЦ МП приведет к некоему внутрицерковному освобождению. Но пока такие перспективы на уровне официоза вряд ли звучат комплиментом. Поэтому о. Андрей Кураев тут же спохватывается и спешит заверить:

"Понимаю, что сравнение с Горбачевым не очень лестно, но все же митрополит очевидно умнее упомянутого государственного мужа, а потому он не приведет Церковь к итогу столь же печальному, какой "перестройка" обрушила на страну по имени СССР".

Разумеется, наш-то Патриарх "очевидно умнее", и хотя "лимит на застой" исчерпан, Патриарх Кирилл не спешит по-горбачевски "рушить" внутренний "Советский Союз" в РПЦ МП. Пожалуй, в этом единственном статья и оказалась пророческой. Прошел почти год в ожиданиях всего того, что с таким смаком нам преподносилось.

Разумеется, не реформы – этого слова в Церкви боятся как огня. Хотя именно реформы ей и нужны. Ну хорошо, назовите иначе. К сожалению, опорочено и вполне церковное слово "обновление". Вот Горбачев умел же находить нужные слова – то "гласность", то "перестройка". Важно наметить курс, чтобы надежды на перемены, в перспективе которых тот же Кураев и обосновывал неоспоримость кандидатуры местоблюстителя, хоть как-то реально оправдались. Разумеется, церковная структура не имеет таких властных и информационных ресурсов, которые имеет государство. Поэтому, несмотря на, возможно, даже  больший "очевидный ум" Патриарх гораздо более ограничен в своих действиях, чем властитель государства. В Церкви гораздо более все завязано с традициями и привычками "на местах" - их порой трудно изменить не только далекому Патриарху, но и непосредственно правящему архиерею. Впрочем, во всем этом есть и положительный аспект – как показала история, все же для истинных и плодотворных преобразований гораздо больше, чем воля правителя, нужна готовность общества, его внутренняя динамика к переменам. Вот как раз моральный авторитет Патриарха мог бы стать движущей силой этой динамики, помог бы освободить путы косности и церковного "застоя" для тех сил и движений, в которых нуждается Церковь.

Скажут нам – а разве не поддерживает Патриарх морально, например, миссионерское движение? И правда, миссионерство вроде бы и есть одна из форм активного движения в Церкви. Только вот почему-то нынешнее модное миссионерство принимает все больше такие формы, что от такого "миссионерства" вынуждены отмежевываться даже сами миссионеры, получая при этом кличку "миссиофобов". На самом деле, "миссиофобы" хотят всего лишь обратить внимание на то, что "миссия" в таком виде зачастую представляет собой способ уйти от реальной церковной жизни и ее проблем, организовать некое публичное "гражданское православие", которое, с одной стороны, будет являть силу и влияние РПЦ МП в обществе, а с другой стороны, освободит от груза внутренних церковных нестроений и болезней. Церкви "внутренней" как бы оставлен удел прозябать в своей немощи, лицом же Церкви должен стать привлекательный для публики образ гламурно-брутального миссионера, митингующего на рок-концерте и разъезжающего с голыми девицами на мотоцикле. Неслучайно вновь на передний план вышла фигура одиозного актера в священном сане Ивана Охлобыстина, проблема которого далеко не исчерпывается его актерской деятельностью. Чего стоят указания не освящать всякого рода злачные места, если в это же время клирик, пользующийся персональным благоволением Патриарха, как ни в чем не бывало получающего в подарок "БМВ" за посещение секс-шопа?

Но этот путь "церкви-вне-церкви" на самом деле куда более разрушителен, чем "перестройка" по-горбачевски. Он ведет к разрушению не церковной организации РПЦ МП - она-то как раз останется, - а самой Церкви. Вот это невнимание к нуждам собственно Церкви и породило такую восторженную волну откликов на последнее выступление Патриарха. Наконец-то среди потока в основном декларативно-политической риторики послышались слова о приходских проблемах. Именно на эту часть выступления Патриарха и было обращено такое особое внимание.

Но в эйфории радости по поводу того, что Патриарх, наконец, обратил внимание на Церковь, давайте трезво посмотрим – что же он, собственно, такого сказал. Хоть и безусловно назревшие, но поверхностные проблемы. Продолжительное чтение поминальных записок, молебны после литургии – для решения этих вопросов вряд ли поможет указание Патриарха о неправильности такой практики. Но такая практика появилась не на пустом месте – она плод современного устроения церковной жизни, более ориентированного на приход в финансовом, а не церковном смысле. Чтобы исчезли симптомы, нужно лечить болезнь. Иначе судьба таких заявлений окажется такой же, как и аналогичных указаний предыдущего Патриарха об искоренении ценников на требы. Точно так же в области благих пожеланий, скорее всего, останется директива "вводить в штат прихода… позицию социального работника, а также педагога-катехизатора и молодежного руководителя с полноценной заработной платой. Важно, чтобы за эти направления деятельности отвечал не активист-любитель на общественных началах, а профессионал".

Здесь уже и вовсе проглядывает наивность бюрократа, полагающего, что "кадры решают все". Кадры появятся сами собой, любители станут профессионалами (и далеко не только по признаку содержания в штате), если только в корне изменятся приоритеты церковной жизни. В настоящий момент ситуация такова, что на первом месте у нас строительство и "благоукрашение", а также отчисления в епархиальную казну. Общее настроение таково, что социальная работа, катехизация и работа с молодежью рассматривается как нечто "остаточное" на фоне "главного служения". И это не изменится в результате правильных, но пустопорожних заявлений.

Как уже сказано, для надлежащих перемен в церковной жизни необходимо в корне менять ориентиры и приоритеты. А Патриарх, если он действительно болеет за состояние Церкви и желает оправдать те ожидания, которые с ним связаны и благодаря которым он имеет значительный ресурс доверия, должен начать с себя, поменять приоритет своей жизни с публично-государственной сферы на внутрицерковную, то есть собственно церковную. В том числе, кстати говоря, и с себя начать понижать "уровень своего комфорта", о чем тоже было сказано в отношении московских настоятелей и наместников. Именно он должен не походя на епархиальном собрании обмолвиться о приходских проблемах большей частью лишь потому, что на подобном собрании об них ничего не сказать совсем уж неприлично, а потому, что этим он живет и за это искренне болеет.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]