Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
18-12-2009 12:07
 
Валерий Емельянов. ПРЕВРАТИТЬ ГУМАНИСТА В ЭКСТРЕМИСТА. Объявление мусульманского интеллектуала Фетхуллаха Гюлена "лидером экстремистской организации" – пример некомпетентности и ангажированности

Автор - кандидат юридических наук, исполнительный директор АНО "Ассоциация международного сотрудничества "Время и мир"

Стало недоброй традицией, что имена знаковых для истории ислама персоналий широкая общественность в России узнает исключительно в связи с попаданием оных в постоянно пополняемые списки экстремистских организаций и литературы. И традиция эта, увы, имеет продолжение в самое последнее время.

Вот в кратком изложении события последних четырех дней. Как сообщило известное своими неформальными связями с Московской патриархией информационное агентство "Интерфакс-религия", прокуратура Москвы вынесла предупреждение редакциям газеты "Известия" и международного журнала "ДА" ("Диалог Аврасия-Евразия") о недопустимости нарушения закона об экстремистской деятельности. Оказывается, уважаемые издания положительно отозвались о личности и деятельности Фетхуллаха Гюлена. А этот самый Гюлен, как выяснила московская прокуратура в результате проверки, является ни кем иным как лидером экстремистской группировки-секты "Нурджуллар", запрещенной в Турции и внесенной в России в список экстремистских организаций.

О том, кто такой Фетхуллах Гюлен на самом деле, российская публика, в том числе и читатели Портала, могут узнать без труда. Но - слово прокуратуре!

Автору этих строк довелось держать в руках текст предостережения московской прокуратуры с исходящим номером 13-37-2009, направленный в редакцию международного журнала "ДА". Приведем аргументационную часть из этого документа.

"В указанном журнале (ДА) имеют место статьи о лидере религиозного объединения "Нурджулар" Фетхулле Гюлене Хаджи эфенди. Также проверкой установлено, что международное религиозное объединение "Нурджулар" основано после I мировой войны муллой Саидом Нурси. В 70-х годах идеи С. Нурси по установлению шариата стал активно проповедывать имам Фетхулла Гюлен Хаджи эфенди. Последователи "Нурджулар" осуществляют на территории России издание, перевод и распространение книг С. Нурси.

Между тем, решением Коптевского районного суда г. Москвы, вступившим в законную силу 18.09.2007 года, книги С. Нурси признаны экстремистской литературой, что явилось основанием для обращения Генеральной прокуратуры Российской Федерации с заявлением о признании международного общества "Нурджула" (так в тексте - В.Е.) экстремистским и о запрете его деятельности на территории России".

Далее говорится, что решением Верховного суда от 10 апреля 2008 года данная просьба прокуратуры была удовлетворена.

А теперь займемся анализом приведенного образца прокурорского творчества. Из данного текста вовсе не следует логическое обоснование того, за что даже простое упоминание о г-не Гюлене попадает "под букву" запрета, то есть то, что он является лидером запрещенной организации "Нурджулар". В тексте говорится лишь о том, что Гюлен проповедовал идеи Саида Нурси по установлению шариата. Но никаких доказательств его формальной, институциональной связи с этой организацией, позволяющей назвать его именно лидером таковой, просто не приводится.

А теперь немного истории. И покойный ныне Нурси, и здравствующий ныне Гюлен - фигуры для новейшей истории ислама в Турции, безусловно, знаковые. Саид Нурси оказал определенное влияние на Гюлена, как и на всех религиозно мыслящих турок второй половины минувшего столетия. Но не только Нурси оказал влияние на Фетхуллаха-ходжу эфенди. Среди людей, оказавших на него влияние, были и многие другие богословы, да и просто образованные мусульмане, в том числе и собственный отец. В более поздний период к ним прибавились философы Камю, Сартр, русские писатели - такие как Толстой и Достоевский. Известно, что Нурси и Гюлен никогда в жизни не встречались. Собственно, общим между этими двумя персонами является то, что оба они – мыслящие мусульмане, пытающиеся гармонизировать мусульманское мировоззрение с современными временем и миром. Но даже здесь, на самом общем уровне, проявилось различие в дискурсах между двумя мыслителями. Если Нурси делает основной акцент на мистическое познание мира и Всевышнего и соединение его с опытом современной науки и мысли, то у Гюлена очевиден акцент на нравственно-этический аспект. Причем Гюлен, особенно в зрелый период его жизни и деятельности, – это уже не столько мусульманский проповедник, сколько носитель общегуманистических морально-этических идей, по традиции и рождению принадлежащий к исламу. В своей деятельности он не только последовательно и ясно осуждает насилие и экстремизм от имени ислама, но прямо и косвенно вообще не занимается религиозной индоктринацией. Более того, он первый мусульманский деятель, ведущий межрелигиозный диалог не только внутри авраамической триады религий, но и с представителями буддийской, конфуцианской и других культур. Кто может внятно объяснить, как гуманист и религиозный пацифист может быть одновременно опасным для государства экстремистом? Или прокуратура обладает магическими чарами для такого волшебного превращения?

Что же касается упоминаемых в предупреждении прокуратуры проповедей Гюленом идей установления шариата, то здесь можно сказать следующее. Действительно несколько раз против Фетхуллаха-ходжи эфенди выдвигались обвинения с подобной формулировкой. Однако следует напомнить, что все это имело место в тот период истории Турции, когда у власти находились ярые секуляристы-националисты. Надо сказать, что любая религиозная активность, выходящая за узкие официальные рамки, преследовалась, порой не менее жестко, чем в атеистическом СССР. И подрыв светского характера государства, и "призывы к установлению шариата" являютсячем-то вроде клишированных формулировок, типа наших "врагов народа" или "антисоветской агитации и пропаганды". Но ни одно из обвинений в адрес Гюлена в Турции не подтвердилось, в том числе и самые последние. Кстати, если бы в России столь же жестко и последовательно как в кемалистской Турции отстаивался бы конституционный принцип светского характера государства, очень многие из известных всем патриархийных рясоносцев, а также околоцерковных "православных граждан", "ассоциированных экспертов" и т.п., не вылезали бы из судов и зинданов…

В принципе, в России имя Гюлена, что называется, "попало под раздачу" в связи с пресловутым "делом нурсистов" полтора-два года назад. Но уже тогда в компетентных органах и властных структурах дали понять, что не смешивают Нурси и Гюлена, а также их последователей, и что фигура последнего вполне "легитимна" в глазах властей. Однако часть "экспертов", принадлежащая к "евразийскому" и околоправославному сообществу, активно вбрасывала негативную информацию о Гюлене и его последователях в медиа-пространство. И не только туда. Делали они это с подачи некоего турецкого гражданина Мехмета Перинчека, отец которого, Д. Перинчек, лидер рабочей партии Турции, был арестован по реально угрожавшему государственной безопасности Турции делу организации "Эргеникон".

Как-то сложно, например, объяснить, почему прокуратура заинтересовалась пресловутой публикацией в "Известиях" лишь десять месяцев спустя после того, как она появилась. Но именно сейчас, по ряду всем известных обстоятельств российской и международной жизни, складывается благоприятная ситуация для нового всплеска исламофобии. Может быть, за вниманием прокуратуры к личности Гюлена стоят рекомендации "экспертов", типа известных "соборных исламоведов-правозащитников"?

Автор этих строк, будучи историком и юристом, привык оперировать фактами, а не домыслами, в том числе своими собственными. А в данном случае факт состоит в том, что мы имеем дело с проявлением некомпетентности и незнания вопроса, увы, со стороны правоохранительных органов. И резюмировав все подобным образом, нужно сказать, что Гюлен и его сторонники пользуются положительной репутацией и влиянием, прежде всего, в современной Турции. А развитие политических и экономических связей с этой страной является сегодня стратегическим и тактическим приоритетом внешней политики России (в том числе, и из-за основополагающего для нашей страны энергетического фактора). И если к тому, что некомпетентность изрядно портит нашу внутреннюю жизнь, мы уже люди "привышные", то возможность серьезно подпортить прокурорской некомпетентностью также и ключевое направление внешней стратегии будет явлением новым и очень неприятным.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]