Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
05-02-2004 18:58
 
Олигархи в законе Божием. «Православные предприниматели» предлагают себя власти в качестве более достойных партнеров, чем олигархи первого поколения

Прошедший в Москве VIII Всемирный русский народный собор (ВРНС) привлек к себе значительно большее внимание, чем предшествующие издания того же действа. И это несмотря на то, что на сей раз первое лицо государства на нем не присутствовало. А может быть, и благодаря этому.

Долгое время (с самого момента своего рождения смутной осенью 93-го) ВРНС был довольно протокольным мероприятием, на котором политики, не чуждающиеся патриотизма, в необязательной манере говорили о своей любви к православию и русским. Но в "России без СПС", в "России после 7 декабря" это мероприятие приобретает уже совсем другое значение и вес в качестве демонстрации влияния и сплоченности православно-национального политического "лобби", столь выигрышно этим ныне отличающегося от явного разброда и нечеткости в центре и на либеральном фланге и упадка "красной" левой оппозиции.

Фактически умеренные православные патриоты вместе с покровительствующей им РПЦ МП остались единственной из значимых политических группировок 1990-х, которая не ослабела, а усилилась за последние годы. Причем не только усилилась, но и обрела своего политического лидера в лице Сергея Глазьева. В отсутствие Путина, собор превратился в настоящий бенефис "кандидата № 2" - его выступление привлекло большое внимание, а "хитом" собора стали обнародованные на нем "принципы православного предпринимательства", в составлении которых Глазьев принимал самое активное участие.

Это, впрочем, нисколько не противоречит установленной "по умолчанию" верности соборян и руководства РПЦ МП лично В.В. Путину. Другое дело, что Путин давно уже оказался вне-политической фигурой, ориентироваться на которую в политических вопросах довольно сложно. Так что бенефис Глазьева на ВРНС весьма показателен и в плане оценки ориентации православных патриотов на те или иные фигуры, и в том, каков престиж "кандидата № 2", который ввиду вне-политичности Путина становится естественным образом "политиком № 1". И журналисты вполне справедливо предположили, что в Кремле могут оценить "Принципы предпринимательства" как своеобразную "предвыборную программу" Глазьева.

Конечно, содержание этого документа намного шире, и Глазьев не является ни единственным, ни главным его заказчиком. Не меньшую заинтересованность в документе проявил и знаменитый Сергей Пугачев, доказавший в суде неправемерность своего именования "православным олигархом", - влиянию которого приписывают ряд изменений в документе, внесенных едва ли не в последний момент. Причем, что характерно, - в сторону большей "антиолигархической направленности". Но в наибольшей степени о политическом и "социально-заказном" характере документа говорит его стиль и манера формулировать мысли. Документ является светским не только по стилю, но и, что более существенно, по внутренней логике и ориентации на политическую и бизнес-элиту – в нем нет никакого строгого церковного ригоризма или, тем более, морализма. В нем есть, так сказать, "удобные" истолкования заповедей, подходящие для бизнесмена, который хочет заниматься своим делом и при этом быть или хотя бы казаться православным. Причем руководствоваться этими принципами надо не в качестве личного духовного делания – для этого вполне подойдут и обыкновенные, библейские, 10 заповедей, в которых всякий бизнесмен услышит немало упреков своей совести, от "не сотвори себе кумира" и "чти день субботний", и до не укради, не убий и прелюбы не сотвори, - а в "социальном пакете", как определенные нормы организации "русского православного бизнес-сообщества". Это, так сказать, платформа существования "цивилизованного бизнеса" в "русской православной среде".

Строго говоря, обнародованные "Принципы" можно и нужно воспринимать как политический документ. "Православные олигархи" и полуправославные полуолигархи с благословения Церкви выходят к власти с декларацией принципов ведения своего бизнеса и отношений с обществом и подчеркивают, что эти принципы сильно отличаются от тех, которые вызвали недовольство власти олигархами "эпохи первоначального накопления". Представители "пугачевского" клана так сказать перехватили старое обвинение в свой адрес, что они не принципиальные противники олигархии, а только сторонники замены одних олигархов "еврейских либеральных", на других  "русских православных". Выступление с "Принципами православного предпринимательства" должно одновременно и подтвердить это обвинение и нейтрализовать его. "Да. За замену. Но ни корысти ради, а токмо волею пославшего нас Патриарха, в соответствии с социальной концепцией Русской Православной Церкви и на благо общества, в чем имеем подтверждение, в подписанной нами хартии". С таким обоснованием необходимости кадровой революции в олигархических верхах поспорить будет трудно…

Но вот только заинтересует ли эта хартия власть? Ведь еще история средневековой истории подтвердила простой факт – уважать "католических бизнесменов" короли конечно уважали, но вот только деньги брать предпочитали у еврейских ростовщиков, с ними было как-то удобнее.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]