Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
16-12-2003 19:17
 
Национальная идея - против раскола. Для некоторых современных старообрядцев борьба против ИНН может оказаться важнее двуперстия

Процесс преодоления русских расколов набирает обороты. В минувшее воскресенье на московском Рогожском кладбище прошла беспрецедентная встреча "клириков и прихожан ряда московских храмов" с двумя епископами Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) и протоиереем Леонидом Гусевым, фактически играющим роль управляющего при болящем первоиерархе РПСЦ митрополите Алимпии, своем старшем брате. Атмосфера "братства и взаимопонимания", царившая на встрече, невольно навеяла ассоциации с недавним визитом делегации РПЦЗ(Л) в Москву, во время которой также обсуждались "пути восстановления единства Русской Церкви".

Понятно, что проблема "воссоединения со старообрядцами" имеет другую специфику, чем в случае с РПЦЗ. "Более застарелый раскол" требует и более длительного времени для "уврачевания". Кроме того, проблема старообрядчества беспокоит руководство РПЦ МП еще в меньшей степени, чем проблема новообрядческого "альтернативного Православия", на которую, впрочем, тоже обращается все меньше внимания. Разница здесь в том, что "альтернативное Православие" пытается "играть" на поле РПЦ МП, потенциально претендуя на ту же паству, на тот же "символический капитал". Старообрядчество же благополучно вытеснено в массовом церковном сознании за рамки православного "мэйнстрима", воспринимается как экзотическая этнокультурная группа, которая занимает какую-то свою особую нишу, наподобие неправославных "традиционных конфессий", с которыми можно мирно сосуществовать или даже сотрудничать при условии их принципиальной лояльности к "господствующему исповеданию". В общем, церковных людей, которых беспокоит вопрос "воссоединения со старообрядцами", в России довольно мало, значительно меньше, чем стремящихся вместе причащаться с "зарубежниками".

Одной из самых ярких фигур, участвующих в неформальном диалоге РПЦ МП со старообрядцами, является игумен Кирилл (Сахаров), настоятель московского храма св. Николы на Берсеневке, получивший широкую известность в бытность свою председателем Союза православных братств (СПБ). "Старообрядчество" о. Кирилла многими воспринималось в контексте его церковно-политической позиции как главы радикального православно-патриотического объединения - СПБ. Возрождение русского национального духа, русского типа религиозности подразумевает радикальный отказ от любого "западничества", от любой реформации, неприятие "окна в Европу", прорубленного Петром, и - далее - никоновских реформ, непосредственно предшествовавших этому прорубанию.

Характерно, что почва для диалога на состоявшейся в воскресенье встрече была найдена именно в этом, национально-патриотическом, дискурсе. Представители московских приходов РПЦ МП почти не говорили с руководством РПСЦ о вероисповедных или канонических отличиях между двумя деноминациями. Старообрядческий епископ Савватий лишь вскользь призвал вернуться к нормам Стоглавого Собора (XVI в.), тут же оговорившись, что все русские православные люди (то есть, не важно, старообрядцы они или новообрядцы) одинаково осуждают ИНН и электронные паспорта, сопротивляясь таким образом наступлению "антихристова века".

Видимо, вопросы канонические и богословские, положенные некогда в основу русских церковных разделений, мало интересуют сейчас не только участников объединительного процесса "РПЦ МП - РПЦЗ", но и участников неформального диалога "старообрядцы - новообрядцы". Так неужели пафос совместной борьбы с русофобами обернется забвением тех истин, ради которых шли на костер и плаху "ревнители древлего благочестия" прошлых веков?..


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]