Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
13-11-2003 22:39
 
Москва - Дели - Москва. Строительство Ведического центра в Москве усилит позиции кришнаитов в Индии?

В начале 90-х годов, когда в российской столице стали появляться плакаты "Поздравляем с Рождеством!", "Христос Воскресе!", "Москва Пасхальная", запечатлевавшие признание и уважение к православию на общегородском или даже на общегосударственном уровне, из уст отдельных православных можно было порой услышать недоуменные вопросы. "Кто нас, собственно, поздравляет и что, собственно, эти поздравления означают в условиях светского государства?"; "Не последуют ли вскоре за этими вывесками такие, как, например, "Москва ханукальная", "Москва протестантская" и пр.?"

Как было видно по тону недоумений, высказывавшие их не очень-то желали появления иноконфессиональных транспарантов и, в этой связи, не могли со "спокойной душой" принять православный праздничный антураж на улицах Москвы. Иными словами, сущность недоумений православных состояла в опасении, что иные конфессии, существующие в России, предъявят определенные права на размещение своей атрибутики.

Можно сказать, что данная проблема, которая и так никогда не снималась с повестки дня, сегодня актуализировалась с особой остротой.

Действовавшему доселе кришнаитскому храму близ метро "Беговая" предстоит демонтаж. На территории храма планируется воздвигнуть элитный жилой дом и бизнес-центр, в связи с чем холдинг "Донстрой" уже окружил кришнаитский храм забором. Последователи Общества сознания Кришны в российской столице при поддержке друзей из Индии добиваются разрешения построить новый ведический храм, а вернее, ведический центр гигантских размеров: высотой 52 метра и площадью свыше 10 тысяч кв. метров. Как сообщает Newsru.com, "храм, может стать самым крупным культовым сооружением, построенным в течение последних 800 лет за пределами Индии". При этом планы вайшнавов выходят за рамки постройки здания для совершения культа. Речь идет о постройке ведического центра, сравнимого по своей функциональности с Храмом Христа Спасителя – архитектурный комплекс должен включать в себя и зал собраний (в чем можно увидеть своеобразный аналог Зала церковных соборов), и "студии для занятий индийским танцем, индийской музыкой и йогой, и вегетарианское кафе, и проч.".

Стоит отметить, что дискуссия особенно обострилась накануне визита в Россию премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпаи. Нынешний премьер-министр известен как давнишний лидер индийской консервативной политической партии Бхаратия джаната парти (БДП), проводящей в последние годы концепции Хиндутвы (индусскости) в жизни Индии. Принципами Хиндутвы, в частности, является повышенный акцент на роль индуизма в политике Индии, одной из граней которого оказывается "противопоставление мусульманам и христианам". Однако, для кришнаитов принципиально важным здесь может являться то, что БДП тесно связана с Всемирным советом индусов (Вишну хинду паришад) – одним из самых активных формирований индусской общины в современном мире. Более того, эта организация, в частности, выступает на международных конференциях, где заявляет о ведических корнях некоторых европейских стран. Например, в 1985 г. в Копенгагене лидеры ВХП выступили с утверждением о том, что "в древности славянские племена исповедовали индуизм" со всеми вытекающими отсюда выводами (см. Клюев Б.И.Политический индуизм // Древо индуизма. М., 1999. Сс. 459-460). И одним из этих выводов является утверждение, что, применительно к российской ситуации, нужно говорить не о привнесении индуизма, а о "возвращении славян в лоно их исконной веры".

В таком контексте деятельность вайшнавов России оказывается определенной заслугой перед ведической религией и может расцениваться как реализация хиндутвы. А если учитывать, что в задачи ВХП входит упорядочение различных индусских культов ради сплочения общины и обоснование с позиций индуизма действий неоиндуистских групп на Западе, то вайшнавам жизненно важно заслужить добрую репутацию в глазах ВХП. Поэтому ведический центр, о котором сейчас в Москве идет спор, нужен вайшнавам не только для России, но и в не меньшей степени для самой Индии!

Понятно, что вайшнавские планы по постройке столь масштабного ведического центра в исторической части столицы не вызывают сочувствия в православных кругах, представители которых открыто говорят свое "нет" ведическому проекту. Против выделения территории под постройку центра высказываются не только православные общественные организации, но и представители синодальных структур Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП). Так, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) священник Михаил Дудко выражает недоумение, отмечая, что такого храма нет ни у одной религиозной организации России, а другой сотрудник ОВЦС МП - Роман Силантьев - напоминает о том, что Общество сознания Кришны является "нетрадиционной религиозной организацией" для России.

Нужно сказать, что, по Российской Конституции, у Общества сознания Кришны, как у зарегистрированной организации, есть правовые основания для постройки ведических центров. Ведь российское государство остается светским и формально религиозные объединения в России от него в одинаковой степени отделены. Понятия "секта", "новое религиозное движение" или "неоориенталистский культ" не фигурируют в российском законодательстве, "прозелитические технологии" в нем тоже не расписаны. Поэтому, опираясь на него, проблематично разграничивать права религиозных организаций, регламентировать их жизнь на российском пространстве.

Однако проблема оказывается не так проста, когда речь начинает идти не о каком-либо камерном существовании той или иной конфессии, а о зримом воплощении ее бытования – в особенности, о соответствующем архитектурном сооружении. Возникает вопрос о нарушении конкретного исторически сложившегося образа города или местности, о привнесении "инородных элементов в топонимику". Болезненно эту ситуацию воспринимает не только РПЦ МП, привыкшая связывать свое духовное видение с конкретной географической реальностью. Обнаруживаются и следы вроде бы ушедшего "в лету" российского традиционализма, когда невоцерковленное население, ограничивающее свою духовную жизнь "крещением" и "панихидой", православным проектам говорит "да", а другим – "нет". Стоит заметить, что в данном случае проблему нельзя сводить к вопросу о какой-либо "канонической территории", а приходится говорить о феномене локального "конфессионального геопространства", на который вряд ли можно закрыть глаза.

Но, если инфраструктура и исторический облик сегодняшних российских регионов (в особенности, сельской глубинки), несмотря на все советские пертурбации, имеет немало общего с тем, что было в эпоху православного государства, про Москву этого не скажешь. По сравнению с другими городами инфраструктура столицы неизмеримо больше подверглась инновациям, отражающим веяния эпохи глобализма. Кроме того, многими она просто воспринимается как "деловой" или "бизнес-центр". Приходится констатировать, что, несмотря на немалое число православных верующих в Москве, наличие в ней множества церквей и даже воссоздание Храма Христа Спасителя, ее инфраструктура больше отражает глобалистские и экономические реалии жизни, чем исконную православную религиозность. А коммерциализм, отчасти даже занимая в сознании общества место религии, вряд ли имеет еще какой-либо "конфессиональный цвет"…Однако вопрос о "конфессиональном геопространстве" столицы это никоим образом не отменяет, а напротив, актуализирует.

По всей видимости, дискуссия, связанная с проектом ведического центра в Москве, далека от своего завершения. Возможно, она заставит многих задуматься о том, какова может быть конфессиональная идентичность столицы России в эпоху глобализации, в какой степени она может отражать интересы религиозных организаций и конфессиональный портрет страны.

Борис Кнорре, для "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]