Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
30-04-2003 15:50
 
«Трапеза исполнена — насладитеся вси!» Почему православные храмы пустуют на Светлой седмице?

Великий пост - самое одухотворенное время православного календаря - кончился, наступила Пасха, "Праздников Праздник и торжество торжеств", идет Светлая Седмица, и — храмы опустели… Православные, сделав над собой последние усилия на Страстной Седмице перед Пасхой, по возможности посещая последние великопостные богослужения и готовясь к встречи Воскресения Христова, теперь в большинстве своем отдыхают. Вроде бы это закономерно и законно. Но…

Вот что говорит 66-е правило VI Вселенского Собора о том, как должны верующие проводить Светлую Седмицу: "От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся". Т.е. Церковь не просто рекомендует, но заповедует специальным каноном всем верующим в первые семь дней после Пасхи как можно больше времени, а если возможно, то и непрестанно, находиться в церкви, участвовать в богослужении и причащаться Тела и Крови Христовых, — подчеркивая, что именно таким образом можно воскреснуть вместе со Христом.

Однако, именно это правило Церкви постоянно нарушается, и не просто нарушается, но сложившаяся церковная традиция порой даже учит верных поступать наперекор ему. Во многих храмах причастие на Светлой Седмице не только нежелательно, но даже запрещено. Скорее всего, если кто-то вздумает придти причаститься на Светлой Седмице, священник просто не станет его исповедывать и не допустит к причастию: пост-то кончился, причащаться надо было в пост, а теперь не положено… А как же церковное правило?..

О церковных правилах вообще как-то редко вспоминают в наш век, когда многие считают, что каноны Церкви устарели. Но здесь действуют, к сожалению, и другие причины. Правила относительно причащения нарушались в Российской Церкви уже давно, еще до революции, и можно сказать, что возникла просто некая новая "традиция", противоположная Церковному Преданию, но устойчивая, нарушать которую теперь "не следует" в значительно большей степени, чем само Церковное Предание.

И вот, храмы после Пасхи пустеют, священник выносит чашу со Святыми Дарами и говорит неизвестно кому: "Со страхом Божиим и верою приступите!" — поворачивается и уносит чашу обратно в алтарь, — и таким образом Литургия, главное церковное богослужение, превращается просто в какое-то театральное представление для весьма немногочисленных в эти дни зрителей. Большинство православных ведь предпочитают в эти дни "наслаждатися" не Святыми Тайнами, а куличами и крашенными яйцами, и призыв св. Иоанна Златоуста из его Слова на Святую Пасху: "Трапеза исполнена — насладитеся вси!" — понимается, к сожалению, не духовно, а в самом грубом и плотском смысле. Пост-то кончился, теперь и поесть, наконец-то, можно…

Татьяна Сенина, для "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]