Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
22-04-2009 17:31
 
Элементарный подсчёт. Обнародованная милицейская статистика участия россиян в пасхальных богослужениях может много рассказать о жизни епархий

Как известно, рекорды массовая посещаемость россиянами храмов РПЦ МП "бьет" четыре раза в году – на Рождество, Крещение, Пасху и Троицу. Из всей же этой праздничной "четвёрки" первенство определённо за Пасхой.

Впрочем, уровень посещаемости напрямую связан с возможностями индивидуального потребления освящённых продуктов, которые освящаются, по церковным правилам, строго в определённые дни. Хотя массово ходят и за крещенской освящённой водой, но весна зиме не чета, а посему приходящих святить куличи и яйца всё равно на круг выйдет поболе.

В последние годы всё чаще и чаще со стороны функционеров Московской патриархии раздаются упреки в адрес милиции в занижении официальной статистики участия россиян в церковных богослужениях. Скорее всего, такие упреки раздадутся и на сей раз, поскольку в сравнении с 60-80-процентной декларативной православной самоидентификацией россиян и с объявленной почти 90-процентной готовностью праздновать Пасху, показатели посещаемости церковных служб даже в самый великий христианский праздник довольно скромны, да и, пожалуй, что даже ниже, чем в первые постсоветские годы. Хотя, согласно последним данным, по Москве "явка", несмотря на непогоду, оказалась выше прошлогодней почти на 30 тысяч (общее количество пришедших – 137 тыс.). Небольшой, но прогресс! Все же взяли планку в 1 % от общего числа жителей российской столицы! (К Думе, правда, с такими показателями и близко не подступиться…).

Попробуем же разобраться в хитросплетениях пасхальной статистики и тут, действительно, есть над чем подумать.

Согласно данным российского МВД, в ночь с 18 на 19 апреля 2009 г. 4,5 миллиона человек "участвовали в пасхальных богослужениях" и, что ещё немаловажно, "в крестных ходах"! Это, конечно, немного. Лишь каждый 43-й россиянин. К тому же, любой, кто хоть раз бывал в церкви в пасхальную ночь, знает, что после крестного хода численность находящихся в храмах и подле них резко сокращается – раз в 5. Стало быть, на самой пасхальной службе было менее миллиона россиян, то есть около 0,6 % населения "православной страны"!

Тот же милицейский источник насчитал на территории России взятых на время праздника под охрану 9 300 храмов Московской патриархии. Очевидно, в данном случае властями учитывалось число зданий и помещений, в которых богослужения совершаются регулярно, ведь только в одной Москве РПЦ МП числит в своём активе 872 церквей и часовен. Богослужения же на Пасху, как утверждают в милиции, совершалось лишь в 230 московских храмах.

Разделив "первичные" 4,5 миллиона на 9 300, получим немногим боле 470 человек на одну открытую в пасхальную ночь церковь и это с учётом зевак, пришедших посмотреть крестный ход.

Этим цифрам трудно не доверять, поскольку иначе богомольцы бы просто штурмовали в пасхальную ночь двери храмов, чего как-то нигде не наблюдалось.

Статистика по регионам тоже довольно интересна. По данным РИА "Новости" со ссылкой на пресс-секретаря департамента охраны общественного порядка МВД, "наибольшее количество верующих пришло на пасхальные богослужения в Краснодарском крае (370 тысяч человек), Ростовской (257 тысяч), Рязанской (190 тысяч), Нижегородской (175 тысяч), Курской (152 тысячи) и Московской областях (152 тысячи)".

Любопытно отметить, что в число регионов-рекордсменов не попала "самая православная в "России Белгородская область. Скорее всего, это стало следствием того, что, как сообщали накануне Пасхи местные СМИ, тамошние власти создали населению все условия для посещения кладбищ на Пасху.

Параллельно общероссийским данным имеется отдельная статистика по Воронежской области. Здесь 96 тысяч посетивших ночные службы приходится на 204 взятых под охрану епархиальных храма; из них 25 тысяч – примерно на миллион жителей в самом Воронеже с его почти полусотней церквей.

Сопоставим милицейские сводки с численностью населения регионов и получим процент принимавших участие в пасхальных богослужениях. С рядом допущений (исключив, например, зевак или заведомо неправдоподобные цифры) можно признать, что средние показатели посещений пасхальных богослужений близки к реальному числу институционально верующих ("практикующих"). Правда, в случае определения достоверных показателей статистики населения придётся произвести некоторые несложные допущения. Так, в Краснодарском крае к официальной численности населения "более 5 миллионов человек", согласно сайту администрации края (5 150 тысяч по результатам переписи 2002 г.), аналитики "Википедии" вполне обоснованно предлагают прибавить ещё миллион неучтённых жителей. Может быть, несколько меньшие по масштабам прибавления можно сделать практически по всем указанным территориям (расхождение официальных и неофициальных показателей обозначается с помощью знака "/").

Итак:

- 370 тысяч пришедших в храмы приходится на 6 000 000 в Краснодарском крае, что даёт 6 % от максимально возможной численности жителей,
- 257 тысяч - на 4 300 000 / 4 600 000 в Ростовской области (5 %);
- 175 тысяч на 3 360 000 / 3 450 000 Нижегородской области (ок. 6%),
- 152 тысячи на 6 700 000 / 7 300 000 в Московской области (немногим более 2 %),
- 96 тысяч на 2 350 000 / 2 450 000  Воронежской области (почти 4 %).
На этом фоне выделяются Рязанская область – 190 тысяч на 1 165 000 жителей (свыше 17 %!), и Курская – 152 тысяч на 1 200 000 (ок. 13 %).

Известна территориальная неравномерность институциональной религиозности, но чтобы такая: 13 % и 17 % при средних 4-5 % и ещё в одинаковых погодных условиях!?

Здесь уместно вслед за Станиславским воскликнуть "Не верю!"

И всё же, отбрасывая догадки о дружбе архиереев с милицейскими генералами, можно попытаться рационально объяснить столь разительные расхождения в показателях Курской и Рязанской областей - напомним, в среднем в 2 и 3 раза соответственно превосходящие статистику других регионов-рекордсменов по общему количеству посетивших пасхальные богослужения.

Первое напрашивающееся объяснение – епархии живут в режиме авральных мобилизаций.

В одном случае – в Рязани – имеет место долговременный конфликт между епархией и светским обществом за статус правообладателя местного Кремля. Статистические показатели складываются в копилку каждой из сторон. Сторонники светского музея не раз собирали подписи под обращениями в разные инстанции. Пасха – массовый и любимый народом праздник – самый прекрасный повод заявить о поддержке другой стороны с демонстрацией числа потенциальных сторонников: "Вот, смотрите, нас сколько, явно больше, чем ваших подписантов!"

Во втором случае – на кону "событие года" (если не века) всей православной России – паломничество главной святыни Русского Зарубежья иконы Знамения Божией Матери Курской Коренной. Осталось пять месяцев, но монастырский храм пока не достроен, требуются не просто недостающие деньги (50 миллионов руб.), но и показ каждодневной мобилизационной готовности, причём не только епархии, но и местной административно-управленческой элиты.

Михаил Жеребятьев,
для "Портала–Сredo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]